30 Дек

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАНЛИЗА СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ, ПОРОЖДАЮЩИХ СТОИМОСТЬ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
  • На протяжении ряда лет в здравоохранении активно меняются статусы и функции субъектов, связанные с изменением полномочий между органами власти по всей вертикали, а также и объектов управления, связанные с изменением организационно-правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, расширяющих предпринимательскую деятельность и участием частных медицинских организаций в реализации государственных программ. Это делает необходимым изменить весь комплекс взаимодействия сторон.
  • Следует признать, что экономические связи хозяйствующих субъектов с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, потребителями в здравоохранении носят предпринимательскую природу. Однако, продажи медицинских услуг некоммерческими организациями юридическим лицам и гражданам воспринимаются как угрозы существования государственного сектора и нарушение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В тоже время, новый организационно-правовой статус государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения предусматривает активное участие в предпринимательской деятельности и свободное распоряжение доходами от данной деятельности в соответствии с уставными целями.
  • Каким образом должно быть организовано государственное управление отраслью и отдельными медицинскими учреждениями в новых условиях, чтобы обеспечить оказание качественных медицинских услуг?
  • Рассмотрим некоторые статистические показатели, отражающие положение дел в отрасли и финансовые состояние медицинских организаций.
  • За период с 2000 по 2012 год в сфере здравоохранения произошли значительные изменения: снизилось количество медицинских организаций государственной формы собственности за счет укрупнения медицинских организаций (с 19044 в 2000 г. до 12029 в 2012 году).  При этом мощность амбулаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности за этот же период времени несколько выросла от 3444,8 до 3445,9 тыс. посещений в смену. Наряду с этим растет количество негосударственных медицинских организаций (с 1724 до 3748 за указанный период), в том числе частных стационарных медицинских организаций, в которых наблюдается значительный прирост мощности.
  • Сеть лечебно-профилактических организаций (больничные организации) также значительно изменилась. Число государственных больничных организаций сократилось с 10617 в 2002 году до 5947 в 2012 году, число негосударственных больничных организаций растет, но на 2012 год их доля все равно невелика и составляет не более 4 %.
  • Техническое состояние и благоустройство медицинских организаций оставляет желать лучшего. В 2012 году 22,5 % больничных организаций не имели горячего водоснабжения, 6,5% — канализации, 7,4 % — центрального отопления. 30,9 % амбулаторных организаций не имели горячего водоснабжения, 9,2% — канализации, 10,6 % — центрального отопления. Практически каждое третье здание требует капитального ремонта. Активы медицинских организаций обременены зданиями, находящимися в аварийном состоянии. Степень износа оборудования в здравоохранении составляет в 2012 году 52,7%, и это несмотря на реализацию национального проекта «Здоровье».

Инвестирование медицинских организаций осуществляется как из собственных средств, так и из бюджетов различных уровней (Таблица 1).

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования [1]

Показатели,  в % к итогу 2005 2010 2011 2012
собственные средства 15,7 7,8 6,8 7,4
средства федерального бюджета 16,4 32,5 29,1 39,3
средства бюджетов субъектов Российской Федерации 45,4 40 44,5 38,3

Медицина —  фондоемкое производство, в значительной мере современная медицина зависима от высоких технологий (см. Таблицу 2).

Таблица 2

 Структуры имущества медицинских организаций

 годы остаточная стоимость нематериальных активов остаточная стоимость основных средств долгосрочные финансовые вложения запасы краткосрочные финансовые вложения

денежные средства

2008 0 59,3 5,7 6,2 4 4,8
2009 0 55,7 7,6 5,7 4,6 5,1
2010 0 53,8 9 5,7 4,4 5,7
2011 0,4 73,6 4,7 3,3 2,9 3,9
  • В структуре имущества значительная доля основных средств. Поэтому в амортизация является для медицинских организаций той значительной величиной, которая должна создать технико- технологическую политику развития.

Для медицинских организаций характерны существенные доли затрат на заработную плату, материалы и амортизацию  (Таблица 3)

Таблица 3

Структура затрат на производство продукции (работ, услуг) в 2011 г

Показатели, в % к итогу
сырье и материалы 18,8
топливо 2,1
энергия 3,3
прочие материальные затраты 4,6
затраты на оплату труда 36,8
страховые взносы в фонды 10.5
амортизация основных средств 5,1
прочие затраты 18,8

Основные финансовые результаты деятельности медицинских организаций представлены в Таблице 4

Таблица 4

 Финансовые показатели деятельности медицинских организаций, млн. руб.

Показатели Выручка (нетто) от услуг Себестоимость проданных услуг Валовой доход Коммерческие и управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Сальдо прочих доходов и расходов Сальдированный финансовый результат
2008 102011 85349 16662 8598 8064 -1976 6088
2009 118207 100569 17638 10866 6772 319 7091
2010 124121 105304 18817 12241 6576 -3344 3232
2011 262767 245059 17708 13438 4270 1741 6011

Оборотные активы являются основой операционной деятельности организации. Динамика и структура оборотных активов отражает эффективность оперативных управленческих решений руководителей медицинских организаций (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Оборотные активы медицинских организаций (на конец года; млн. руб.)

здравоохранение

оборотные активы — всего запасы краткосрочные финансовые вложения

денежные

2008 28256 6823 4454 5291
2009 35299 7622 6176 6865
2010 41647 8928 6943 8913
2011 64642 11911 10398 13947

Наличие высоких остатков денежных средств дает высокую ликвидность, но и указывает на низкую деловую активность.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности медицинских организаций показывает, что средние сроки погашения дебиторской задолженности в сфере здравоохранения с 28 дней выросли в 2011 году до 33 дней. При этом средние сроки погашения кредиторской задолженности в сфере здравоохранения выросли с 45 дней в 2008 году до 52 дней в 2011 году,  то есть сроки кредиторской задолженности выше чем, чем дебиторской. Медицинская организация, как и любой субъект рынка, обладает автономией и финансовой самостоятельностью. Невозможность погашать затраты из получаемых доходов приводит к банкротству организации.

Рассмотрим отдельные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости медицинских организаций (Таблица 6)

Таблица 6

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости медицинских организаций (в %)

2008 2009 2010 2011
Коэффициент текущей ликвидности 124,5 123,8 111,6 106,4
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -67 -48,5 -45,5 -37,2
Коэффициент автономии 57,2 61 61,4 75,1

1) Знак минус означает недостаток собственных источников для формирования оборотных активов.

Все приведенные выше статистические показатели и показатели финансового состояния медицинских организаций складывались при постоянном и значительном росте средних потребительских цены за указанный  период, что должно было сказаться на общем денежном потоке в отрасли. Однако,  мы наблюдаем обратный эффект. Сальдированный финансовый результат  (прибыль минус убыток) в % к предыдущему году составил в здравоохранении в 2008 году 102,3 %, в 2009 — 112,4 %. в 2010 — 53,5 %, в 2011 — 54,6%. В социальных отраслях после роста инвестиционной активности сальдированный результат становится хуже, так как увеличивающаяся нагрузка на оперативные бюджеты приводит к увеличению затрат медицинских организаций, которые не сразу возмещаются на рынке услуг, возникают финансовые проблемы.

На основании представленной информации можно сделать несколько предположений:

— государственные медицинские организации обременены активами, не пригодными к созданию качественных медицинских услуг. Зачастую полученные доходы от предпринимательской деятельности тратятся на покрытие дефицита по содержанию имущества или даже на предоставление услуг по обязательному медицинскому страхованию;

—  бюджетный принцип формирования затрат пока используется в финансировании здравоохранения, и возможно кассовый метод учета не скоро уступит место методу начисления. Особенности учета, способ распределения денежного потока по отдельным услугам не позволяют выявить соотношение цены услуги и её полной стоимости;

— складывающаяся система тарифного регулирования не позволяет в полной мере покрыть все фактические расходы медицинской организации, возможно, еще и потому что особенности учета, способ распределения денежного потока по отдельным услугам не позволяют выявить соотношение «цены» услуги и её полной стоимости По мнению Шиповой В.М.: «смешение потоков финансирования происходит на уровне ЛПУ, а неполное включение в состав тарифа на оказание медицинской помощи в условиях ОМС всех статей расходов приводит к тому, что размывается и возможная связь между объемами работы и оплатой медицинской помощи в целом по учреждению» [2];

— частое изменение тарифов и их непрозрачность не позволяет учитывать  долгосрочные интересы участников системы здравоохранения и действительно  планировать развитие организации на перспективу;

— характер экономического и социального интереса и понимания руководителем медицинской организации тактических и стратегических задач задает специфическое понимание и оценку желаемой эффективности деятельности организации, формальных и неформальных ограничений, связанных с ее достижением, технологии реализации целей, а также весь комплекс интерпретаций имеющихся и предстоящих взаимодействий с внешней социальной средой.

Реформирование системы здравоохранения в дальнейшем должно происходить с учетом ряда обязательных условий, а именно:

— внедрение федеральных стандартов сопровождается целевым финансированием, что требует не только возмещения экономических расходов, но организационных перемен в планировании объемных показателей программ государственных гарантий, оценку результатов работы медицинских организаций всех форм собственности;

— источником средств для самофинансирования должны стать как растущие цены и спрос на рынке медицинских услуг, так и эффективное хозяйствование руководителей организации, качественная система управления;

— разнонаправленность задач и раздельный учет направлений деятельности усложняют построение единой стратегии медицинской организации, требуют новых подходов к планированию, анализу, учету, контролю за результатами;

— существование социальных институтов в условиях «многонаправленных» реформ, связанных с изменением финансового обеспечения государственных услуг, смены форм ведения дела в государственных учреждениях, изменением моделей страхования (обязательного для граждан и добровольного), пересмотра полномочий по управлению в отраслях и территориальных образованиях  предполагают ведение деятельность в условиях неопределенности и отсутствии опыта анализа тактических задач и отдаленных последствий принимаемых управленческих решений.

Таким образом, от руководителей во многом зависит выстраивание институциональной модели управления, включающей принципиальные представления о содержании практики управления и границах его осуществления. Очевидно, что современный этап формирования модели развития здравоохранения, как социального института, требует учета всех методологических особенностей и обоснования новых экономических механизмов, эффективных для данного этапа развития отрасли. Модернизация публичных обязательств государства, преобразования субъектов управления в казенные, бюджетные и автономные организации опирается на использование всего положительного, накопленного в сфере управления здравоохранением. При этом традиционные подходы к планированию медико-социальных результатов деятельности должны сочетаться с введением управленческих новации в других социальных институтах. Прежде всего, требует пересмотра отношение к предпринимательству в государственных учреждениях, введения управления активами, в том числе интеллектуальными, поддержание деловой репутации на основе экономической стабильности на рынке и поддержании высокого имиджа медицинского работника.

  Необходимо определить социально-экономические отношения в отрасли с учетом нового статуса учреждений здравоохранения. Учреждения здравоохранения должны, с одной стороны, брать на себя роль самостоятельных рыночных субъектов, ориентирующихся на сигналы формирующегося рынка медицинских услуг. С другой стороны, – должны оставаться агентами государства, которое выступает как выразитель общественных интересов в производстве общественно потребляемых услуг.

Список литературы:

  1. Федеральная служба государственной статистики. — URL http://www.gks.ru/
  2. Шипова В.М. Подушевое финансирование в здравоохранении (Оценка влияния возрастно-полового состава населения на объем и финансирование медицинской помощи). Под ред. Академика РАМН О.П.Щепина-М.: ГРАНТЪ, 2001.-144с.

[1]. Здесь и далее приведены статистические данные, опубликованные  на сайте Федеральной службы государственной статистики  [1]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАНЛИЗА СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ, ПОРОЖДАЮЩИХ СТОИМОСТЬ
Written by: Хан Нинель Викторовна, Сачук Татьяна Викторовна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/23/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook