30 Апр

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Каждое промышленное предприятие, в том числе и предприятие лёгкой промышленности, разными путями добиваются увеличения эффективности своей деятельности. Одни диверсифицируют свою деятельность, с целью распределения финансового риска и уменьшения влияния конкуренции на сферу своей деятельности, например ЗАО «Пензенская трикотажная фабрика». ЗАО «Парижская коммуна» совмещает производство обуви с целым рядом направлений деятельности:

  • коммерческой в виде фирменной розничной и оптовой торговли;
  • управлением долгосрочными финансовыми вложениями;
  • управлением имущественным комплексом;
  • управлением общественно-бытовой инфраструктурой;
  • управлением инженерным обеспечением. [10, стр. 89-94]

Повысить производительность предприятие может не только путем диверсификации, но и на основе интеграции своих бизнес-отделений по всей стоимостной цепочке. Создание синергетической стоимости на основе интеграции по стоимостной цепочке применяли в своей работе концерн «Панинтер» и Сибирская компания «Вестфелика», которая создала в Новосибирске производство материалов и комплектующих для производства, обуви, литье подошв. Компания в настоящее время работает над созданием своего собственного кожевенного производства тем самым повышая эластичность и мобильность производства, получая возможность быстро реагировать на покупательскую потребность.

Предпосылкой для создания диверсифицированных и интегрированных корпоративных структур является синергизм, а именно его положительный эффект, тот, что за последние десятилетия является объектом внимания и изучения многих практиков и теоретиков.

Термин «синергия» происходит от греческого «synergeia» -«сотрудничество»

«содружество»[9, стр. 672] и концентрирует внимание на согласованности взаимодействия частей при создании системы как единого целого. В «энциклопедическом словаре» [4, стр.1519] «синергия» определяется как «научное направление, исследующее связи между элементами системы, которые образуются в открытых структурах вследствие интенсивного обмена энергией и веществом с окружающей средой в неравных условиях.  В этих структурах отслеживается согласованное действие подсистем, в результате чего повышается степень ее упорядоченности, точнее уменьшается энтропия (самоорганизация)».

Синергетика, по мнению Г. Хакена, «совокупный коллективный эффект взаимодействия огромного количества подсистем, приводящий к формированию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах» [11, стр. 248].

Определения, содержащиеся в энциклопедических словарях, не содержат отличий в терминах синергизм, синергия, синергетический эффект, зачастую придавая им по отдельности один и тот же смысл. Например, в Большом экономическом словаре под синергией и синергетическим эффектом воспринимается «нарастающий эффект слияния разных частей, деятельности в результате интеграции в цельную систему за счёт так называемого системного эффекта» [3], в  торговом словаре бизнеса синергизм описывается как «явление, при котором всеобщие поступления от ресурсов организации более суммы частей». В Кратком экономическом словаре [8, стр. 624] отмечается, что понятия синергия и синергизм являются синонимами. Таким образом, в такие термины как синергия, синергизм, синергетический эффект вкладывается идентичный смысл, так что в целях исследования их дозволено считать равнозначными.

Внимание к синергетике в стратегическом планировании было привлечено  около 40 лет назад совместно с становлением процессов диверсификации компаний. В 1960-х гг. И. Ансофф, продемонстрировал, что основанная на применении итоговых результатов синергизма стратегия может восприниматься как «красная нить» процесса диверсификации, дозволяя предприятию применять нынешние превосходства в новых областях деятельности.

Синергию определили как меру совместных эффектов, как кумулятивный положительный эффект (2+2=5), тот, что гораздо повышает совокупные результаты разных бизнесов компании в сопоставлении с уровнями результативности всякого из них по отдельности [1].

Следует заметить, что ученые пишут, как правило, только о положительном синергетическом эффекте, изредка лишь упоминая о допустимых последствиях негативной синергии, когда ресурсы организации применяются неэффективно. Например,   когда  компания   пытается   освоить   новейший   вид деятельности, отличающийся от уже существующих в ней, не имея никаких навыков и наработок в данной сфере. Появляется противоречие между терминами, характеризующими синергизм и реальными его проявлениями, точнее с одной стороны утверждается, что это «положительный эффект», а с иной подразумевается существование негативной синергии. В данной ситуации представляется допустимым или пересмотреть само определение синергизма, или же найти альтернативу термину «отрицательный синергетический эффект».

По нашему мнению, рациональней заменить термин «негативной синергии». Потому как слова синергетика греческого происхождения, в качестве альтернативы «негативному синергетическому эффекту» мы предлагаем воспользоваться наименованием апофатический эффект (греч. apophatikos — отрицательный).

Исследование концепции синергизма продолжили такие ученые как Портер М.,Прахалад К., Хэмел Г и Кантер Р. М.. У истоков эмпирических исследований эффекта синергизма был Румельт Р., пристально исследующий задачи взаимосвязей стратегий диверсификации и итогов деятельности больших заокеанских корпораций.

Ансофф И. довольно легко объяснил явление синергизма на языке математики дальнейшим образом. Всякий товарный рынок вносит определенный взнос в общие доходы предприятия. Si — годичный стоимостной объем продаж і-го товара; Oj — операционные издержки в стоимостном выражении (трудовые ресурсы + материалы + накладные и административные издержки + амортизация);I — инвестиции в разработку товаров. Норма возврата вложений (НВИ, ROI) в годовом исчислении по товару Р1 может быть выражена дальнейшим образом:

Похожие формулы можно написать для каждого изделия товарной линии: Р1, Р2, P3… ,Pn. Если изделия никак не связаны меж собой, то общие объёмы продаж, издержек и инвестиций будут равны:

So=Sl + S2+…+ Sn,

Oo = O1 + O2+…+ On>

Po= P1 + P2 +… + Pп.

Общий объем нормы возврата инвестиций будет равняться:

В большинстве компаний имеется эффект масштаба (издержки изготовления и сумма инвестиций в средней компании меньше суммы по отдельным мелким фирмам). Арифметически это выглядит следующим образом:

если  Sc = So, то  Ос ≤ Оо,

       Ic Io ,

где показатели с индексом c соответствуют «интегрированному» предприятию, а с индексом oразным организациям. В итоге

ROIc > ROIo.

Идентичного результата можно добиться при таком же объеме инвестиций [2, стр. 344].

Выбор стратегии развития предприятия обязан быть подкреплен наличием соответствующих для проведения ресурсов. Опираясь на эту аксиому, Итами X.

рассматривает синергизм как процесс увеличения эффективности  использования ресурсов предприятия, которые ученный разделяет на два вида: материальные, (физические) активы и нематериальные (невидимые) активы. По его мнению цель синергизма это использование эффекта (безбилетника), когда аккумулируемые ресурсы в одной части организации, используются одновременно и без каких-нибудь дополнительных затрат других её частей.

      Существуют разные систематизации синергизма, скажем, по времени проявления:

  • синергизм на стадии создания организации, возникающий в форме экономии денежных средств и времени;
  • операционный синергизм, как результат эффекта масштаба и распределения накладных затрат [7, стр. 416].

При систематизации  синергизма по  источникам  увеличения  прибыли выделяют следующие его виды: [7, стр. 416].

  • торговый синергизм. Имеется в случае, если изделия транспортируются по одним и тем же каналам распределения и их разработкой управляет один и тот же персонал, если они складируются на одном складе.
  • операционный синергизм. Является результатом высшей степени применения производственных мощностей и персонала, распределения общехозяйственных затрат, превосходств общих направлений обучения и покупок огромных партий изделий.
  • инвестиционный синергизм. Может быть следствием общего использования заводского оборудования, общих резервов сырья, перемещения итогов исследований и разработок (ИИР) с одного изделия на другое, эксплуатации общего производственного оборудования.
  • управленческий синергизм. Этот синергизм во многом определяет общий положительный эффект и заключается в совместном использовании административных источников компании.

Выделяют  также  синергию влияющую на расходы и  доходы ( Гохан П. А.) [5, 741 стр.]:

  • операционную, которая проявляется в двух формах — сокращении расходов и увеличении доходов.

      —     финансовую, как возможность снижения затрат на капитал.

Каплан  Р. и Нортон Д. в своей работе «Стратегическое единство» рассматривают   создание синергии на основе стратегического единства организации, планируемого при помощи сбалансированной системы показателей, и выделяют четыре вида синергии [6, стр. 416]:

  • финансовую, отражающую увеличение стоимости акционерного капитала.
  • клиентскую, показывающую увеличение потребительской ценности при использовании общей клиентской базы.
  • синергию внутренних бизнес — процессов, показывающую такую координацию процессов, которая позволит достичь экономии за счет объемов или интеграции стоимостной цепочки.
  • синергию опыта и обучения, содержащую развитие и использование активов (информационные системы, организационную культуру, людей).

Терминология любого автора субъективна, зачастую в один и тот же термин вкладывается разный смысл, например: «операционный синергизм». Для поиска взаимосвязи между определениями нужно одну из классификаций принять за базовую, а остальные соотнести с ней.  По нашему суждению классификация Каплана Р. и Нортона Д. является особенно приемлемой, все типы синергизма, предложенные другими исследователями целесообразно «подвести» под неё. Наиболее наглядно это отражено на рисунке  1.1.

Исходя из рисунка 1.1, видно, что классификация синергетического эффекта Каплана Р. и Нортона Д. особенно удобна для последующей исследовательской работы, т.к. она является особенно полной и распространенной в практике, т.к. используется при построении стратегических карт предприятия и создании системы сбалансированных показателей.

Выходит, сущность синергии заключается в том, что финальные итоги функционирования системы не равняются сумме результатов личной работы отдельных структурных элементов. Синергетический эффект появляется в результате взаимодействия всех комбинированных элементов организации, и если они соответствуют друг – другу, то возникает положительный синергетический эффект.

Рис. 1.3. Взаимосвязь классификаций синергизма.

Далее рассмотрим появление синергетического эффекта в промышленной организации и взаимосвязи между подразделений способствующие текущему процессу

Выводы:

  1. На создание и выбор стратегии оказывают значительное влияние многие факторы, одним из которых является вероятность приобретения синергетического эффекта от реализации рассматриваемой стратегии. Сущность синергии заключается в том, что финальные результаты функционирования системы не равняются сумме результатов личной работы отдельных структурных элементов. Синергетический эффект появляется в результате взаимодействия всех комбинированных элементов организации, и если они не соответствуют друг другу, то появляется отрицательный эффект, если адекватны — положительный.

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.
  3. 3.Большой  экономический  словарь./  Под.   ред.   А. АзрилиянО. АзрилиянЕ. КалашниковаО. Квардакова: Институт новой экономики ISBN 5-89378-012-4; 2010 г.-1472 стр
  4. Большой энциклопедический словарь:  М.: Большая рос. энцикл., 2011-1519
  5. 5.Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. — М.:
  6. Альпина Бизнес Букс, 2010. — 741 с.
  7. 6.Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в
  8. новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей.- М.: Олимп-Бизнес, 2009.-416 с.
  9. 7.Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. 2-е издание. —
  10. СПб.: Питер, 2004. — 416 с.
  11. 8.Краткий  экономический  словарь/  Издательство: Гелиос АРВ  ISBN 978-5-85438-210-6; 2012 г.-624 стр.
  12. 9.Словарь иностранных слов – под ред. Комлева Н.Г.-Эксмо-пресс, 2006- 672с.
  13. 10.Никитин  А.А.   Стратегическое  управление  крупным  промышленным предприятием // Проблемы теории и практики управления. — 2014. № 6. -С. 89-94
  14. 11.Хакен Г. Синергетика Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. -КомКнига, 2014. — 248 с.
    ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)
    В статье рассматриваются значимость и роль синергетического эффекта при формирования стратегии развития на производственных предприятиях реального сектора экономики: ЗАО Пензенская трикотажная фабрика, ЗАО» Парижская коммуна» и др. Уточняется термин синергетического эффекта, его происхождение и дальнейшее развитие в экономике.
    Written by: Нойкин Сергей Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook