30 Апр

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сегодня среди проблем, с которыми сталкиваются некоммерческие организации (НКО), а это  ограниченность средств, направляемых государством, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, слабая законодательная база, хотелось бы подробнее остановиться на вопросах бухгалтерского учета в НКО.

В процессе становления НКО, развивалась и система бухгалтерского учета таких организаций.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

К.э.н. Н.М. Дементьева отмечает, что деятельность многих некоммерческих организаций в России в настоящее время контролируется государством, Федеральным казначейством, а также аудиторами и аудиторскими организациями, которые осуществляют финансовый контроль. В связи с этим важно иметь достоверную бухгалтерскую отчетность и правильное отражение операций по учету источников финансирования расходов, самих расходов и запасов [4,с. 7].

По данным бухгалтерского учета выявляются резервы повышения эффективности работы учреждений. Используя его данные, определяются возможности улучшения качества работы, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устанавливаются причины нерационального их использования и намечаются пути устранения недостатков и улучшения качества работы.

Бухгалтерский учет некоммерческих организаций аналогичен бухгалтерскому учету других хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, но  имеется ряд особенностей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.

Прежде всего, следует отметить, что некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет о финансовых результатах и приложения к ним  (ст.14  Федерального закона «О бухгалтерском учете»  № 402 –ФЗ от 6 декабря 2011г.).  

При этом некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.

Среди огромного круга задач, решаемых бухгалтерским учетом, рассмотрим подробнее вопросы целевого использования средств, выделяемых на закупку и расход   материальных запасов некоммерческими организациями.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета понятие «материально-производственные запасы» означает часть имущества, используемого при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, а также используемого для управленческих нужд организации.

В некоммерческих организациях основным видом материально-производственных запасов являются материалы. В НКО материалы чаще всего поступают либо посредством их приобретения за плату, либо как имущество, переданное в счет целевого финансирования.

При выборе метода оценки материально-производственных запасов следует иметь в виду, что наиболее традиционным для отечественного бухгалтерского учета является метод оценки по средней себестоимости, либо по фактической стоимости.

М.В.Батурина, проанализировав ошибки, наиболее часто встречающиеся в бухгалтерском учете и отчетности НКО, связанные с учетом материально-производственных запасов,  выделяет следующие [2, с.15]:

  1. Не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами).
  2. Неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
  3. Не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии.
  4. Нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складе.
  5. Не производится инвентаризация ТМЦ в соответствии с учетной политикой НКО.
  6. Неправильно производится списание ТМЦ по целевым проектам.
  7. Движение ТМЦ отражается в учете без применения счета 10 «Материалы». Расходы по приобретению ТМЦ непосредственно списываются на счета учета расходов — либо счета 20 «Основное производство», либо счета 26 «Общехозяйственные расходы», либо счета 86 «Целевое финансирование», без обоснования этого в учетной политике.

Наиболее интересующая нас ошибка  — это неправильное списание средств по целевым проектам.

Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

Под нецелевым расходованием средств  следует понимать незаконное использование соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению. Формы нецелевого использования средств могут быть различные: финансирование расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета; финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные средства.

Доцент Л.В. Гусарова утверждает, что учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете некоммерческих организаций. Вопросов получения и использования целевых средств не возникает лишь в случаях, когда организация имеет один источник финансирования для выполнения единственного проекта [3,с.27]. Однако в действительности  такое  бывает крайне редко.

Учет расходных материалов  является наиболее сложным разделом учета некоммерческих организаций. И причин этому несколько.

Во-первых, расходные материалы  приобретаются  из разных источников финансирования и предполагают различные условия использования. Целевое использование средств бюджета  требует изменения в правилах  учета и списания.

Во-вторых, противоречия, заложенные в порядке учета и отражения движения материальных ценностей в складских и финансовых документах. Склад заинтересован в количественном учете материалов, а бухгалтерия ведет учет в суммовом выражении. Требуются довольно сильные аргументы, чтобы объяснить обеим учетным структурам необходимость дополнительного труда для приведения учета в единый вид.

В-третьих — огромный оборот и, соответственно, огромный объем ежедневного учета.

И, наконец, сам принцип учета расходных материалов, закрепленный на законодательном уровне. Дело в том, что списание расходных материалов, производится не в момент их фактического использования, а в момент передачи со склада.

Таким образом, структурное подразделение  самостоятельно расходует взятые со склада материалы, и процесс этот обусловлен исключительно степенью понимания каждым участником своей ответственности за их своевременный расход и  корректное отражение соответствующих операций с учетом целевого использования полученных средств.

Информация по учету материальные ценностей составляет более 30% всей информации по учреждению. Поэтому организация учета и контроля над движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями.  Большое значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля материальные ценностей является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности деятельности.

Одной из существенных проблем управления предприятиями некоммерческого сектора является необходимость контроля их деятельности с учетом структуры и направлений финансирования, источников поступления финансовых ресурсов, что позволит обеспечить максимальную полноту информации для всех заинтересованных сторон. Это формирует ряд вызовов системе учета, которые наиболее четко проявляются в порядке и механизме учета товарно-материальных ценностей.

В современных условиях развития экономики необходима разработка такой системы учета, которая позволила бы применять  и традиционные методы бухгалтерского учета, и опыт работы международных некоммерческих организаций.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.
  2. Батурина М.В. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в учете и отчетности НКО // Некоммерческие организации в России. – 2005. — №3.
  3. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2011. — N 20.
  4. Дементьева Н.М. Необходимость и роль классификации некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2014. — N 5.
    ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Данная статья о сложностях учета материальных запасов в некоммерческих организациях, о необходимости разработки современной системы учета, решающей проблемы целевого использования средств.
    Written by: Вдовина Галия Карямовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook