23 Июн

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КАФЕДР ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современная образовательная система направлена на интеграцию с Европейской системой образования. Множество ВУЗов участвуют в разнообразных международных проектах. Сегодня составляется огромное количество рейтингов как университетов и институтов, так и кафедр высших учебных заведений.

Именно преподаватели кафедры выступают для студентов проводником, как в науку, так и в профессиональную практическую деятельность. Чаще всего и самих студентов оценивают как продукт труда выпускающей кафедры. Таким образом, с каждым днем возрастает важность оценки деятельности кафедр, составления внутривузовского рейтинга.  Динамика развития научно – технического прогресса требует поиска новых форм и методов совершенствования учебного процесса и соответственно повышения качества подготовки выпускников высших школ, поэтому возрастает интерес к индивидуальному уровню подготовки и профессорско-преподавательского состава.

В настоящее время разработана методика оценки деятельности работников вузов, направленная на повышение эффективности деятельности преподавателя, так называемая «Методика эффективного контракта». Ряд предлагаемых в методике показателей представлен в Таблице 2.

Таблица 2

 Показатели эффективного контракта

Показатели
1.         Успеваемость студентов по дисциплинам кафедры
2.         Наличие разработанных и утверждённых основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым факультетом/институтом, выпускающей кафедрой
3.         Наличие рабочих программ по всем дисциплинам кафедры
4.         Издание учебно-методических пособий
5.         Участие в международном, всероссийском, региональном научном мероприятии(конференция, научный семинар, научная школа, конгресс, симпозиум, научный форум)с докладом, или в научно-технической международной, всероссийской, региональной выставке со стендовым докладом, или в международной, всероссийской, региональной выставке творческих работ.
6.         Публикация научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом
7.         Наличие и выполнение годового плана работы кафедры
8.         Участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой, факультетом/институтом, университета
9.         Организация и проведение профориентационных мероприятий кафедры, факультета/института, университета
10.    Повышение квалификации

Из данных таблицы видно, что критерии эффективности контракта включают в себя как учебно-методическую деятельность преподавателей, так и научно исследовательскую и профориентационную. Однако на наш взгляд ряд показателей нельзя однозначно отнести к эффективности деятельности преподавателей кафедры, в частности успеваемость студентов по дисциплинам кафедры. Этот показатель многокритериален и складывается под воздействием множества факторов, таких как:

  • Индивидуальное восприятие студентом информации (склонность к лени или же наоборот трудолюбие, усидчивость, быстрое усвоение информации);
  • Внеучебная деятельность (множество увлечений может сократить время на подготовку к занятиям);
  • Ресурсное обеспечение (наличие рабочего места, доступа к информации);
  • Внешнее влияние (коллектив);
  • Мотивация в обучении (или её отсутствие);
  • Успеваемость студентов;
  • Базовый уровень знаний;
  • Посещаемость занятий;
  • Сложность предметов;
  • Организация учебного процесса;
  • Уровень квалификации преподавателей;
  • Педагогический стаж работы.

Каждый из факторов заслуживает отдельного исследования, однако нас заинтересовала взаимосвязь между средним баллом студента по дисциплинам кафедры (выступает как результативный показатель) и уровнем квалификации (в качестве него принимаем наличие степени), педагогическим стажем (в т.ч. учет ставки преподавателя). В этих целях нами был используем корреляционный анализ, который позволяет установить и оценить зависимость между исследуемыми факторами и результативным показателем.

Используем следующие обозначения:

УЗ– учёное звание(д.э.н– 5 баллов; к.э.н– 2 балла, неостепененный — 0); — X1

ПС– педагогический стаж(за каждый год– 0,1 балла); — X2

С– ставка, по которой работает преподаватель(0,25; 0,5; 0,75 и т.п.); -X3

Результативным показателем будет являться СБ– средний балл курса(группы, подгруппы) – Y.

Таблица 3

Исходные данные для корреляционного анализа

Преподаватели кафедры Y X1 X2 X3
П1 4,7 2 2,9 1
П2 4,6 5 3,7 1
П3 4,7 5 2,7 1
П4 4,6 2 2,1 1
П5 4,6 2 3,2 1
П6 4,6 2 2 1
П7 4,6 2 1,6 1
П8 4,5 2 2 1
П9 4,5 2 1,6 1
П10 4,6 2 3,5 1
П11 4,6 2 2,6 1
П12 4,5 2 2,8 1
П13 4,5 2 2,6 1
П14 4,6 2 2 1
П15 4,6 2 2 1
П16 4,1 0 0,5 0,5

Результаты проведённой корреляции, приведены в таблице 4,благодаря которой можно судить о взаимодействии показателей, тесноте их связи и взаимовлиянии.

Таблица 4.

Коэффициенты корреляции

  Y
Y 1,00
X1 0,41
X2 0,35
X3

Как видно из таблицы 4, наблюдается взаимосвязь между результативным показателем и двумя факторами – ученое звание и педагогический стаж. Связь между успеваемостью и ученым званием умеренная, прямая, т .е. чем выше ученое звание преподавателя, тем выше успеваемость его студентов, связь между стажем и успеваемостью хоть и слабая, но все же оказывает некоторое воздействие.

По данным выборки проведем регрессионный анализ и составим модель, которая характеризует зависимость между факторами, представленными выше и результативным показателем – успеваемостью студентов.

Таблица 5.

Коэффициенты регрессионного анализа

  Коэффициенты
A0 4,48
A1 0,02
A2 0,02
A3 0,00

Итоговая формула будет иметь вид: Y=4.48+0.02 X1+0.02X2. Можно сделать вывод о том, что большее влияние оказывают факторы, не включенные в исследование, так как их количественная оценка достаточно субъективна и неоднозначна, к ним можно отнести мотивацию студентов, общий уровень успеваемости академической группы и др.

Таким образом, не только от профессиональных качеств преподавателей зависит успеваемость студентов, велика роль самих студентов – усердие, желание учиться, развиваться. Относительно преподавателей все показатели в норме, некоторые превышают нормативные значения, что говорит о высоком уровне профессиональной подготовки сотрудников.

Список литературы:

  1. Аверина О.И., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие – М.:КНОРУС,2015-432 с.
  2. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образова- тельного процесса // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 72–78
  3. Кузьминов  Я.И.,  Юдкевич  М.М.  Университеты  в  России  и  Америке:  различия  академических конвенций //  Вопросы образования, 2007, №4, с. 141‐
  4. Перечень показателей оценки деятельности кафедр в 2009 — 2010 учебном году: [Электронный ресурс] /http://www.spbigo.ru/institute/quality_policy/regulatory_documents/prilozhenie_k_prikazu_pokazatelidoc
  5. Показатели эффективного контракта:[Электронный ресурс] /http://www.mrsu.ru/
  6. Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и ка- федры вуза / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. – 2011. – № 2. – С. 60–64.
    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КАФЕДР ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    В данной статье анализируется работа кафедр экономического факультета. Проводится оценка степени влияния квалификации преподавателей на средний балл студентов, анализируются мотивационные факторы
    Written by: Гарина Наталья Евгеньевна, Пронькина Ольга Федоровна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/15/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook