26 Мар

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Инновационная деятельность становится объективным условием для развития современной торговли и обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе. Внедряя инновации, предприятие реагирует на изменения в макро и микросреде и адаптируется к условиям рынка.

В настоящее время происходит снижение покупательской способности населения. Предприятия торговли вынуждены переориентироваться на товары низкой ценовой категории. Магазины стремятся завоевать покупателя на долгосрочной основе, сделать так, чтобы он становился постоянным покупателем, улучшая качество обслуживания [2, 70]. В текущий момент торговые предприятия чаще всего занимают оборонительную позицию на угрозы со стороны субъектов рынка и лишь некоторые из них сохраняют лидирующее место в торговом бизнесе. Одним из основных путей для них – использование инноваций. Инновации требуют финансовых вложений, что могут позволить себе крупные торговые организации. В большинстве случаев, целью финансовых вложений является, не столько получение дополнительной прибыли, а сколько сохранение лидирующего положения на рынке и возможности развивать бизнес. Крупные торговые сети не могут развиваться без внедрения прогрессивных технологий в системе товародвижения, управления товарными и финансовыми потоками, технологическими процессами.

Внедрение инновационных технологий способствует более эффективному управлению товарными запасами и товароснабжением. Запас товаров в торговом зале магазина оперативно отслеживается, так как сигнал о недостаточном количестве товаров на полках поступает на распределительный склад при снижении его до 30%.

В качестве примера инновационных технологий приводится инновационный проект в розничной торговли «Магазин будущего», который внедрен в практику компании X-5 Retail Group N.V. в 2012 году на базе сети Перекресток. Данный проект является уникальным, поскольку в нем отсутствуют кассиры и продавцы и магазин функционирует на основе полного самообслуживания покупателями. Здесь используется инновационные технологии RFID, которые позволяют маркировать товары радиометками с уникальными идентификаторами для каждой единицы товара. Покупатель самостоятельно отбирает товар, помещает его в корзину или в пакет, затем подходит к автоматической кассе самообслуживания, у которой отсутствует транспортерная лента, но есть специальный сканер, размещенный в люке, в который помещается корзина. Покупатель использует специальную одноразовую анонимную карточку покупателя, прикладывает ее к сканеру, и сумма покупки высвечивается на экране. Расчеты производятся всеми известными способами (наличный и безналичный расчет).

 Магазины экономят денежные средства и торговые площади. Пропускная способность магазина возрастает. Это новшество позволяет сократить время покупателя при оплате товара в кассе, не зависимо от стоимости покупки, до 15 секунд. Автоматические кассы могут работать круглосуточно.

Возможность полного самообслуживания является далеко не единственным преимуществом технологии RFID. Индивидуальные радиочастотные метки помогают отслеживать продвижение товара от поставщика товара до потребителя, позволяют вести контроль товара по срокам годности, что является чрезвычайно важным как для магазина, так и для покупателя. Маркировка товаров работниками магазина осуществляется самостоятельно, каждому товару присваивается код, хранящийся в базе данных магазина. [2]

Отслеживать товар с просроченным сроком годности помогают специальные полки торгового оборудования, которые оснащены RFID- антеннами, интегрированными в компьютерные системы магазинов. «Умными полки» становятся благодаря бизнес-приложению, которые выделяют товар с просроченным сроком годности ярко-красным цветом. Для привлечения клиентов постоянным клиентам оформляется карта лояльности, количество, которых в «магазине будущего» достигло 500 единиц.

Одним из видов современного оборудования в магазинах является тележка с дисплеем, оснащенная навигационным устройством, которая позволяет установить связь с каталогом всех товаров в магазине и показать их месторасположение. На дисплее можно прочесть подробную информацию о товаре, который вы планируете купить (производитель, состав, область применения, полезные свойства, способ приготовления и т. д.), представлена развернутая информация о сопутствующих товаров для приобретенного товара. Для покупателя достоверная и своевременная информация о товаре дает возможность исключить ошибку при приобретении нужной продукции, ориентируясь на здоровое питание и соблюдение сроков годности. [1]

Применение этой технологии позволяет снизить потери товаров от так называемого, несанкционированного выноса товаров из торгового зала, так как применение электронных чеков снижает потери товаров от краж. Известно, что кражи могу приносить убытки в размере 1-2% от объема товарооборота. Магазины вынуждены вводить дополнительный контроль по работе с покупателями и, тем самым, увеличивать расходы на оплату труда.

 Важным моментом в этой технологии является введение электронных жидкокристаллических ценников, подключенных к базе данных. Известно, что часто жалобы покупателей связаны с изменение цен в течение дня в сторону их повышения. И покупатель узнает об этом уже при оплате товара. Эта ситуация приводит к конфликтам и усложняет учет товаров. Использование электронных ценников позволяет вносить изменения в цены в течение одной-двух минут. Если потребуется изменить цены на все товары, то это займет около получаса времени. Такие ценники могут работать в морозильных камерах при температуре -18 градусов.

 Важным инновационным решением повышения эффективности работы персонала и решения спорных ситуаций, связанных с обслуживанием в кассовом узле, является внедрение модуля контроля кассовых операций. Что это дает? Прежде всего, обеспечивается непрерывный контроль оплаты покупок, возможность в реальном времени дать оценку качества работы персонала. Синхронизируется информация с камер наблюдения, расположенных вдоль линии касс, с информацией кассового терминала. Наблюдение ведется в реальном времени и осуществляется видеозапись, хранящаяся в архиве, что дает возможность восстановить события за предыдущий период времени. [5]

При всей важности решения ряда проблем от внедрения рассмотренной технологии (повышение качества обслуживания, соблюдение сроков годности товаров, быстрота и правильность учета товаров, оптимизация системы товароснабжения, снижение потерь товаров, эффективное управление товарными запасами, сокращение численности работающих и др.), она имеет и недостатки, мешающие повсеместному внедрению:

  1. Высокие расходы на приобретение и внедрение этого оборудования. Внедрять подобные системы могут торговые сети, где высокий покупательский поток и финансовые возможности. Затраты на маркировку единицы товара достигают 4-5 рублей, что повышает стоимость товара.
  2. Невозможно оборудовать в настоящее время все товары электронными чипами. В магазинах, где используется эта технология, торговый зал разделен на две зоны — «красная» и «зеленая». Товары в красной зоне составляют 9 % всей торговой зоны. Эти товары оплачиваются в экспресс-кассе. Здесь располагаются товары, в составе упаковки, которых есть фольга, которая не позволяет сканирование данных на товаре. Для того, чтобы не усложнять обслуживание покупателя в «зеленой» зоне есть подобный товар, но не упакованный в фольгу. Все это затрудняет внедрение инновационных технологий.
  3. Внедрение прогрессивных технологий предполагает наличие финансовых возможностей организации. Предприятие должно обладать соответствующим ресурсным потенциалом и возможностями, как для внедрения новаций, так и отдачи от их применения, выраженного в росте товарооборота, доходов и укрепления имиджа. [3, 136-137].
  4. Перечисленные прогрессивные технологии могут применять крупные магазины, входящие в торговые сети. Значительная часть торговых предприятий не входят в сетевые системы, торговая площадь, которых не превышает 100 кв. м. и у них отсутствуют финансовые возможности. Торговые центры работают в условиях аренды (где часто меняются арендаторы) и низкого покупательского потока.
  5. Ограниченное число магазинов торгующих непродовольственными товарами могут использовать такие технологии, так как во многих магазинах не применяется система самообслуживания.

 

Список литературы:

  1. Назарова О.А. Факторы, определяющие качество обслуживания в розничных торговых сетях/ Назарова О.А. // Экономика и управление в ХХI веке: тенденции развития.- 2015.- № 23.- С. 68-73.
  2. Сканеры штрих кода автоматизации торговли: http://habrahabr.ru/company/scancode/blog/243145/
  3. Магазинные кражи выросли вдвое: nttp://izvestia.ru|neyws/589108/
  1. Николаева Т.И. Оценка ресурсного потенциала торговой организации – важнейшее условие ее конкурентоспособности. Вестник ЮУр ГУ. Серия «Экономика и менеджмент».2015. Т.9, № 2. С. 135-141.
  2. Роснано, магазины будущего. URL: http://russion.rt.com/article/10208.
    НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ
    С целью привлечения покупателей, роста товарооборота и прибыли, закрепления позиций на рынке товаров и услуг современные магазины осуществляют инновационные процессы. В статье обобщается опыт применения прогрессивных технологий в магазинах г. Москвы, показывается их эффективность, рассматриваются проблемы внедрения и перспективы развития. Результаты проведенного исследования могут представлять практический интерес для руководителей торговых предприятий, задача которых повысить конкурентоспособность или занять лидирующее место на рынке, привлечь и удержать покупателей, повысить экономическую и социальную эффективность бизнеса.
    Written by: Николаева Тамара Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/23/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook