23 Июн

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Подразделение производственной  системы деревообрабатывающих  предприятий  на процессы основного производства  и инфраструктурные дает возможность определить уровень влияния инфраструктурных процессов на основные,  выбрать наиболее эффективную стратегию  развития инфраструктуры предприятия, пути оптимизации издержек предприятий, сформировать адекватную  систему управления предприятием.

Инфраструктуру организации  можно определить  как  «совокупности ее собственных структурных единиц (внутренних подразделений и внешних субъектов, созданных с участием организации для ее инфраструктурного обеспечения), а также сторонних субъектов оказания услуг, обеспечивающих нормальное функционирование обслуживающих организаций» [1].

Инфраструктурные процессы, как и процессы  основного производства, протекают с использованием материально-вещественных  и кадровых ресурсов.

При выделении внутренней (производственной) инфраструктуры  предприятия мы исходим из функциональной предназначенности  данных процессов.

Основной задачей инфраструктуры является создание условий  функционирования основных производственных процессов. Иными словами инфраструктура выполняет  функцию обслуживания  основных производственных  процессов.

К таким процессам  относятся техническое обслуживание, наладка машин и оборудования, технологическое проектирование, производственное и общие управление, реклама, маркетинг, бухгалтерский учет и т.п.

В зависимости от характера  производственных процессов и целей  (политики) организации деревообрабатывающие предприятия формируют свой набор инфраструктурных процессов.

Инфраструктурные процессы  подразделяются на вспомогательные и обслуживающие.

Вспомогательные процессы обеспечивают  бесперебойное протекания основных процессов  изготовление и ремонт  инструментов и оснастки, ремонт оборудования;  обеспечение всеми видами энергии). Обслуживающие процессы  — это процессы по оказанию  услуг, необходимых  для осуществления основных  и вспомогательных процессов (транспортные, складские, погрузочные, контрольные, материально-техническое снабжение) [2].

Поскольку, инфраструктура является составной частью  производственной структуры предприятия,  инфраструктурные процессы входят в ее состав как  подразделения (отделы, хозяйства).

К таким  подразделениям  относятся вспомогательные и обслуживающие подразделения, занимающиеся обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом  оборудования, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и др.

Помимо основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, выделяют управленческие процессы,  в ходе которых разрабатываются и принимаются соответствующие решения, производится регулирование и координация хода производства, проводится контроль точности реализации программы, анализ и учет проведенной работы.   Управленческие процессы накладываются и включаются в  основные, вспомогательные, обслуживающие процессы. Но, следует, однако отметить, что их целевой установкой является достижение  оптимальности  функционирования  производственной системы в целом.  В целом в рамках исследования, мы относим управленческие процессы к процессам инфраструктуры и, следовательно, подразделения, являющиеся носителями тех или иных управленческих процессов относятся к элементам инфраструктуры (планово-экономическое, бухгалтерии, контроллинга и т.д.).

В общем виде производственную структуру деревообрабатывающих предприятий, (или любого другого  предприятия) можно отразить  в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Общая схема производственной структуры предприятия

Состав инфраструктуры предприятия зависит от множества факторов:

        — характера основных производственных процессов предприятия;

        — возможностей и политики предприятия;

        — характера внешней инфраструктуры  предприятия;

        — уровня экономического развития региона, страны;

        — уровня конкуренции в той или иной отрасли, региона и др.

Состав производственной инфраструктуры деревообрабатывающих предприятий зависит от таких факторов как вид производимой продукции, размер предприятия (малое, среднее, крупное), удаленность от областных центров (удаленность от энергоносителей, транспортных магистралей, и др.), политика предприятия в области управления своей инфраструктурой. Наиболее развитой внутренней инфраструктурой обладают крупные предприятия, удаленные  от областных центров, выбравшие политику  автономии инфраструктурной системы.

Однако не все инфраструктурные процессы трансформируются в соответствующие подразделения.

В рамках каждого подразделения формируется своя структура затрат. По вспомогательным подразделениям учитываются следующие виды затрат: прямые затраты (основные материалы, заработная плата основных про­изводственных рабочих с начислениями на нее и др.), связанные непосредственно с выполнением работ и услуг;  косвенные (заработная плата управленческого и обслуживающего персонала с начислениями на нее, НМА, амортизация  и др.), связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств.

Затраты во вспомогательных подразделениях  учитываются по следующей номенклатуре статей: расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; сырье и материалы; содержание и эксплуатация основных средств; работы и услуги; расходы денежных средств; затраты по организации производства и управлению; прочие затраты.

Нередко, на средних и малых предприятиях основные и вспомогательные  процессы слиты воедино.

В обслуживающих подразделениях (складское подразделение, маркетинговое подразделение и др.) структура затрат формируется аналогичным способом.

Выделение производственной инфраструктуры  из состава  производственной  системы  предприятия позволяет оценить ее влияние на основные  производственные процессы, выявить резервы  снижения издержек предприятия, оценить эффективность функционирования  отдельных элементов  производственной  инфраструктуры.

 

Список литературы:

  1. Иванов Н.Н.Управление в сфере услуг: Инфраструктурный подход: дис. …д-ра экон. наук. СПб., 2002.
  2. Непомнящий Е. Г. Экономика и управление предприятием: конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 1997. URL: http://www.aup.ru/books/m83/7.htm.
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    В статье рассматриваются вопросы формирования и функционирования производственной инфраструктуры деревообрабатывающих предприятий. Выделение производственной инфраструктуры позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию развития инфраструктуры предприятия, пути оптимизации издержек, сформировать адекватную систему управления предприятием.
    Written by: Сафронова Оксана Викторовна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook