30 Апр

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Вопрос совершенствования механизмов исполнения полномочий органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прямо связан с вопросом совершенствования деятельности всей системы публичной власти. Решение проблем оптимального разграничения полномочий и функций органов власти — условие эффективного проведения экономической и социальной политики в стране в целом и ее регионах.

Роль регионов в социально-экономической жизни России значительно изменилась и возросла в последние годы. Прежде всего, изменился сам статус регионов. Они по многим направлениям приобрели большую самостоятельность действий и влияния на социально-экономические процессы на своей территории и в государстве в целом. Возросла ответственность регионов и их глав за создание на территории стабильных условий жизни и хозяйствования. На региональный уровень были переданы в рамках разграничения полномочий большое число важных государственных функций, в том числе регулирующие функции, а также оперативное и среднесрочное взаимодействие государства с предприятиями и организациями, т.е. вертикальные связи основного звена экономики с государством (министерствами) сменились горизонтальными связями с государством в лице субъектов [5,11].

Экономическая самостоятельность региона и его развитие выражают степень обеспеченности его экономическим потенциалом для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости перехода на устойчивое развитие страны в целом и отдельных ее регионов [6]. Проблему устойчивого развития социально-экономических систем рассматривают как одну из глобальных проблем современности. Оно может быть обеспечено только на базе стратегического планирования развития региона.

Совершенствование механизмов управления и реализации стратегий развития должен быть комплексным, системным и охватывать следующие направления:

  • определение стратегических целей;
  • внедрение бюджетного планирования, ориентированного на результат, что, как правило, ставит перед исполнительными органами государственной власти необходимость проводить преобразования своей структуры и стимулировать эффективность бюджетных расходов;
  • внедрение программно – целевого метода, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики;
  • создание унифицированных баз данных, обеспечивающих принятие управленческих решений;
  • введение системы унифицированных показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти по достижении стратегических целей, на основе увязки показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с показателями качества предоставления государственных (бюджетных) услуг;
  • усиление ответственности исполнительных органов государственной власти за рациональное использование бюджетных ресурсов, исполнение полномочий и бюджетных обязательств, достижение поставленных целей;
  • введение новых принципов, порядка стимулирования и оплаты труда государственных гражданских служащих на основе комплексной оценки достижения целей исполнительными органами государственной власти;
  • внедрение государственно-частного партнерства.

Принятие решений на основе разработки максимально точных стратеги­ческих документов необходимо для эффективного выполнения управленческих функций различными экономическими системами. Под «эффективным» выполнением функций понимаются такие, которые приводят к наибольшим позитивным изменениям в процессе социально-экономического развития определенной территории или региона, включая как отдельные его направления и ускорение в целом в условиях заданных ограничений по ресурсам [8].

Процесс принятия решений — основа теории управления экономическими системами, которая предусматривает разработку методов и моделей, определяющих пути повышения эффективности экономических систем посредством увеличения способности к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности.

Высокий уровень социально-экономического развития региональной экономики, в соответствии с представлениями автора, может обеспечиваться только самими субъектами Российской Федерации, ростом их экономического потенциала, их рациональным взаимодействием между собой и с федеральным центром.

В ходе рыночных реформ различия российских регионов по уровню социально-экономического развития значительно возросли. При этом увеличился не только разрыв между развитыми и отсталыми регионами, но и появилась новая группа регионов — депрессивные, имевшие ранее высокий уровень промышленного развития и качества жизни граждан. Неравномерность развития регионов, вероятно, будет крупнейшей макроэкономической проблемой в XXI столетии.

Основными параметрами конечной цели реформирования экономики региона являются [4]:

— ориентация экономики на решение жизнеобеспечивающих социальных задач, достижение высокого уровня и качества жизни;

— формирование высокоэффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям экономики, соединяющей механизмы рыночного саморегулирования с активным государственным регулирующим воздействием на экономические и социальные процессы, сочетание и взаимодействие различных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию трудовой и предпринимательской активности;

— учет глобальных мировых тенденций, а также опыта стран и регионов, добившихся значительных успехов в социально-экономическом развитии на основе действующих традиций и социокультурных особенностей народов, населяющих данный регион с направленностью на достижение необходимых ориентиров результативности в перспективном и стратегическом периодах времени.

В среднесрочной перспективе в качестве приоритетных задач региональной политики, которые необходимо учитывать при разработке стратегических планов, на наш взгляд, можно назвать следующие:

— формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами федерации и органами местного самоуправления по проблемам собственности, а также по принятию управленческих решений в области использования природных ресурсов, внешнеэкономической деятельности;

— совершенствование правовых основ и рационализация практики взаимодействия федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации, хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления по экономическим и социальным проблемам;

— укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе соблюдения принципов бюджетного федерализма;

— сглаживание объективно сложившихся межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки;

— осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающих крупным научно-инновационным и производственным потенциалами;

— жизнеобеспечение регионов с особо сложными условиями хозяйствования, экологии;

— использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации, ее развития и принимаемых мер по госу­дарственному регулированию транспортных тарифов.

Для эффективно функционирующих регионов экономическая политика в рамках реализации стратегий развития региона должна означать поддержку федеральным центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих экономику регионов и народного хозяйства в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.

Для регионов с неэффективным использованием ресурсов активная экономическая политика должна включать в себя участие федерального центра в программах по реструктуризации регионов, испытывающих финансово-инвестиционные и иные трудности, формирование условий для роста объемов привлечения в них инвестиций, осуществления социально-экономических программ по созданию дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни граждан [3,5].

Последовательная децентрализация инвестиционного процесса при развитии многообразных форм собственности, повышение роли собственных источников накоплений хозяйствующих субъектов для финансирования инвестиционных проектов, по нашему мнению, предопределяют необходимость более широкого использования таких источников, как собственные средства предприятий, средства внебюджетных инвестиционных фондов, региональных и местных бюджетов, иностранные инвестиции.

В условиях значительного спроса на инвестиции в федеральном бюджете важную роль призвана сыграть региональная инвестиционная политика, реализуемая на основе региональных стратегических планов. При этом инвестиционные программы па всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться не только на ближайший год, но и на среднесрочную перспективу.

Следует отметить то, что перенос ряда внешнеэкономических регулирующих функций из центра в регионы России носит объективный характер. Это утверждение справедливо, как нам представляется, и в отношении инвестиционной политики, в том числе политики по отношению к иностранному капиталу.

Для проведения работы с потенциальными инвесторами администрациям регионов, по нашему мнению, необходимо иметь разработанную на основе стратегических планов концепцию комплексного развития региона, содержательная разработка которой могла бы включать реализацию таких мер, как:

— разработка единой региональной стратегии поэтапного развертывания согласованной экономической политики;

— формирование развитой инфраструктуры, новых долгосрочных взаимовыгодных сбалансированных связей, развитие межотраслевой, межрегиональной и международной кооперации;

— внедрение и использование новейшего оборудования, лицензий, ноу-хау, прогрессивных технологий для создания (в том числе в кооперации с зарубежными партнерами) новых материалов высокого качества, комплектующих изделий, промышленной, сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления;

— формирование сбалансированного рынка, изучение его конъюнктуры и перспектив развития, проведение маркетинга и соответствующее рекламное обеспечение выпускаемой продукции, осуществление комиссионных, агентских, брокерских, лизинговых и консигнационных операций;

— создание системы страхования коммерческих рисков, специальных стабилизационных фондов для оказания временной финансовой помощи в форме прямых дотаций, субсидирования, льготных ссуд, гарантий по кредитам, предоставления возвратных кредитов под низкий процент.

На основе стратегического плана социально-экономического развития региона для каждого отдельного проекта должны быть составлены инвестиционные предложения для возможных инвесторов.

В стратегической перспективе должны быть сформированы все условия для устранения причин бедности. Нетрудоспособная или попавшая в неблагоприятную жизненную среду часть граждан должна получить реально гарантированное право на временную, конкретно-адресную социальную помощь от государственных территориальных органов социальной защиты по заявлению трудящегося. Эта помощь должна оказываться в таких разных формах, как денежная, натуральная, в форме обслуживания, консультирования, психологической реабилитации, переподготовки [1,2]. Важно при этом выделять приоритетную группу граждан среди социальных слоев с пониженным уровнем конкурентоспособности на рынке труда (молодежь, женщины, лица предпенсионного возраста).

Особое значение в политике на рынке труда, особенно в период кризиса, имеет поощрение деловой инициативы граждан, что должно, на наш взгляд, находить отражение в стратегических планах регионального социально-экономического развития. Для решения данной задачи необходимы такие меры, как: законодательные основы развития арендных (лизинговых) отношений; выполнение государственных программ поддержки предпринимательства; предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита для поддержки предпринимательства в приоритетных областях производственной сферы; создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов,

Существующий в настоящее время рост социального расслоения граждан не должен приобретать длительный по времени характер. В этой связи преодоление проблемы различий в доходах необходимо добиваться посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех. В то же время упрочение позиций среднего класса, качественный рост уровня жизни этой группы граждан должны принять характер стратегической направленности с тем, чтобы сохранить мотивации к труду у граждан и лиц, активно не ищущих работу [9,10].

Снижения уровня расслоения граждан можно достичь поддержкой бесплатного качественного образования для всех, регулированием цен и поступлением товаров на общественный рынок, стимулированием личных сбережений массового вкладчика.

Центральное место в процессе реализации региональных стратегических планов и прогнозов должны занимать производство, его структурная и финансово-инвестиционная реорганизация, создание условий для эффективного ресурсопотребления и инвестиционной деятельности. Для комплексного решения задач достижения необходимых ориентиров результативности в процессе стратегического планирования развития региона, по нашему мнению, необходимы; выделение по принципу выборочной стратегии тех звеньев производства в экономике региона, в которых накоплен ценный потенциал и имеются наилучшие перспективы расширения своего сегмента на российском и мировом рынках; разработка и реализация программ организационно-технологического обновления отраслей, содействующих развитию экономического потенциала республики; поддержание наиболее важных структурных составляющих социальной сферы (здравоохранения, образования, науки и культуры), определяющих судьбу генофонда и создающих научно-инновационные и кадровые предпосылки для динамичных изменений в экономике.

Однако необходимо отметить то, что региональные органы власти и управления не в состоянии самостоятельно решать задачи структурной реорганизации экономики. Необходимы условия для проявления инициативы и самоорганизации не только предприятий всех форм собственности, но и финансово-кредитных институтов, различных фондов и широких слоев, и групп граждан.

Инвестиционные разделы стратегического плана должны включать положения и оценки, направленные на ускорение процесса повышения инвестиционной активности. При этом основными условиями ее оживления являются: сближение процентных банковских ставок за кредит и нормативов рентабельности отраслей экономики; стимулирование перелива капитала из сферы краткосрочного кредитования в производство и недвижимость; увеличение инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг; вложение на начальном этапе стратегического планирования коллективно-долевого капитала в отрасли и производства, не требующие больших первоначальных объемов денежных вложений и характеризующиеся относительно непродолжительным сроком окупаемости вложенных средств [7].

Стратегические задачи по привлечению в народное хозяйство региона иностранных инвестиций можно решить либо с помощью получения кредитов, либо посредством притока иностранных инвестиций в форме прямых вложений в объекты производственной сферы. Второе направление, как нам представляется, является наиболее перспективным.

Целесообразно установить режим благоприятствования для иностранных инвестиций, предполагающий: создание равных начальных условий для отечественного и иностранного капиталов; стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли экономики; развитие институциональной структуры, осуществляющей привлечение, консультирование, защиту иностранного капитала и оперативное оформление сделок полного воспроизводства объектов народного хозяйства.

Активность инвестиционной политики в значительной мере зависит от степени использования внутренних источников инвестиций. На первом этапе стратегического планирования развития основная роль должна принадлежать традиционным источникам инвестирования — бюджетным ресурсам федерального, регионального и местных уровней, а также собственным средствам предприятий. Однако наряду с прямым бюджетным финансированием капитального строительства в настоящее время происходит расширение косвенных методов финансирования, создание стимулов для увеличения размера привлеченных средств внебюджетных фондов, финансовых институтов и собственных средств предприятий.

На втором этапе стратегического планирования крайне важно изменение направления источников финансирования в сторону предоставления долгосрочных кредитов коммерческими банками, средств от эмиссии ценных бумаг предприятий, вложений финансовых институтов в совместные долгосрочные инвестиционные проекты, а также средств индивидуальных застройщиков. Тем не менее, на данном этапе стратегического планирования доля традиционных финансовых источников, на наш взгляд, может быть равна 75% от объема всех инвестиционных вложений. Централизованные объемы инвестирования в стратегическом периоде времени должны в целом снижаться в условиях их программно-целевого использования. Доля заемных, привлеченных средств, а также средств инвестиционных фондов в перспективном и стратегическом периоде времени должны увеличиваться при создании необходимых стимулов и осуществлении соответствующих институциональных преобразований.

Разработанные результаты и выводы могут быть полезны для деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной политики в сфере стратегического планирования, инвестиционной политики и социально-экономического развития территорий.

Литература:

  1. Амосов А. Проблемы занятости, оплаты труда и регулирования цен //Экономист, 2001, № 4.
  2. Бачурин А. Реструктуризация и реформирование производства // Экономист, 1999, № 9.
  3. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах // Экономист, 2001. № 7.
  4. Гаджиев Г.М. Формирование приоритетов социально-экономической политики субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика, 2004, № 8.
  5. Гасанов И. Региональные проблемы инфраструктуры экономики // Экономист, 2007, № 7.
  6. Кретинин В.В. На пути к устойчивому развитию хозяйственной системы региона // Проблемы теории и практики управления, №4-5, 2005 г.
  7. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства // Экономист, 2000, № 2.
  8. Проблемы стратегического развития региона // Сборник научных трудов под редак. Г.Ф. Ярыгина, Красноярск: издательство КГТУ, 2005 г.
  9. Сансызбаев С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006 г.
  10. Черковец В. Факторы обеспечения расширенного воспроизводства//Экономист. 2007, № 3.
  11. Щукеев У. Приоритеты развития региональной экономики //Экономист,
    2002, № 10.
    ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА
    Высокий уровень социально-экономического развития народного хозяйства страны неразрывно связано с развитием регионов, ростом их экономического потенциала, их рациональным взаимодействием между собой и с федеральным центром. Устойчивое развитие региональных социально-экономических систем может быть обеспечено только на базе взаимодействия власти и бизнес-структур. В работе формулируются основные направления и приоритетные задачи региональной политики и привлечения инвестиций, особенно актуальные в период кризиса.
    Written by: Чаркина Елена Сергеевна
    Published by: басаранович екатерина
    Date Published: 04/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook