30 Апр

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время Россия встает на путь инновационного развития, что позволяет избежать проблем повторяющегося развития [2, с. 105].

Инновационное развитие требует глобальных экономических, технологических, социальных, политических и культурных изменений на всех уровнях страны, регионов и фирм. Такое развитие сопровождается глубокими изменениями видения, целей, стратегий, лежащих в основе долгосрочной и текущей деятельности регионов.

Необходимо реформирование инвестиционной деятельности с тем, чтобы придать ей инновационный характер. Решение такой сложной задачи связано с формированием инновационной устремленности региона и ее потенциальных внутренних и внешних инвесторов.

Устремленность выражается в активном состоянии готовности действовать в определенном направлении, реализовывать поставленные цели.

Инновационную устремленность, на наш взгляд, можно представить как синергетическую сумму четырех составляющих:

― потребность в инновациях;

― установка на инновационные действия;

― возможность реализации инновационной установки;

― способность получить необходимый результат с помощью инноваций.

Рассмотрим отмеченные составляющие более подробно. Потребность региона в инновациях обусловлена следующими причинами:

― проблемы социально-экономического характера, не решаемые в полной мере в условиях традиционной экономики;

― проблемы, вызванные мировым и национальным финансово-экономическим кризисом;

― желание повысить конкурентоспособность региона в национальном и мировом уровне;

― психологическая настроенность современных руководителей региона на инновации.

Инновационная установка – это включение инноваций в сферу своей деятельности, основанное на критическом восприятии результатов прошлого и настоящего. Оценочно-экспрессивная функция такой установки предполагает положительное отношение региона к инновациям и обеспечивающих их инвестициям. Рассматриваемая установка состоит из трех компонентов.

Когнитивный компонент отражает понимание того, что именно инновации необходимы для развития региона.

Эмоциональный компонент проявляется в чувствах удовлетворенности от инновационных результатов.

Поведенческий компонент предполагает включение инновационной деятельности в структуру поведения и делает инновационный процесс элементом реальной социально-экономической жизни региона.

Современная теория и практика свидетельствует, что требуются специальные действия по созданию и закреплению инновационной установки. Это необходимо, в частности, для активизации излишне осторожных и консервативных инвесторов, для ориентации их на развитие, прежде всего, инновационных объектов.

Регион должен развивать инновационную экономику на своей территории через стратегии и программы, которые изменят структуру и процессы инвестиционной деятельности. В результате возникает спиралеобразный процесс: регион привлекает инновационных инвесторов и, тем самым, повышает свою инновационную привлекательность, что способствует соответствующей мотивации следующих инвесторов.

Инновационный путь будущего процветания региона основывается на реализации следующих принципов активизации инновационных инвестиций:

― признание того, что без инноваций не может быть достигнут долговременный экономический рост региона;

― ориентация на инновационный характер региональных товаров, услуг и производственных процессов;

― поддержка доверительных отношений с реальными и потенциальными инновационными инвесторами;

― проведение открытого диалога с такими инвесторами для определения их проблем и вариантов взаимовыгодных решений;

― поощрение инновационных инвесторов через экономические, социальные и имиджевые механизмы;

― стимулирование предпринимательской деятельности, ориентированной на инновационные инвестиции.

Активизация инновационного развития региона проходит через стадии жизненного цикла.

Стадия зарождения инновационного направления развития. На данной стадии формируется инновационное организационное знание региона. При этом необходимо соблюдение определенных условий [1, с.100]:

― организационное намерение действовать на основе новых знаний;

― автономия инновационной деятельности;

― встряска и созидательный хаос, т.е. использование многозначности, неопределенности внешней среды;

― избыточность и разнообразие информации, позволяющие выявить принципиально новые возможности и направления развития.

Стадия выделения инновационного пути развития, который станет основой для будущей экономики региона. Устремленность, с одной стороны, выполняет роль основного ресурса, делающего инновации реализуемыми, а с другой – является «фильтром», позволяющим выделить наиболее рациональную и перспективную инновацию.

Стадия организационного оформления инновационного развития. Здесь в действие включается активизация реальной инновационной деятельности. Регион формирует инновационную инфраструктуру для производства и использования инноваций (нормативно-правовое обеспечение, обучение работников, программное обеспечение, документация и т.д.).

Стадия раннего роста. Оценивается коммерческая, социальная и бюджетная эффективность инновации в регионе. Используются аналитические и информационные возможности инновационной инфраструктуры, которые позволяют определить, какие инновационные направления целесообразны в дальнейшем развитии региона.

Стадия расширения наступает, когда инновационная продукция и деятельность начинают составлять ощутимую долю в валовом региональном продукте. В результате инновации закрепляются в структуре деятельности региона, а инновационная устремленность переходит в интеллектуальный капитал региона, заменяя устаревшие знания, навыки, умения и т.д.

В современных условиях регионы имеют реальные возможности и полномочия использовать положительные результаты инновационной деятельности для стратегического курса социально-экономического развития. Для этого потребуется пересмотр существующей структуры экономики региона и определить какие отрасли необходимо создать, какие обновить, а с какими необходимо расстаться в силу их неэффективности в современных условиях.

В отличие от традиционных (индустриальных) инвесторов,  привлечение инновационно-ориентированных инвесторов требует существенного изменения характера взаимодействия с последними. Сложившиеся связи и обмен информацией становятся недостаточными. Необходим переход на новые формы сотрудничества: специальные группы, консультативные комиссии, целевые совещания для обмена мнениями и формирования стратегий, создание совместных предприятий и т.д. Несомненные изменения должна претерпеть и система регионального управления. В частности, должны быть расширены права и возможности региональных руководителей в принятии решений по привлечению инвесторов и предоставлению им определенных льгот и возможностей. Необходимо формирование разветвленных организационных структур, ориентированных на поддержку развития разнообразных инновационных направлений, в том числе совместных с инвесторами из других регионов и стран.

Особое значение приобретает подбор и подготовка специалистов для региональных органов власти, обладающих инновационными знаниями и навыками. Среди качеств, которыми должен обладать такой специалист, нужно выделить инновационное (креативное) мышление, способность работать и принимать решения в условиях неопределенности, умение вырабатывать и обосновывать инновационную стратегию, находить пути ее реализации. Именно такие знания и компетенции необходимы для решения неординарных проблем инновационного развития регионов.

Подготовка такого рода руководителей и специалистов предполагает создание системы инновационно-ориентированного образования, которое должно обеспечить достижение пяти целей обучения:

1) подготовка специалистов, готовых реально применять новые знания в своей деятельности, осознанно ориентирующихся на инновации;

2) обеспечение знаниями и умениями, необходимыми в современном инновационном обществе;

3) формирование процесса саморазвития специалистов для обеспечения их постоянного соответствия развивающейся внешней среде;

4) создание прочной базы для достижения такими специалистами в дальнейшем личного жизненного успеха в постоянно обновляемом обществе;

5) развитие способности понимания того, что сложность окружающего мира можно преодолеть только путем создания и внедрения инноваций.

Достижение таких целей в сфере образования позволяет решить важные для общества задачи, обеспечивающие его самосохранение и развитие. Государство  в целом получает возможность воспроизводить и развивать на инновационной базе социально-экономические системы различных уровней, начиная от хозяйства страны и регионов и кончая отдельными фирмами и организациями. Гражданское общество обеспечивает поддержание, воспроизводство и развитие существующих и новых общественных отношений, традиций, обычаев, ценностей и т.п.  В свою очередь, и личность через инновационные знания и объекты выходит на новый уровень психического и соматического здоровья, на максимально возможное всестороннее развитие задатков и склонностей. Создается база для успешной социализации, самореализации и достижения собственного успеха. В результате, новая личность и общество становятся реальной основой инновационного развития государства и регионов.

Список литературы

  1. Абдикеев. Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 382 с.
  2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З Мильнера. – ИНФРА-М, 2013. – 624 с.
    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    Статья отражает процесс перехода региона к инновационному развитию. Показано, что для этого необходимо использование организационно-психологических методов активизации через формирование инновационной устремленности, инновационной установки. Рассмотрены вопросы активизации инновационных инвестиций. Отражены стадии инновационного развития региона и содержание инновационно-ориентированного образования. Инновационное развитие выведет государство, регионы, общество и личности на качественно новый уровень существования.
    Written by: Закиров Рашит Шарипович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook