30 Янв

ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза набирают обороты. В июле 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС, а в июле 2011 года был отменен контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. В настоящее время государства-члены Таможенного союза ступили на новый этап интеграции в виде Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), созданного для укрепления экономик стран-участниц, а также модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке [4].

Задача ближайшей перспективы для стран ЕАЭС – создание передовой качественной экономики, которая в минимальной степени будет страдать от кризисных экономических проявлений. При этом возрастает роль работы по унификации подходов к осуществлению таможенного контроля, информационному взаимодействию, формированию единых оценок в системе управления рисками, а также о проблемах, с которыми сталкиваются таможенные органы как Российской Федерации, так и государств-участниц ЕАЭС.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью оптимизации информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации с учетом требований участия в интеграционных объединениях.

В рамках основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации одной из стратегических целей является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведения таможенного контроля.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [1] (далее — Стратегия) является частью общегосударственных программ по совершенствованию деятельности государства во всех областях, с учетом тех целей, которые ставит перед собой государство в области внешней торговли.

Для их реализации Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее – ФТС России) определяет и выполняет ряд тактических задач в рамках Стратегии, при этом цепь их введения и внедрения четко прослеживается в рамках основных направлениях деятельности ФТС России на каждый год. К таким направлениям относится стабильный и повторяющийся перечень задач, меняется только уровень внедрения и качество исполнения, например:

  1. Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при декларировании и таможенном контроле товаров, что предполагает организацию и проведение мер, направленных на:

а) расширение применения таможенными органами Российской Федерации специальных упрощенных процедур и использование прогрессивных таможенных технологий;

б) совершенствование структуры таможенных органов и оптимизацию расположения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Показателями решения данной задачи является доля таможенных деклараций, срок выпуска которых максимально мал, а также пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска.

Пути решения:

  1. Повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на обеспечение информационной безопасности таможенных органов в рамках реализации Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации, а также совершенствование информационно-технического и программного обеспечения таможенных органов Российской Федерации.
  2. Расширение применения электронного декларирования товаров и транспортных средств.
  3. Создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации.
  4. Внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, применение категорирования при выборе объектов контроля, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров.

Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на внедрение полнофункциональной модели системы управления рисками в таможенную службу Российской Федерации с созданием комплекса автоматизированных информационно-аналитических систем и организационной системы управления рисками, а также обеспечение автоматизированного и автоматического выявления при таможенном декларировании и таможенном контроле изданных ФТС России профилей рисков в электронном виде.

В качестве основных профилактических мероприятий на ближайшие годы следует выделить:

а) содействие развитию крупных логистических и мультимодальных транспортных центров обработки внешнеторговых грузов с созданием на их территориях таможенной инфраструктуры и применением современных таможенных технологий;

б) содействие привлечению иностранных инвестиций в промышленные предприятия путем создания таможенных органов непосредственно на территориях предприятий-производителей;

в) оптимизацию структуры и штатной численности таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска (перераспределение штатной численности).

На сегодняшний день совершенствование таможенными органами системы управления информационно-технической инфраструктурой внешнеторговой деятельности в рамках происходящих интеграционных процессов соответствует основным функциям ФТС России.

Степень достижения таможенными органами Российской Федерации оптимального информационно-технического обеспечения характеризуется следующими основными показателями ее деятельности:

  1. Снижение временных затрат на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска.
  2. Увеличение суммарной пропускной способности пунктов пропуска за счет ввода в эксплуатацию новых пунктов пропуска и модернизации существующих.
  3. Обеспечение заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности оперативной и достоверной информацией о юридически значимых фактах, связанных с движением товаров [2, с.209]. Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью.
  4. Объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
  5. Коэффициент внедрения новых технологий и процент автоматизированных процессов обработки процессов.
  6. Доля импортных товаров, выведенных из нелегального сектора экономики в легальный.

Важно отметить, что в целях оптимизации информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации происходит смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного декларирования на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию, а также на этап после выпуска товаров в свободное
обращение. [3, с. 329]

В условиях функционирования ЕАЭС механизм реализации и эффективность, с которой осуществляется таможенный контроль, необходимо совершенствовать до достижения уровня, который бы удовлетворял потребности общества. Таможенные службы стран-участниц должны иметь такой набор инструментов и механизмов, который позволил бы менять акценты в деятельности в зависимости от тех задач, которые ставит руководство, в зависимости от меняющейся внешней и внутренней конъюнктуры развития каждой страны и других факторов.

Ряд поставленных задач невозможно решить без действенных механизмов взаимодействия с бизнесом, учета его интересов, обсуждение с бизнес-собществом наиболее актуальных проблем развития таможенного дела, безусловно, является частью работы над развитием оптимального информационно-технического обеспечения работы таможенных органов. Важно, чтобы обсуждение различных проблем в области таможенного дела велось с учетом интересов государства и бизнеса таким образом, чтобы и государство было уверено в безопасности и легитимности внешней торговли и бизнес, соответственно, не видел в таможне административных преград для осуществления своей деятельности.

Таким образом, совершенствование деятельности таможенных органов, направленное на сокращение времени прохождения таможенного контроля, является главным вектором на пути к оптимальному информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации. На сегодняшний день в условиях повышения интенсивности международного товарообмена необходимо формирование рациональных и действенных мер по совершенствованию таможенного контроля, влияющих на качество предоставления государственных услуг таможенными органами и способствующих развитию внешней торговли Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза.

Список использованной литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р «Об утверждении Стратегии Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
  2. Лямкина А.Ю. Применение субъектно-ориентированного подхода системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации/ Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть I/ Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – С. 203 — 209.
  3. Лямкина А.Ю., Афонин П.Н. Управление качеством таможенных услуг по созданию благоприятных условий ведения внешнеторговой деятельности/ Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений. 17-я Международная научно-практическая конференция, часть 1, г. Пятигорск, 7-8 июня 2013 г./ Международная академия финансовых технологий; Отв. за вып. А.Е. Медовый.- Пятигорск: Издательство МАФТ, 2013. — С. 327-333.
  4. Евразийский экономический союз [Электрон. ресурс]: Сетевое издание «РИА Новости». М.: RIA.RU, 2015. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://ria.ru/tags/organization_Evrazijjskijj_ehkonomicheskijj_sojuz
    ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
    Written by: Лямкина Анна Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook