30 Апр

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сегодня финансовая устойчивость – это основа долгосрочного функционирования организации. Требования к финансовой устойчивости ужесточились в связи с экономической глобализацией и последствиями финансового кризиса. Неправильная политика в этом вопросе может вызвать негативные последствия. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к потере платежеспособности или к банкротству. Однако и избыточная финансовая устойчивость может быть проблемным местом для организации, поскольку она может привести к увеличению резервов и запасов, которые могут препятствовать развитию предприятия.

Проблема формирования финансовой устойчивости осложняется отсутствием единого подхода к определению данного понятия. Наиболее полное определение, по мнению автора, дает Г.В. Савицкая: Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска [3, c. 460]. Таким образом, формирование финансовой устойчивости включает в себя совокупность задач, направленных на создание оптимального соотношения активов и пассивов, обеспечивающих платежеспособность в долгосрочном периоде.

Стоит отметить, что финансовая устойчивость — это динамичный показатель, требующий постоянного внимания руководства организации. Каждое управленческое решение влияет на состояние компании в долгосрочном периоде. Таким образом, необходимо оценивать каждый шаг предприятия с учетом возможных изменений финансовой устойчивости.

Существуют разнообразные методики оценки финансовой устойчивости. Наиболее распространенной является коэффициентная. Большинство специалистов включают в него такие коэффициенты, как:

  • Маневренности
  • Обеспеченности собственными средствами
  • Обеспеченности запасов собственными источниками
  • Автономии
  • Соотношения собственных и заемных средств

Однако существуют и другие методы определения финансовой устойчивости. Так, Министерство регионального развития Российской Федерации разработало свою методику оценки финансовой устойчивости предприятия.

В основе данной методики лежит расчет абсолютных и относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость организаций.

Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости дает возможность проверить выполнение минимальных условий финансовой устойчивости.

Методика определяет 2 группы относительных показателей финансовой устойчивости:

  • показатели, характеризующие способность коммерческой организации отвечать по своим долгосрочным обязательствам;
  • показатели эффективности деятельности коммерческой организации.

Также широко распространена балльная методика, которая предполагает расчет заданных показателей и присвоение им определенных баллов.   Суммарное количество баллов определяет финансовую устойчивость компании.

Еще одной методикой оценки финансовой устойчивости организации является комплексная методика. Она предлагает интегральную оценку финансовой устойчивости компании. Расчет проводится на основе следующих групп показателей деятельности предприятия:

  • Прибыльности хозяйственной деятельности
  • Платежеспособности
  • Деловой активности
  • Финансовой устойчивости

Далее для каждого показателя выставляются балльные оценки, соответствующие высокому уровню развития, среднему, низкому и критическому уровню. После, на базе частных оценок определяется интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов, отражающих степень влияния конкретных показателей на состояние компании.

Обычно считается, что ухудшение финансовой устойчивости характеризует финансовые трудности организации, повышение риска неплатежеспособности и, в конечном счете, банкротство компании. Однако, по мнению автора, не во всех случаях недостаточная финансовая устойчивость является индикатором проблем. Необходимо рассматривать временной аспект сложившейся ситуации. Так, действительно, если снижение рассматриваемого показателя происходит в долгосрочной перспективе, то необходимо предпринимать меры по выходу из кризисной ситуации. Но порой временное ухудшение финансовой устойчивости может способствовать значительному ее укреплению в будущем. Речь идет о снижении финансовой устойчивости во время отвлечения средств из бизнеса.

В настоящий момент для победы в конкурентной борьбе компаниям необходимо внедрять новые технологии, что требует изыскания необходимых источников финансирования. Таким образом, на время реализации инвестиционных проектов финансовое положение организации, как правило, ухудшается, в том числе снижается и его финансовая устойчивость. Однако,  данное явление происходит исключительно в краткосрочном периоде, поскольку инвестиционные вложения дают выигрыш не только в конкурентной борьбе, но и в улучшении финансового состояния.

Изучение проблемы устойчивости развития компаний необходимо для определения их способности быстро приходить в состояние экономического равновесия, что происходит тогда, когда характеристики производства и рынка (функции полезности, технологии, доходы, запасы ресурсов) также становятся устойчивыми. В действительности же они непрерывно изменяются, т.е. устойчивость развития компаний является таким же характерным их свойством, как и неустойчивость (потеря устойчивости); разрушение одной структуры и создание другой устойчивой структуры. Следствием этого свойства является то, что гиперустойчивая экономическая система не способна на саморазвитие, если все отклонения от равновесного состояния нивелируются. Получается, что для перехода в качественно новое состояние компании должны на некоторое время не только потерять устойчивость, но и приобрести способность необратимости в старую разрушенную структуру.

Задача эффективного управления развитием компаний в долгосрочном периоде состоит в том, чтобы не только спрогнозировать, каким будет новое равновесие при тех или иных вариациях параметров внешней и внутренней среды, но и обеспечивать их переход в это новое состояние устойчивого равновесия. Особенно важно и сложно это делать в кризисные периоды развития экономики, когда именно эти характеристики, их параметры наиболее разбалансированы и у хозяйствующих субъектов, и потребителей их продукции.

Для наглядности рассмотрим компании транспортного сектора. Для анализа были выбраны следующие предприятия: ООО «Аэроэкспресс», ООО «АэроГео» и ОАО «Оренбургские авиалинии».

Выбранные компании производили модернизацию своего парка транспорта. Так, ООО «АэроГео» на протяжении 2012-2014 годов обновлял свой авиапарк [1]. В то же время ООО «Аэроэкспресс» практически ежегодно стремится произвести улучшения в своей деятельности. Это не только улучшения, касающиеся ремонта поездов и путей, но и стремление соответствовать современным требованиям людей. Так, в связи с возрастающим числом людей, пользующимся телефонами для поиска и оплаты различных услуг, ООО «Аэроэкспрсс» разработал специальное приложение для смартфонов на платформе IOS. Однако в конце 2012 – начале 2013 года компания столкнулась с тем, что многие рейсы были заполнены более чем на 100%. Необходимо было увеличить вместимость поездов и частоту рейсов. Тогда 28 мая 2013 «Аэроэкспресс» подписал контракт с швейцарским производителем железнодорожной техники Stadler Rail Group на 685 млн. евро. Согласно контракту Stadler Rail Group к маю 2016 года должен поставить в Россию 118 вагонов по основному контракту (16 поездов в 4-вагонной составности и 9 поездов в 6-вагонной). 54 вагона по опциону будут поставлены в Россию позднее [2]. Первый поезд уже был представлен публике в ноябре 2014 года. А ОАО «Оренбургские авиалинии» имеет достаточно возрастной самолетопарк и не сильно стремится его обновить. Однако в конце 2011 года и 2014 года компания приобрела Boeing 777-200 ER и Boeing 737-800NG соответственно. Стоит сразу заметить, что данные приобретения обошлись компании в крупную сумму денег.

Проанализируем состояние отрасли на основании рассмотренных фирм.

Таблица 1.

Агрегированный анализ компаний транспортного сектора на основании комплексной методики

  2011 2012 2013
Балльная методика ООО «АэроГео» Нормальная финансовая устойчивость Нормальная финансовая устойчивость Нормальная финансовая устойчивость
ООО «Аэроэкспресс»

 

Неустойчивое финансовое состояние Нормальная финансовая устойчивость Нормальная финансовая устойчивость
ОАО «Оренбургские авиалиния» Неустойчивое финансовое состояние Нормальная финансовая устойчивость Нормальная финансовая устойчивость
Методика Минрегионразвития РФ ООО «АэроГео» Кризисное состояние Неустойчивое состояние Неустойчивое состояние
ООО «Аэроэкспресс»

 

Кризисное состояние Неустойчивое состояние Неустойчивое состояние
ОАО «Оренбургские авиалиния» Кризисное состояние Неустойчивое состояние Неустойчивое состояние
Комплексная методика ООО «АэроГео» Относительно устойчивое Относительно устойчивое Относительно устойчивое
ООО «Аэроэкспресс»

 

Неустойчивое состояние Относительно устойчивое Устойчивое состояние
ОАО «Оренбургские авиалиния» Неустойчивое состояние Относительно устойчивое Относительно устойчивое

Рассмотрев все три компании транспортного сектора Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Во всех компаниях в 2011 году еще были видны последствия кризиса 2008 года, что отразилось в виде кризисного состояния компаний. Однако ситуация изменилась к 2014 году. Как видно из таблицы, финансовое состояние рассматриваемых компаний на конец 2013 года в большинстве случаев оценивается как нормальное. Необходимо отметить, что организации, активно проводившие модернизацию своей деятельности, в значительной степени повысили свою финансовую устойчивость. Так на конец 2013 года все методики характеризуют финансовую устойчивость «Аэроэкспресс» как нормальную, в то время как финансовая устойчивость «Оренбургских авиалиний» и «АэроГео» рассматривается как относительно устойчивая, причем фактическое значение совокупности показателей, оценивающих финансовую устойчивость компании «АэроГео», более близко к характеристикам нормальной устойчивости. Более того, кризис активно влиял на деятельность компаний до 2010 года, что повлекло значительное ухудшение их финансовой устойчивости и вывело из привычного ритма функционирования, однако именно данное ухудшение способствовало укреплению финансового состояния, а также переходу на качественно новый уровень развития. Также стоит отметить, что методика, разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации, одинаково оценила все три компании, тем самым, отразив общее финансовое состояние отрасли в рассматриваемом периоде.

Таким образом, данный анализ подтверждает тот факт, что временное отвлечение финансовых ресурсов, а также временная смена условий функционирования способствуют улучшению финансового состояния компании.

Список литературы:

1.     Официальный сайт ООО «АэроГео» http://www.ag24.ru/company

2.     Официальный сайт ООО «Аэроэкспресс» http://www.aeroexpress.ru/ru/press_releases/news20081292.html

3.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009. — 536 с.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИЙ
Основной целью данной работы было изучение показателя «финансовая устойчивость» в качестве динамичной категории. Были проанализированы компании транспортного сектора России с помощью балльной методики, методики Министерства регионального развития Российской Федерации, а также при помощи комплексной методики. В результате исследования доказано, что временное ухудшение финансовой устойчивости может свидетельствовать о переходе организации на качественно новый уровень.
Written by: Синицына Валерия Андреевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/08/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
Available in: Ebook