23 Июн

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Налоговая система играет очень важную роль в государственном регулировании экономики. Она затрагивает интересы всех участников рынка, влияет на развитие национальной экономики и обеспечивает функционирование государства.

Увеличение налоговой нагрузки отражается на эффективности деятельности предприятия и как следствие нарушает его стратегическую устойчивость. Негативное влияние оказывает и на инвестиционную привлекательность: сокращаются количество и объем инвестиций, снижается предпринимательская активность, растет теневой сектор экономики.[1, 25] Также, чувствительным для налогоплательщиков являются частые изменения системы налогообложения. В то же время дополнительные налоговые поступления позволяют государству обеспечить усиление национальной обороны и решение социально-значимых задач на качественно новом уровне. Все это заставляет задуматься об определении рационального уровня налоговой нагрузки, который бы стимулировал экономических агентов и обеспечил стабильность государственного сектора, особенно это актуально сегодня в период экономического кризиса и внешнеполитических вызовов.

Значительный вклад в решение этой задачи внес американский экономист Артур Лаффер, который вывел зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок [3]. Предложенная им концепция подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Таким образом, совершенствование налоговой системы должно ориентироваться на поиск оптимального значения уровня налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что существует немало работ, посвященных анализу эффективности налогообложения и определению оптимального уровня налогового бремени [2], уравнение общего вида для определения рациональной величины налоговой нагрузки по хорошо измеримым макроэкономическим параметрам отсутствует.

Такое состояние проблемы не случайно. Сказывается вполне понятное и оправданное опасение некорректного упрощения сложной системы взаимодействия разнородных факторов. Поэтому одной из главных задач является исследование ключевых факторов и конкретизация их взаимодействия.

Прежде, чем приступить к имитационному моделированию взаимодействия факторов, определяющих рациональную совокупную ставку налогов, необходимо упорядочить все их множество в рамках определенной классификации. В контексте рассматриваемой проблемы целесообразно разделить их по природе и механизму влияния на объем ВВП или НД в связи или через изменение ставки Н. Подобная классификация предотвращает возможные ошибки моделирования, относящиеся к перечню учитываемых факторов, качественному эффекту и направленности их действия, способу аналитического выражения в целевой функции или ограничениях модели. Она позволяет решить следующие задачи:

  1. Очертить круг наиболее существенных факторов, действующих через изменение совокупной ставки налогов Н на объем ВВП;
  2. Качественно охарактеризовать основной эффект и механизм действия выделенных факторов;
  3. Установить, насколько это возможно, сферы действия факторов.

Предлагаемая классификация факторов предусматривает их разделение на экономические, институциональные и фактор времени. Основанием к нему являются особенности механизма воздействия указанных групп факторов на отдельные составляющие национального дохода при изменении ставки Н.

Экономические факторы прямо действуют на процесс воспроизводства национального дохода и отдельных его составляющих через вариацию совокупной ставки налогообложения. Наиболее непосредственно данный эффект проявляется в инвестиционной деятельности предприятий. Поэтому среди экономических первым фактором необходимо выделить снижение инвестиционной активности предприятий. Механизм и эффект действия фактора проявляется через уменьшение доли чистой продукции предприятий, направляемой на финансирование производственных капиталовложений при увеличении совокупной ставки налогов Н. Стремясь сохранить достигнутый уровень потребления предприятию приходится снижать долю инвестиций производственного назначения в чистой продукции. В перспективе это оборачивается замедлением темпов роста основного капитала и опять-таки уменьшает интегральный объем потребления на протяжении периода стратегического планирования. Альтернативная стратегия приводит к тем же конечным результатам. Увеличивая долю производственного накопления при повышении ставки Н, предприятие вынуждено до минимума сокращать текущий фонд потребления. Поэтому к концу периода производственный аппарат предприятия может быть сохранен и даже несколько увеличен, но интегральный фонд потребления будет минимальным. Характерный параметр, отражающий действие фактора в модели оптимизации совокупной ставки – доля чистой продукции, остающейся в распоряжении предприятия (1-Н).

Указанные закономерности воспроизводства отдельных компонентов чистой продукции легко формализуются. Но здесь важен качественный вывод из общей направленности воздействия совокупной ставки Н на величину фондов потребления и накопления предприятия. Он сводится к тому, что в узкопроизводственном смысле (безотносительно к необходимости налоговых поступлений в бюджет) повышение совокупной ставки Н – абсолютное зло для производителей. Разумеется, подходить только с этой позиции к определению Н — примитивизм. Но игнорировать данный аспект влияния суммарной ставки также нельзя, и он должен быть непременно отражен в структуре модели оптимизации ее величины.

Вторым фактором следует рассмотреть – перераспределение чистой продукции, созданной в сфере производства, в пользу бюджета страны. Речь идет об уменьшение доли чистой продукции предприятия в суммарном объеме национального дохода с ростом Н. Данный эффект тоже существенен, и он органично встраивается в модель оптимизации совокупной ставки. В качестве параметра можно рассмотреть выражение (Н / (1 – Н)).

Следующий фактор – переход капитала из сферы производства в сферу обращения. Реализуется через последовательный уход нерентабельных частей капитала предприятия из реального сектора экономики под давлением возрастающего налогового бремени Н. Параметр, характеризующий данный процесс – доля капитала предприятий, остающаяся в производственной сфере (N).

И немаловажный экономический фактор – уменьшение нормы производственного накопления в составе чистой продукции предприятий в связи с недостаточным количеством средств для оплаты труда и уплаты налогов. Следствием этого является упадок производственного аппарата предприятий, снижение технического уровня производства и качества продукции. В данном случае параметром выступает норма производственного накопления в чистой продукции предприятий (S).

К институционально-экономическим факторам относится – изменение объемов бюджетного финансирования систем управления, науки, образования, культуры, здравоохранения и оборонно-промышленного комплекса страны. Так как, ухудшение качества управления, снижение технического уровня производства и квалификации работников приведет к падению капиталоотдачи. Таким образом, параметр обусловленный действием институционально-экономических факторов – доля изменения капиталоотдачи по отношению к ее потенциально возможному максимальному уровню (Р).

Учитывая динамичность исследуемой системы нельзя игнорировать фактор – времени, который проявляется через степень развертывания процесса воспроизводства национального дохода и отражает меру социального оптимизма общества. Это продолжительность периода стратегического планирования, на протяжении которого формируется величина интегрального фонда потребления и непроизводственного накопления в составе национального дохода (Т).

Из проведенного анализа сущности проблем выведены логические основания для определения оптимальной совокупной ставки налогообложения путем имитационного моделирования взаимодействия факторов, формирующих интегральный фонд потребления и суммы налоговых поступлений в бюджет.

Список литературы:

1.Акиндинова Н.В. и др. Макроэкономический анализ влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка: научное издание. М.: ВШЭ, 2014. – 57 с.

2.Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

3.Victor A. Cauto, Charles W. Kadler, Arthur B. Laffer (Editor). The Financial Analist’s Guide to Fiscal Policy. New York: Academic Press, 1985. – 240 p.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматриваются ключевые факторы, определяющие оптимальный уровень налоговой нагрузки. Аналитическим методом раскрывается качественное содержание механизма и эффекта действия выделенных факторов.
Written by: Фаттахов Айрат Мухаметович
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 12/16/2016
Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
Available in: Ebook