30 Апр

О РАЗЛИЧИЯХ ПОНЯТИЙ «ХОЛДИНГ», «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» И «ХОЛДИНГ-КОМПАНИЯ»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современной российской экономике холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений. Первые холдинги были созданы в рамках разгосударствления крупных объединений и предприятий и как попытка реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных структур. Таким образом были созданы «ЛУКОЙЛ», ЮКОС, «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Транснефте-продукт», «Газпром», «Норильский никель», РАО «ЕЭС России» и другие (всего более сотни холдингов с участием государства).

Дальнейшее развитие российских холдинговых структур происходило путем осуществления цепочек слияний и поглощений, получения контроля над отдельными компаниями и группами компаний. О состоянии процесса создания холдингов в стране можно судить по активности на российском рынке слияний и поглощений (M&A). В анализируемом периоде (рис. 1) число сделок M&A увеличилось почти в два раза (с 238 сделок в 2004 году на сумму 23 млрд. $ до 530 в 2014 году на сумму 50 млрд.$). При этом пик активности на данном рынке пришелся на предкризисный 2007 год (486 сделок на 122 млрд.$). В последнее время число сделок превышает докризисный уровень, однако за счет снижения средней стоимости сделки суммарный объем сделок снижается. В качестве основных причин  специалисты называют нестабильность на мировых рынках, прежде всего в странах Еврозоны и кризисные явления в российской экономике.

Кроме того, снижение стоимости сделок на рынке слияний и поглощений свидетельствует о снижении размеров компаний, вовлеченных в процесс создания холдинговых структур. В настоящее время процесс создания холдингов, как способ интеграции, характерен не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса, но и для среднего и малого бизнеса [6, с. VII].  Официальные статистические данные по числу холдингов в российской экономике не публикуются, но разрозненные сведения в самых разных источниках свидетельствуют о том, что холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике.

Рис.1. Динамика российского рынка слияний и поглощений

Источник: данные журнала «Слияния и поглощения» (http://www.ma-journal.ru/statma/), данные информационного агентства AK&M (http:// www.akm.ru)

Фактически термин «холдинг» часто встречается непосредственно в названиях компаний[1], в их корпоративной отчетности[2], в многочисленных публикациях в периодической печати, в электронных средствах массовой информации. Однако прочно вошедший в деловой оборот термин отсутствует в гражданском законодательстве. В научной среде также не единообразия по данному вопросу. Достаточно часто термин «холдинг» употребляется как синоним понятия «холдинговая компания». Некоторые исследователи вводят дополнительное понятие «холдинг-компания». Рассмотрим более подробно данные понятия.

Некоторые авторы: Ю.Б. Винслав, В.Е. Дементьев, А.Ю. Мелентьев, Ю.В. Якутин, А.Н. Кулемин и В.В. Ковалев, понимают под холдинговой компанией совокупность юридических лиц, образуемую основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, и предоставляющие  основному предприятию право принимать важнейшие производственные, финансовые и инвестиционные решения, а также как пути и способы их реализации [1, с. 28]. Эта трактовка закреплена в настоящий момент в действующем «Временном положении о холдинговых компаниях», утвержденном Указом президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» №1392 от 16.11.1992 г. (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества)

Другая группа ученых, состоящая в основном из ученых-юристов          (В.В. Лаптев, Е.В. Рузакова, В.С. Белых и др.), разделяет понятие «холдинг» в широком смысле как объединение юридических лиц, включающее основное общество (головную организацию) и дочерние общества, и «холдинговую компанию» в узком смысле как юридическое лицо преимущественно в форме хозяйственного общества, которое контролирует других участников объединения.

Третья разновидность мнений по вопросу разделения понятий «холдинг» и «холдинговая компания» представлена Н.Ю. Псаревой, которая  вводит понятие «холдинг-компания». Под холдингом или холдинг-компанией следует понимать «общество, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок участие в одном (или нескольких) самостоятельном (самостоятельных) в правовом отношении других обществах (дочерних), позволяющее ему определять и контролировать деятельность этих обществ» [3, с. 14]. Объединение, сформированное на базе холдинга (производственно-хозяйственный комплекс), Н.Ю. Псарева именует объединением холдингового типа или интегрированной холдинговой структурой (ИХС).

По мнению автора, происхождение понятия «холдинг» связывает его со значением глагола «держать» (в переводе с английского языка hold — держать), при этом дословно можно перевести «холдинговая компания» как «держащая компания». Думается, что термин «холдинговая компания» более всего применим к основному обществу (головной организации) всего объединения. Термин «холдинг» подразумевает наличие двух и более компаний и никак не может употребляться в единственном числе, поэтому говорить об объединении компаний, употребляя при этом термин «холдинговая компания», будет не совсем корректно.

Понятия «холдинг» и «холдинговая компания» эволюционируют даже во взглядах одних и тех же ученых. И. С. Шиткина в своих ранних работах, не делала смысловых различий между данными понятиями [5, с. 37]. В более поздних работах различия появились. В частности, автор, определяет холдинги как «форму предпринимательского объединения, представляющую собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля. Участники данной группы, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации), которая будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обязательств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений участниками группы [6, с. 50].

Представляется, что данное определение наиболее полно отражает сущностные характеристики холдинга:

  • группа компаний, в которой один из участников – головная компания оказывает влияние на принятие решений другими участниками холдинга – формально независимыми юридическими лицами;
  • основой влияния головной компании является владение преобладающими долями в уставном капитале, договор и иные обязательства, влияние может быть прямым или косвенным – через третьих лиц.

Необходимо отметить, что в вышеприведенном определении холдинга отсутствует необходимая, на взгляд автора, составляющая – а именно, не указаны характер и цель влияния головной компании на участников группы. С учетом отмеченных замечаний, понятие холдинга можно сформулировать следующим образом: это группа организаций (участников), основанная на отношениях экономической зависимости и или договора, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации), которая прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие управленческих решений, касающихся операционной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью решения тактических и стратегических задач как участников группы, так и холдинга в целом.

Представляется, наличие различных подходов к определению холдинга обусловлено в первую очередь правовым дефицитом в данной области. До настоящего времени,  несмотря на неоднократное рассмотрение в Думе и Совете Федерации,  не принят закон о холдингах и действует Временное положение от 1992 года [4]. Учитывая, насколько отличается экономика 1992 года от современных экономических условий хозяйствования, легко понять несовершенство действующей нормативной базы. Нормы, касающиеся холдинговых отношений, содержатся в гражданском,  налоговом и в административном праве. Одним из объективных факторов, сдерживающих принятие законодательства о холдингах, юристы называют необходимость унификации более чем 200 нормативных актов как федерального, так и местного значения. Очевидно, потребуется время, чтобы устранить противоречащие друг другу положения, привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с будущим законом «О холдингах», избежать правового хаоса и обеспечить единообразие правоприменительной практики в деятельности холдинговых структур.

 

Список литературы:

  1. Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998. №11-12. с.28
  2. Овсянников С.С. О разнице терминов «холдинг» и «холдинговая компания» // Менеджмент в россии и за рубежом. 2006. №2. с. 13.
  3. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения, теоретические и методические аспекты. М., 2003. с.14-15.
  4. Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 № 1392 (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества) // Консультант Плюс, дата обращения – 20.01.2015 г.
  5. Шиткина И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. М., 2003. с. 37.
  6. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ. издание – М., 2006.- с. 50.

[1] Например, ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Холдинг МРСК» (ныне ОАО «Россети»), ОАО «Газпром Медиа Холдинг», ОАО «РН Холдинг» (ранее ОАО «ТНК-ВР Холдинг») и др.

[2] Например, ОАО «РЖД», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Банк ВТБ» и многие др. в своей отчетности именуют себя холдингом.

О РАЗЛИЧИЯХ ПОНЯТИЙ «ХОЛДИНГ», «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» И «ХОЛДИНГ-КОМПАНИЯ»
В современной российской экономике самой распространенной формой интеграции являются холдинги. Фактически термин «холдинг» часто встречается непосредственно в названиях компаний, в их корпоративной отчетности, в многочисленных публикациях в периодической печати, в электронных средствах массовой информации. Однако прочно вошедший в деловой оборот термин отсутствует в гражданском законодательстве. В научной среде также не единообразия по данному вопросу. Достаточно часто термин «холдинг» употребляется как синоним понятия «холдинговая компания». Некоторые исследователи вводят дополнительное понятие «холдинг-компания». В статье рассматриваются различия понятий «холдинг», «холдинговая компания» и «холдинг-компания». Дается авторское определение понятия «холдинг».
Written by: Ревинская Людмила Юрьевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/08/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
Available in: Ebook