30 Дек

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Для осуществления хозяйственной деятельности бюджетным учреждениям требуется приобретать и использовать различные товарно-материальные ценности, которые в целом относятся к материальным запасам. При этом следует принимать во внимание, что подходы к бухгалтерскому учету бюджетных учреждениях имеют ряд отличий от бухгалтерского учета на коммерческих предприятиях. Использование бюджетных средств налагает дополнительную ответственность на бюджетные учреждения и требует пристального внимания. Актуальность данного вопроса усиливается тем, что в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетной сфере, происходят регулярные изменения. Так, в 2006 г. был подписан Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», заменивший аналогичный документ 2002 года, через два года подписан Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Позднее Приказом Минфина России от 30.12.2009 г. № 152н «О внесении изменений в инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. №148н», вступившего в силу с 1.01.2010 г., внесен ряд изменений в бюджетный учет, касающиеся учета материальных запасов в синтетическом учете и первичных учетных документов [1]. В декабре 2010 г. были приняты два нормативных акта взамен утративших силу, в которых отражен усовершенствованный подход к учету, в том числе материальных запасов.

Цель данной статьи – исследовать современные нормативные требования к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях.

В настоящее время при ведении бухгалтерского учета бюджетные организации обязаны руководствоваться следующими нормативными документами Российской Федерации:

  • Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ;
  • Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственный власти (муниципальных) учреждений  и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н);
  • Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н);
  • Правилами и нормами о порядке составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений (утвержденными Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 г. № 33);
  • Правилами и нормами утвержденных форм первичных учетных документов и регистров (утвержденных Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н).

Согласно действующему законодательству, материальные запасы – это материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров [2].

Единым планом счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. Согласно Инструкции № 157н, материальные запасы, наряду с основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, иным видам материальных ценностей, относятся к нефинансовым активам учреждения. В связи с этим, при учете материальных запасов, бюджетные учреждения обязаны руководствоваться п.23 Инструкции № 157н. Так, стоимость, по которой принимаются материальные запасы, является первоначальной (фактической). При этом первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью [1].

Для целей бухгалтерского учета выделяют такие виды стоимости: первоначальная (фактическая), текущая оценочная, балансовая (табл.1).

Таблица 1

Виды стоимости материальных запасов

Вид стоимости

Суть

1. Первоначальная (фактическая) 1)    В случае приобретения материальных запасов – это фактические вложения учреждения в приобретение материальных запасов, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот

2)    При получении материальных запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – это стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

3)    При получении материальных запасов безвозмездно – это текущая оценочная стоимость материальных запасов на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

2. Текущая оценочная Сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету
3. Балансовая Первоначальная стоимость с учетом ее изменений, которые производятся в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов материальных запасов.

Следует учесть, что материальные запасы, приобретенные за иностранную валюту, должны быть отражены в денежной оценке в рублях, для этого сумма в иностранной валюте пересчитывается по курсу Центрального банка, действующему на дату принятия объекта учета к бухгалтерскому учету [1].

Большое значение для правильной организации учета материальных запасов имеет их классификация и оценка. Классификация материалов в бюджетных учреждениях положена в основу их учета по синтетическим счетам [2, 4, 7].

В состав материальных запасов для целей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях включают [1]:

  • предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
  • готовая продукция;
  • товары для продажи;
  • прочие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы, в том числе: орудия лова, лесные дороги, подлежащие рекультивации; специальные инструменты и специальные приспособления; специальная одежда и обувь; временные сооружения, приспособления и устройства; тара для хранения товарно-материальных ценностей; готовые к установке строительные конструкции и детали; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки; спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам) в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции, в частности, таким: медикаменты и перевязочные средства; продукты питания; горюче-смазочные материалы; строительные материалы; мягкий инвентарь; прочие материальные запасы; готовая продукция; товары; наценка на товары» [2].

Согласно Инструкции, материальные запасы в бюджетных учреждениях делят на группы [2].:

  • особо ценное движимое имущество учреждения (сч. 010520000);
  • иное движимое имущество учреждения (сч. 010530000);
  • имущество — предметы лизинга (сч.010540000).

Выделение данных групп позволяет сформировать информацию в денежном выражении о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними.

При усовершенствовании учетной политики бюджетного учреждения относительно материальных запасов целесообразной является разработка стандарта экономического субъекта. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, согласно которого термин «стандарт» определяется, как документ, который устанавливает необходимые требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учета. При этом, Федеральный закон 402-ФЗ содержит три категории стандартов: федеральные, отраслевые и стандарты экономического субъекта [3]. Стандарт экономического субъекта предназначен для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.

Формирование стандарта экономического субъекта дает ряд преимуществ: более полный охват вопросов учета на уровне учреждений, возможность раскрытия вопросов отраслевой и организационной специфики. Стандарты экономического субъекта должны отражать специфику его деятельности и соответственно бухгалтерского учета, содержать методические и организационные указания, которые позволят формировать достоверную и полную информацию о наличии и состоянии материальных запасов [5].

При разработке локального стандарта в области учета материальных запасов бюджетным учреждением рекомендуется использовать такие компоненты (табл.2).

Таблица 2

Компоненты стандарта бюджетных организаций

Компонент Содержание
Цель стандарта определение единого подхода к организации и методике бюджетного учета материальных запасов в государственном учреждении
Объектом стандартизации материальные запасы и операции по их приобретению и использованию
Сферой применения стандарта финансово-хозяйственная деятельность государственного учреждения

Таким образом, изменения, вносимые в инструкции по бюджетному учету, не носят глобального характера, а лишь касаются более точных формулировок учетных объектов и операций, направлены на приведение бухгалтерского учета в соответствие с другим законодательством, в частности налоговым. Для повышения качества бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетных учреждениях целесообразно создание и использование соответствующего стандарта экономического субъекта. Такой стандарт позволит отразить основные организационные и методические положения, специфические вопросы по использованию дополнительных аналитических счетов и кодов бюджетной классификации, что в результате позволит получить более достоверную и полную информацию и создаст базу для принятия эффективных решений.

Рассмотренный алгоритм правового регулирования учета материальных запасов в бюджетных учреждениях  позволяет  акцентировать внимание на необходимости в  разработках  положений, методик и локальных документов по объектам учета и внутреннего контроля материальных запасов. В нормативных правилах для бюджетных учреждений существует возможность вводить дополнительные аналитические коды счетов в рабочий план, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности учреждения.

Список литературы:

  1. Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.
  2. Приказ Министерства финансов России от 16 декабря 2010 г. №174н об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению.
  3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  4. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.
  5. Терегулова А.З., Шашкова Т.Н. Cтандарты государственных учреждений здравоохранения по учету материальных запасов: аспекты разработки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-1. С.286-291.
  6. Маслова Т. С. Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях . 2011. №14. С.10-21.
  7. Супроткина В. И. Учет материальных запасов // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. №21. С.16-25.

    НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    В статье проанализированы изменения в нормативных требованиях к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях; выделены виды стоимости материальных запасов, приведена их классификация; приведены рекомендации по разработке стандарта экономического субъекта – бюджетного учреждения.
    Written by: Файзулина Сажида Хабибуллаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/08/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook