30 Янв

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Как известно, договор об образовании Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) был подписан29 мая 2014 г. в Астане лидерами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Союз начал функционировать с 1 января 2015 г., а со 2 января 2015 г. его состав был пополнен Республикой Армения и с 12 августа 2015 г. – Республикой Киргизия.

В процессе функционирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), предшествующего Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭСбыла принята Концепция агропромышленной политики государств — членов ЕврАзЭС, а Коллегиями Минсельхозпрода Республики Беларусь и Минсельхоза Российской Федерации была принята Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси.

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика государств ЕАЭС, изложенная в Договоре о ЕАЭС, предусматривает согласованную (скоординированную), но не единую агропромышленную политику. Это положение принципиально отличается от аграрной политики Европейского союза, где существуют единые экономические правила, как внутри самого ЕС, так и во взаимоотношениях с третьими странами.

В целях обеспечения согласованной агропромышленной политики в каждом из пяти государств ЕАЭС в настоящее время реализуется собственный экономический механизм государственного регулирования аграрного рынка, в известной степени отличный от других и включающий такие в специфическом наполнении основные элементы, как: кредитование, субсидирование, таможенное и ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др.

Кроме того, в каждом из государств ЕАЭС приняты долгосрочные программы развития отечественного сельского хозяйства, положения которых по-разномуучитывают возрастающий уровень интеграции в ЕАЭС и формирующийся потенциал общего аграрного рынка, что и находит свое отражение при разработке национальных стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС. Особенности стратегий Республики Беларусь и Российской Федерации и образованного ими Союзного государства как регионального интеграционного формирования затронуты в работах И.Г. Ушачева, В.И.Тарасова и А.П. Шпака [5,6,7,8].

Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее – ЗСТ) с третьими государствами. Как известно, 29 мая 2015 г. ЕАЭС подписал первое такое соглашение с Вьетнамом. Всего же, по данным Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), в 2015 г. с предложением создать зону свободной торговли с ЕАЭС обратились более 30 государств и региональных объединений [5].

Как оказалось в результате исследований в 2015-2016 гг., современное состояние аграрных секторов пяти государств ЕАЭС и проблемные вопросы экономического механизма взаимодействия их аграрных рынков между собой и с рынками третьих стран, требуют новых подходов к определению направлений и путей развития общего аграрного рынка ЕАЭС с учетом планируемого углубления процессов региональной интеграции.

В 2016 г. были выявлены основные тенденции развития механизмов экономической интеграции в аграрном секторе ЕАЭС с учетом их взаимной и внешней торговли и разработаны новые[6].

При разработке стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС следует исходить из того, что будут учтены следующие ключевые принципы интеграции и развития аграрного рынка:

  • единство агропродовольственных рынков (универсальные экономические, организационно-правовые, санитарные, ветеринарные и др. правила);
  • финансовая солидарность (поддержка и развитие АПК ЕАЭС из общего аграрного бюджета);
  • приоритетность производства собственной аграрной продукции (обеспечение преимуществ продукции ЕАЭС при взаимной и внешней торговле);
  • делегирование государственных полномочий по регулированию национального агропродовольственного рынка в наднациональный орган.

Одним из важнейших составляющих элементов механизма формирования общего агарного рынка является разработка сводных согласованных прогнозных балансов, затрагивающих национальные интересы производителей и потребителей каждого из государств, входящих в ЕАЭС даже на стратегическую глубину.

В настоящее время Департамент агропромышленной политикиЕвразийской Экономической Комиссии осуществляет подготовку и составление среднесрочных совместных прогнозов спроса и предложения государств ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия с целью оптимизации импорта и прогнозирования развития производственного и экспортного потенциала государств ЕАЭС, но пока прогнозов до 2020 года и тем более до 2030 года не существует.

 В 2015 г. ЕЭК подготовила проект Рекомендации о координации сбытовой и маркетинговой политики в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, который, однако, носит исключительно информационный, а не практический характер [2].

Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала в агропродовольственной сфере государств ЕАЭС, как было отмечено выше, является создание ЗСТ [5].

Формирование экономических отношений ЕАЭС с другими государствами идет достаточно высокими темпами, и в этой сфере в настоящее время преобладает восточный вектор развития – ЕАЭС ориентирован на рынки стран АСЕАН и азиатского региона в целом.

При последовательном совершенствовании созданных к настоящему времени институциональных структур межгосударственной интеграции государств ЕАЭС в аграрной сфере станет возможным обеспечение эффективного взаимодействия государств ЕАЭС между собой на общем аграрном рынке, а также с аграрными рынками третьих стран.

Список литературы:

  1. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса// С.Ю.Глазьев.- М: Экономика, 2010.-255 с.
  2. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. – М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. – 447 с.
  3. Концепция развития экономической интеграции АПК государств-участников СНГ (проект) //отв. Ушачев И.Г., Жоголева Е.Е., подп. в печ. 29.08.98, тираж 50 экз.
  4. Стратегический глобальный прогноз 2030. Краткий вариант/под ред. акад. А.А.Дынкина/ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2011.- 88 с.
  5. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю. Перспективы региональной интеграции ЕАЭС в формате нового поколения ЗСТ // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина // Евразийский союз ученых (ЕСУ), № 10 (31), 2016– с. 105-110
  6. 6. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю., Глотова, И.С. Новые механизмы создания интеграционных формирований // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина, И.С. Глотова //Экономика сельского хозяйства России, № 10, 2016 г. – с. 87-93
  7. Ушачев, И.Г. Стратегические направления развития АПК России в условиях региональной интеграции и глобализации // И.Г. Ушачев // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научно-практической конференции.. Часть I. – М.: — ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. – 445 с.
  8. Шпак, А.П. Стратегия развития АПК Беларуси в условиях евразийской интеграции // А.П. Шпак // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научно-практической конференции. Часть II. – М.: — ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. – 303 с.
    ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
    В статье затронуты особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований. Особенности стратегий Республики Беларусь и Российской Федерации и образованного ими Союзного государства как регионального интеграционного формирования рассмотрены в работах И.Г. Ушачева, В.И.Тарасова и А.П. Шпака. Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее – ЗСТ) с третьими государствами.
    Written by: Тарасов Владимир Иванович, Бельский Валерий Иванович, Свинухов Владимир Геннадьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/15/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)
    Available in: Ebook