30 Дек

Особенности стратегического управления горными компаниями в условиях высокой концентрации рынка




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В условиях снижения цен на сырье и сохраняющейся экономической нестабильности горнодобывающим предприятиям становится все сложнее предвидеть будущую динамику спроса, а, следовательно, прогнозировать показатели эффективности деятельности. В таких условиях все большее количество компаний откладывают реализацию проектов по расширению производственных мощностей и инновационных проектов, хотя аналитические прогнозы обещают резкий рост мирового спроса на сырьевые товары в ближайшие годы. При этом из-за усиливающегося ценового и конкурентного давления со стороны и постоянного дефицита квалифицированного персонала компаниям постоянно необходимо наращивание конкурентных преимуществ, в том числе и за счет консолидации бизнеса, поэтому вертикальная и горизонтальная интеграция горных компаний является устойчивой тенденцией в настоящее время. Такая тенденция приводит к изменению структуры отраслей, повышению концентрации сырьевых рынков.

Концентрированный рынок для самих компаний означает тесную взаимозависимость участников рынка, но в то же самое время более высокую степень предсказуемости.

Стратегическое управление компаниями в таких условиях характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, высокая концентрация рынка означает наличие нескольких крупных игроков, контролирующих значительную долю рынка и оказывающих влияние на его состояние. Любое действие этих компаний неизменно отразится на рынке, что вызовет ответную реакцию конкурентов. В этой связи при формировании стратегии компаниям необходимо учитывать изменения рынка после ее реализации и реакции конкурентов на них. Во-вторых, концентрированный рынок подвергается более тщательному вниманию со стороны регулирующих органов (в частности, Федеральной антимонопольной службы), что обуславливает необходимость учета их интересов при формировании стратегии.

Одним из самых концентрированных рынков минерально-сырьевого комплекса является калийный. Крупнейшими производителями калия являются Канада («Potash Corp»), Россия («Уралкалий»), Белоруссия («Беларуськалий») и США («Mosaic»), причем внешний спрос в этих регионах в значительной степени превосходит спрос внутренний, поэтому они же являются и основными экспортерами. Рассмотрим особенности стратегического управления в условиях концентрированного рынка на примере калийного.

Основной показатель уровня концентрации — индекс концентрации, который определяется как сумма долей на рынке производства хлористого калия определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов (1).

Произведем расчет индекса для калийной отрасли в текущих условиях НТ=0,16, что характеризует концентрированный рынок, однако он не значительно монополизирован и несколько игроков имеют крупные доли.

Также важным инструментом при анализе отраслевой среды является кривая концентрации [6].

На настоящий момент для калийной отрасли она выглядит так (рис. 2):

Рисунок 2. Кривая концентрации калийной отрасли.

Источник: построено автором по данным компаний

Из графика видно, что основную долю рынка занимают четыре крупные компании, играющие значительную роль на мировом рынке.

Однако по прогнозам, построенным с помощью анализа планируемых запусков новых проектов, структура рынка изменится. Появятся новые производители, такие как «Еврохим» и «Акрон», произойдет перераспределение долей рынка, и к 2018 году, при реализации запланированных проектов, кривая концентрации калийной отрасли будет выглядеть следующим образом (рисунок 3):

Рисунок 3.– Прогнозная кривая концентрации калийной отрасли к 2018 году.

Источник: построено автором по данным компаний

Из рисунка видно, что концентрация в отрасли ослабеет, количество игроков увеличится, что обуславливает необходимость принятия мер уже сейчас и корректировки стратегии компаниями с учетом этих прогнозов. В качестве особенностей стратегического управления горными компаниями в условиях высокой концентрации рынка важно также отметить следующие:

  • стратегические решения компаниям необходимо принимать после детального анализа состояния рынка, поскольку поведение каждого игрока оказывает на него существенное влияние;
  • основным стратегическим ориентиром должно быть снижение капитальных и эксплуатационных затрат за счет наращивания опыта ввиду наличия сильных развитых конкурентов;
  • в условиях ограниченной возможности диверсификации продукции, для достижения конкурентного преимущества возможна несвязная диверсификация деятельности компании для повышения эффективности деятельности в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

  1. Дмитриева Д.М. Методические основы стратегического выбора крупных калийных компаний [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-журнал. – М.: АТиСО. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/516/516c1de536f43fe3c0524357b7aeb7b0.pdf.
  2. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учебник. — Изд-во: ИНФРА-М, 2008. — 440 с.
  3. Станковская И., Стрелец И. Экономическая теория: Полный курс МВА — ЭКСМО, 2005. – 441 с.
    Особенности стратегического управления горными компаниями в условиях высокой концентрации рынка
    Written by: Дмитриева Диана Михайловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook