30 Апр

ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Движущей силой развития современного рыночного хозяйства и главным фактором создания конкурентоспособной экономики муниципальных районов является развитие малого бизнеса.  В связи с этим, растет интерес к институту предпринимательства, а также оценке и развитию управленческого потенциала населения, способного организовать и развивать бизнес. Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и могут  в значительной степени влиять на доходы населения, таким образом, повышая качество их жизни [3]. Взаимные интересы развития общества, муниципального образования и населения позволяют существенно изменить подход к стремлению постоянно увеличивать социально-экономические показатели с позиции гуманистической парадигмы. Сущность которой заключается в том, что главной целью развития является рост благосостояния населения, его удовлетворенность трудовой деятельностью, удовлетворенность условиями окружающей среды, а экономические показатели лишь характеризуют  достижение этих целей. Целенаправленное развитие муниципальных районов, прежде всего, определяется благоприятными условиями для выявления и развития человеческого потенциала населения. Процессы взаимодействия интересов части населения, имеющего высокий уровень управленческого потенциала, и интересов развития муниципального района определяют систему управления развитием [1].

Это ведет к двусторонним выгодам. С одной стороны, население стремится к творческой реализации своего человеческого потенциала по всем направлениям, использованию своих знаний, способностей, умений, а также максимальной реализации  человеческих ресурсов, построению успешной карьеры в соответствии с возможностями. С другой стороны условия, позволяющие населению максимально реализовывать способности, может успешно развиваться, не опасаясь спадов и кризисов, за счет совершенствования методов и технологий управления и производства, преумножая таким путем свой экономический потенциал [2].

Выявление и поддержка управленческого потенциала, формирование благоприятных условий для развития влечет за собой повышение уровня и качества жизни населения муниципальных районов, и может характеризоваться ростом   количества предприятий малого бизнеса. Повышается значение малого бизнеса в снижении безработицы и росте ВВП, пополняются бюджеты разных уровней за счет налоговых отчислений предпринимателей, работодателей. [4] В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года, согласно которому, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект. В табл.1 представлены статистические показатели динамики изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и одному из муниципальных образований Нижегородской области ( г. Бор) [5, 6].

Таблица 1

Показатели изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и городскому округу г. Бор за 2009-2013 гг.

  Городской округ г. Бор Нижегородская область РФ
На начало года тыс.ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, % На начало года тыс. ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, % На начало года тыс. ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, %
2009 276,18 292,32 16,14 5,84 6876 7136,0 260 3,78 1347,7 1602,5 254.8 18,91
2010 292,32 175,79 -116.53 -36,35 7136.0 5964,0 -1172,0 -13.26 1602,5 1644,3 41,8 22,01
2011 175,79 287,12 111,33 3,96 5964,0 6342,0 378,0 -7,77 1644,3 1825,4 181,1 35,45
2012 287,12 286,99 -0,13 3,91 6342,0 6431,0 89,0 -6,47 1825,4 1997,0 171.6 48,18
2013 286,99 289,75 2,76 4,91 6431,0 6900,0 469,0 0,35 1997 6037,0 4040,0 347,95
итого 1318,4 1331,97 13,57 1,03 32749,0 32773,0 24,0 0,07 8416,9 13106,2 4689.3 55,71

Сравнение динамики изменения числа  малых и средних предприятий по Нижегородской области, представленной в табл.1, показало, что в 2010 г. произошло существенное снижение количества малых предприятий по области с 7136 тыс.ед. до 5964 тыс.ед. т.е на 13,26% по отношению к 2009 г. Темпы прироста численности малых предприятий к концу 2013 года не достигли уровня 2009 года. Анализ также показал, что изменения динамики соответствуют тенденциям  их изменения по России, Нижегородской области и отдельным муниципальным образованиям (рис.1).

Рис.1   Сравнительная характеристика темпов прироста количества малых предприятий по отношению к базисному году (2009 год), %

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена «бюрократическая волокита», которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Однако, как показал анализ,  несмотря на множество усилий, предпринимаемых не только  государственными, но  и муниципальными органами власти, малый и средний  бизнес не вносит достаточный вклад в развитие муниципальных образований.    С  точки зрения экономических  параметров  малые и средние   предприятия  влияют только лишь на уровень занятости населения.

 

Рис.2 Сравнительная характеристика динамики численности занятых на малых предприятиях и количества производимой продукции в расчете на тысячу занятых  в 2009-2013 гг.

Анализ показал, что  число  предприятий  и среднесписочная численность работающих в них  с  2007   по  2013 гг.   росли,  а объем произведенных товаров и услуг в расчете на тысячу занятых на малых предприятиях с  каждым  годом  становится  меньше. Также следует отметить, что объем  отгруженной  продукции с малых предприятий не дисконтирован, следовательно, говорить о весомой доле в формировании валового муниципального продукта сложно.

Как показывают исследования ученых, высоким уровнем управленческого потенциала  и социальной ответственности обладает лишь 5-6% всего населения [1]. Анализ управленческого потенциала части населения, желающего открыть малое предприятие, на муниципальном уровне не осуществляется, а, следовательно, высоких результатов от их деятельности ожидать и не следует.

Большинство предпринимателей в стремлении быстрее и проще заработать, занимают самые простые свободные ниши в спросе выбирая примитивный бизнес сталкиваются с жесткой конкуренцией.  С другой стороны, выбирая еще свободное от конкуренции поле, сталкиваются с другими проблемами, связанными со сложным бизнесом.

Как следствие, общая статистика успеха и неудач малого бизнеса показывает высокую степень риска банкротства. Кроме  того, к рисковым факторам, характеризующим малый бизнес, следует отнести, в том числе, низкий уровень управленческого потенциала, привлечение неопытного и неквалифицированного персонала, сокрытие доходов и заработной платы,  низкое  качество продукции/услуг, высокая текучесть кадров. Как следствие, деятельность предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России в целом слабо отражается на общем уровне качества жизни населения.

Список литературы:

  1. Егоршин А.П., Захарова С.Г. Карьера одаренного менеджера- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Логос, 2012. – 384 с.
  2. Захарова С.Г., Банин М.А. Влияние бюджетной политики России на антикризисное управление муниципальными районами // Современные концепции научных исследований.-Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) -ежемесячный научный журнал/ под общей ред. Аркулина Т.В. — М.: 2014 г., №4, часть 8 — С.116-119.
  3. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России / Экономика и менеджмент систем управления — Научно-практический журнал/ под общей ред. Кравца О.Я. — М.: изд-во Научная книга, 2013, №2.1 — С.134-143.
  4. Захарова С.Г., Федина Н.И. Развитие малого бизнеса как фактор экономического роста. Н.Новгород: НИМБ, 2014 – С. 159-164.
  5. Росстат. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/-2014.
  6. Официальный сайт Администрации городского округа город Бор Нижегородской области. Режим доступа: http:// borcity.ru.
    ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
    Определена роль малого бизнеса в развитии муниципального района; проведен анализ динамики развития предприятий и организаций малого бизнеса; проведена оценка показателей деятельности малого бизнеса.
    Written by: Захарова Светлана Германовна, Сергейчев Николай Юрьевич, Федина Наталья Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook