30 Апр

О ПОНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПОНЯТИЯХ В НЕМ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Общепризнано, что экономический анализ есть универсальный инструмент теоретического и практического познания экономики, хозяйственных процессов и явлений. Задачи экономического анализа   многочисленны и многогранны, а его роль в управлении и значимость в практическом хозяйствовании неизбежно возрастает по мере расширения, усложнения и ускорения хозяйственных процессов. В то же время успешность, результативность экономического анализа во многом предопределяется  глубиной и конкретностью наших познаний о нем, начиная с определения его сущности.

В экономической литературе встречается множество определений общего понятия «Анализ», среди которых можно отметить утверждения о том, что собственно экономический анализ — это:

-способ познания экономических явлений, процессов [4, с.8];

-познавательный вид управленческой деятельности [6, с.7];

-система определенных специальных знаний, связанных с изучением (исследованием)  экономических  процессов  [7, с.22];

-изучение разнообразных и разнородных  факторов, под  влиянием которых формируются основные результаты деятельности [9, с.11];

-мысленное представление изучаемого экономического явления, хозяйственного процесса в виде составляющих его частей и исследование каждой из них в отдельности [10, с.74];

Вышеприведенные определения понятия «Анализ» в одном случае – сугубо теоретические, в другом  – предметно направленные,  в третьем – спроецированы на вид деятельности, осуществляемой предприятием (организацией). При этом однозначного ответа на вопрос: что за понятие «Анализ», какова его сущность – так и не сформулировано, но в этих определениях просматриваются основные его контуры. Отсюда  представляется, что изначально и  всегда  понятие «Анализ»  следует  трактовать  в двух  аспектах: теоретическом и практическом.

Тогда, теоретически,  экономический  анализ — это наука о принципах, методах, способах и приемах изучения экономических  явлений и процессов, и в то же время, практически,  экономический анализ — это процесс, сущность которого  не материально-вещественная  (как у производственного процесса), а умозрительная, выражающаяся через определенные мыслительные действия, связанные с познанием, исследованием экономических явлений и хозяйственных процессов; здесь основным «производственным» средством, инструментом, с помощью которого удается познавать, изучать, «препарировать» экономические процессы и явления, выступает наше логическое мышление, а также принимаемые нами на вооружение известные  методы, способы, приемы исследования и выработки  управленческих решений.

Аналитический  процесс,  как  и  любой  другой,  требует  формулировки той  идеи, во имя  которой он, собственно,  и «затевается», обеспечения его соответствующими  методами,  способами и  приемами познания,  логического построения  (моделирования) и организации.

Понятно, что стартовой,  отправной  точкой для аналитического  процесса должна служить принимаемая и/или принятая аналитиками концепция (conceptio – лат.) анализа  как основополагающий замысел или идея, как некая система взглядов, как то или иное понимание и восприятие явлений и процессов  и, наконец,  как основной принцип  в анализе. По этому поводу следует заметить, что в специальной  экономической литературе не уделено достаточного внимания понятию концепции экономического анализа, его сущности и значимости в формировании целевых установок для анализа и управления экономикой в целом и, в частности, хозяйственной деятельностью конкретного предприятия (организации).

Общепринятая  (по умолчанию) концепция  экономического  анализа  в предприятии берет свое  начало с времен централизованной плановой экономики (в СССР,  РСФСР, РФ) и отображает сложившийся «внутренний экономический миропорядок», в котором перед хозяйствующими субъектами ставились задачи:  выполнять и перевыполнять план (планы), обеспечивать соблюдение норм, нормативов, снижение (потом — оптимизацию) расходов и т.п. Соответственно и в анализе формировались (и формируются) текущие запросы с определением  вектора движения аналитического процесса — от фактов к  плану (к норме, к намеченному рубежу, запланированному  достижению) и обратно с детализацией и структуризацией информационных данных. Сам аналитический процесс превращается при этом в процесс поиска ответов на многочисленные,  возникающие  у  аналитика вопросы: что уже произошло и что происходит сейчас, а также – почему это произошло (и происходит), каковы последствия произошедшего (происходящего).  Иначе говоря,  изучаем  свершившиеся события, явления, процессы и/или практику хозяйствования предприятия, «бродим» по обширному информационному полю, «просеиваем» и сопоставляем факты, выявляем отклонения фактов от плана, от нормы и др., устанавливаем фактические причины этих отклонений, определяем фактически упущенные, нереализованные, неиспользованные, утраченные резервы; можно сказать, на фактах «стоим» и, исходя  из некоего постулата о том, что факты – «упрямая вещь», опираемся на них, определяем те самые резервы,  обосновываем возможности развития производства за счет  использования этих резервов и принимаем те или иные управленческие решения.

Отсюда становится возможным определять общепринятую на сегодняшний день, стандартную концепцию экономического анализа как концепцию резервов и возможностей,  а  основной, опорной «точкой» для нее признать фактологию. Данная концепция экономического анализа предопределяет общую направленность формирования и развития аналитического процесса, его  поэтапного наполнения соответствующим содержанием, что реально может быть представлено следующим образом:

1 этап – подготовительный (базовый), когда определяется предмет и цель его анализа, формируются задачи анализа, осуществляется выбор объекта, на материалах которого предполагается организация и ведение анализа, изыскиваются соответствующие источники его информационного обеспечения;

11 этап – познавательный  ( ознакомительный ),  в   основе   которого лежит формирование системы изучаемых показателей  и  характеристик согласно  цели  и  задачам  исследования,  сбор,  обработка  и  наглядное представление цифровой информации по изучаемому объекту;

111 этап – аналитический (оценочно-аналитический), сущность которого состоит в оценке характера  экономического явления, хозяйственного процесса с помощью конкретных оценочных показателей, в изучении сложившегося  их  уровня и развития за ряд лет с определением тенденций этого развития, в выявлении причин, условий,  факторов,  повлиявших на изучаемые показатели, недостатков  в управлении хозяйственными процессами, их эффективностью, в изыскании резервов дальнейшего развития изучаемых  процессов и т.д.;

1V этап- резюмирующий, когда  требуется  формирование обобщающего

вывода о качестве управления хозяйственными процессами, экономическими взаимоотношениями и взаимосвязями, их результатами и эффективностью, определение  основных направлений, в которых необходимо организовать работу по повышению результативности и эффективности данных процессов, разработка вариантов управленческих решений с расчетным обоснованием каждого  из них и выбором  наиболее оптимального среди  них с учетом принятых в оценку критериев оптимальности управленческого решения. Здесь критерием оптимальности при выборе одного из нескольких предлагаемых управленческих решений может выступать, например,  оптимизация вложенных ресурсов, обеспечение сохранности ресурсного потенциала, устойчивое и поступательное развитие хозяйственного процесса, неуклонное соблюдение законодательных, методологических,  методических основ  управления экономикой предприятия и др.

В настоящее время, в условиях развитой экономики, в век «скоростей» подобного подхода к экономическому анализу явно недостаточно. Крайне важным становится обозначение концептуально иных  направлений и аспектов в нем, изначальное, упреждающее (а не «постфактум») определение глобального направления поиска возможностей развития экономики предприятия, выбор основополагающего звена в экономической цепочке формирования результата (результатов) хозяйственной деятельности предприятия, формирование новых целевых установок  и др. Иными словами, необходимо формирование современных концепций экономического анализа, отвечающих запросам настоящего времени, сегодняшней рыночной экономики,  с опорой  на научно-теоретические основы управления хозяйственными  процессами и их эффективностью в предприятии. Данный вопрос весьма сложен, обширен и требует отдельного своего рассмотрения.

Особого внимания заслуживают и такие понятия в анализе, как  методология  и  методика изучения экономических явлений, хозяйственных процессов. В специальной экономической литературе затруднительно, если не сказать – невозможно, отыскать  согласованные между собой  определения этих двух понятий. Но без осознания сущности, функционального назначения того или иного инструмента в экономическом анализе  мы можем оказаться в положении человека, пытающегося «нарезать хлеб консервным ножом».

Общее определение понятия «Методология», приводимое в специальной литературе, сводится к тому, что  это есть общенаучные и научно-теоретические принципы и/или методы познания. В развитие данного определения понятия методологии анализа, как нам представляется, можно было бы добавить, что, по сути, это есть основные, стратегические  направления, «дорожные карты» или пути познания, исследования хозяйственных процессов и явлений. В то же время, опираясь на  энциклопедическое определение понятия «Метод», можно сказать, что это есть образ того или иного действа, его общий план, некая стратегия его ведения (от греч. Strategia – «войско+веду»),  определяемая  как искусство управлять, руководить.

В связи с этим  общая методология  экономического анализа включает в себя всеобщий метод познания – метод материалистической  диалектики,  представляющий  собой основные принципы познания, и общенаучные методы познания, которые, в свою очередь, представляются как общеэкономические и специальные.

Среди специальных методов познания  в  экономическом  анализе  наиболее известны и широко применяются:

логический метод, в основе которого заложен принцип «посмотрел (факты)→увидел→ подумал→ понял→ сформулировал решение»;

системный метод, который стратегически ориентирован на какую-либо замкнутую экономическую систему, составляющие элементы которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии (система хозяйствования, система производства, система финансирования, система страхования, система управления и др.);

комплексный метод, определение которого базируется на вовлечении в аналитический процесс комплекса всесторонних характеристик и оценок того или  иного  изучаемого  процесса и/или предмета,  комплекса  их   взаимообусловленностей  и взаимозависимостей между собой;

факторный метод,  главной  отличительной   характеристикой  и определением которого выступает его конкретизированная направленность на изучение   условий, факторов,  влияющих  на  формирование  результатов хозяйствования.

Как видно, каждый метод реально выражает ту или иную направленность в организации и ведении аналитического процесса, иначе говоря – его стратегию. Отсюда, и общее понятие  методологии экономического анализа вполне  может определяться, по нашему мнению, как стратегия анализа.         Вышеприведенные нами методы экономического анализа, конечно, не исчерпывают общий перечень известных их разновидностей. Но главное заключается в том, что именно эти методы представляют собой некие проторенные пути познания хозяйственных процессов с разных сторон, в различных ракурсах.  И аналитик, решая ту или иную, стоящую перед ним  конкретную исследовательскую задачу, подходя к изучаемому предмету «справа, слева, сверху, снизу», может одновременно использовать и тот, и другой, и третий метод познания истины ради получения максимально объективного и достаточно обоснованного представления об изучаемом явлении, процессе, предмете.

В практике экономического анализа каждый из вышеприведенных методов «обустраивается», опосредуется соответствующими ему способами и приемами, которые определяются как конкретные виды аналитических действий,  шагов,  как  некая  система  правил в анализе применительно к тому или  иному хозяйственному процессу, экономическому явлению, изучаемому предмету в рамках конкретно избранного к применению метода ведения анализа. Выстраиваемый при этом алгоритм, порядок или линия аналитических действий, шагов, правил в краткосрочном периоде, в текущей ситуации, по сути,  есть  методика экономического анализа и определяется как его тактика (от греч.Taktike – «искусство построения…войска», «техника ведения боя» (…….); или «от обратного»: тактика (методика) – это реализация какого-либо метода через конкретные действия, шаги, способы и приемы, позволяющих решать конкретные текущие задачи на том или ином этапе аналитического процесса. Отсюда можно предполагать (и даже утверждать), что изначально предусмотренная, выстроенная аналитиком методика (тактика) анализа в границах одного, принятого им метода анализа по мере развития аналитического процесса, его расширения, углубления и возникновения  дополнительных вопросов и задач не только будет пополняться какими-то дополнительными действиями, шагами, но, возможно, потребуется  дополнительное обращение и к  другому методу анализа,  и к соответствующим ему способам  и приемам. Так, при использовании в анализе логического метода мы обращаемся к таким способам и приемам изучения экономических явлений, хозяйственных процессов как сравнение, построение числовых рядов, способ табличный и графический, способ средних величин (и приемы их расчета) и др. С их помощью формируется  числовое  отображение экономических процессов и явлений, они, как бы, «оцифровываются»  при взгляде на них с того или иного  ракурса, обеспечивается «выстраивание» в определенном порядке, ранжирование по тому или иному статусу  (принципу) сгруппированных конкретных экономических показателей и характеристик, их наглядное представление во всем  разнообразии форм,  значений и значимости с  тем,  чтобы при рассмотрении этой картины «со стороны» можно было сформулировать определенные оценки, высказать некоторые предположения, сделать выводы.

Но при необходимости  изучения влияния факторов на тот или иной процесс, явление, характеристику, показатель нам следует обратиться уже к факторному методу познания, выбрать и применить соответствующий  ему, конкретный  способ  и/или  прием, позволяющий определить  количественные  характеристики  изменения результата под влиянием  факторов. Тогда:

— в условиях  прямых  взаимосвязей  между факторами и результатом это может

быть  способ  абсолютных  и/или относительных  разниц, цепных  подстановок, способ логарифмирования; индексный, интегральный;

— в условиях стохастических, вероятностных взаимосвязей между факторами и результатом  это может быть  способ парной и/или множественной корреляции, регрессии,  дисперсии  ( статистические  способы ),  способы экономико-математического моделирования.

Таким образом,  в ходе применения различных методов (стратегии,или методологии), способов и приемов (тактики, или методики) в экономическом анализе удается количественно «измерить» величину, степень, направленность изменений тех или иных экономических характеристик во времени и в пространстве, в их взаимосвязях и взаимодействиях между собой; оценить  направленность и «измерить» силу воздействия внешних, внутренних условий хозяйствования и возможностей управления ими.

Выбор (и формирование) стратегии и тактики анализа того или иного экономического явления, хозяйственного процесса — за аналитиком, специалистом  в области управления экономикой конкретного предприятия, но, в любом случае, изначально он должен предопределяться вполне определенной и принятой концепцией (основным замыслом, идеей) экономического анализа. Моделирование аналитического процесса должно осуществляться именно в таком порядке: идея анализа – стратегия анализа – тактика анализа с наполнением каждой составляющей этой цепочки соответствующим содержанием; в этом – залог его  состоятельности и результативности.

Список литературы:

 Александров О.А., Егоров Ю.Н. Экономический анализ: учебное  пособие для вузов.– Москва, ИНФРА – М, 2014. – 288 с.

  1. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. –    М.: ИНФРА-М, 2013.– 222 с.
  1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный анализ хозяйственной  деятельности:учебное пособие для вузов.– Москва, ИНФРА – М,2014.–335 с
  1. Дзензелюк Н.С. Экономический анализ деятельности предприятия: учебное пособие / Н.С. Дзензелюк, А.С.Камалова, А.С.Заренкова; М-во  образования  и науки Рос.Федерации; Челябинск, ЮУрГУ, 2013.–164 с.
  1. Казакова Н.А.Управленческий анализ в различных отраслях: Учебное пособие. – М .: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.
  1. Казакова Н.А.Экономический анализ: учеб.пособие.– М.: ИНФРА – М,2011. – 287 с.
  1. Кирьянова З.В. Анализ  финансовой  отчетности: учебник  для бакалавров  З.В.Кирьянова, Е.И.Седова.–2-е изд., исправ. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2012. – 428 с.
  1. Чуева Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности.–М.: Дашков и К, 2013. – 348 с.
  1. Чуев И.Н.Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности : Учебник для вузов/ И.Н.Чуев, Чуева  Л.Н.-3-е изд., перераб. идоп.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с.
  1. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник / Под общей ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук   Г.П.Журавлевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », – 934 с.
    О ПОНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПОНЯТИЯХ В НЕМ
    Written by: Землянская Валентина Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook