30 Янв

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» обеспечение более эффективного взаимодействия системы профессионального образования с реальным сектором экономики и его реальными потребностями  является одним из ключевых условий развития системы профессионального образования [1].

Государственная программа развития образования в Российской Федерации в качестве основных задач в сфере профессионального образования устанавливает задачи модернизации структуры программ, содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики, формирование сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, а также включение работодателей в оценку деятельности системы образования  в качестве потребителей образовательных услуг  через развитие механизмов внешней оценки качества образования [2].

В свете поставленных задач актуальным направлением деятельности в сфере развития системы профессионального образования наряду с обновлением содержания профессионального образования на основе профессиональных стандартов, с прямым участием объединений работодателей и формированием системы независимой оценки качества профессионального образования является формирование эффективных механизмов обеспечивающих включение системы профессионального образования в решение кадровых проблем предприятий в условиях активного участия регионов в комплексной модернизации отечественного профессионального образования.

Таким образом, одним из целевых ориентиров деятельности ведущего многопрофильного технического университета промышленно развитого региона выступает создание организационных механизмов управления системой подготовки кадров для приоритетных кластеров экономики региона, обеспечивающих как привлечение представителей бизнес-сообщества к процедурам оценки качества подготовки специалистов, так и участие работодателей в формировании структуры и содержания планируемых к разработке и реализуемых профессиональных образовательных программ.

Указанные задачи представляются разрешимыми, при условии, что взаимодействие университета с организациями — работодателями приобретет характер долговременной взаимовыгодной совместной деятельности по комплексному решению задачи подготовки адаптированных в научном, технологическом, производственном процессах специалистов, с одной стороны, и развитию единого научно-технического и инновационного потенциала отрасли и университета, с другой стороны.

Ключевым звеном механизма такого взаимодействия выступает создание  системы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей организаций-партнеров, обеспечивающего  формирование актуального запроса на разработку и реализацию университетом основных профессиональных образовательных программ соответствующих уровней и направленности.

Переход системы высшего образования на уровневую подготовку специалистов с использованием компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обусловил необходимость совершенствования сложившихся до настоящего времени походов к выявлению кадровых потребностей регионального сектора экономики, предполагающих определение объема востребованных в перспективе специалистов по направлениям подготовки, представленным в региональной системе высшего образования.

 ФГОСы носят рамочный характер и призваны обеспечивать вариативность образовательных программ, в том числе в части их направленности (профилей подготовки), вида (академические или практико-ориентированные программы) и требований к результатам обучения.  Разработчик программы призван определить виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник и, следовательно, перечень формируемых в результате освоения программы его компетенций. Таким образом, ФГОСы предусматривают возможность разработки образовательных программ с учетом требований работодателей, поскольку планируемые результаты обучения ориентируются на трудовые функции специалиста, которые определяются квалификационными требованиями и (или) соответствующими профессиональными стандартами. Кроме того, эффективной реализации основной профессиональной образовательной программы  способствует интеграция научно-технической, образовательной и инновационной деятельности университета по соответствующему направлению, которая в свою очередь обусловлена эффективностью взаимодействия с профильными организациями, как в сфере подготовки кадров, так и в сфере научно-технического сотрудничества.

В этой связи основными направлениями деятельности университета по выявлению по формированию эффективного механизма взаимодействия с организациями – стратегическими партнерами выступают:

  • анализ текущей востребованности выпускников университета по уровням образовательных программ, направлениям подготовки и специальностям с учетом профилей и вида программ в зависимости от планируемых результатов обучения;
  • опережающее планирование структуры и содержания профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров с учетом перспективных кадровых потребностей ведущих работодателей;
  • развитие многоуровневой системы подготовки кадров и научных сотрудников на основе горизонтальной и вертикальной диверсификации образовательных программ за счет увеличения доли научно-исследовательской составляющей и использования результатов научных исследований, реализуемых в том числе в рамках стратегического партнерства с работодателями;
  • проведение маркетинговых исследований в области подготовки высококвалифицированных кадров и инновационных наукоемких технологий формирование и актуализация перечня приоритетных научно-образовательных направлений деятельности университета с учетом динамики и среднесрочных прогнозов кадровых потребностей региональной экономики.

Стратегическое партнерство вузов с предприятиями-работодателями возможно на основе эффективного механизма их взаимодействия, обеспечивающего системное функционирование всего комплекса структурных элементов такой системы.

В качестве первого этапа создания системы стратегического партнерства многопрофильного технического вуза и предприятий-работодателей можно выделить комплексный анализ кадровых потребностей ведущих организаций приоритетных экономических кластеров региона в разрезе проблем и перспектив взаимодействия сферы материального производства, рынка труда и системы образования.

Задачами указанного аналитического исследования являются:

  • комплексный анализ текущего состояния и перспектив развития ведущих предприятий приоритетных экономических кластеров региона;
  • оценка образовательного и научного потенциала региональной системы высшего образования с позиций потребностей ведущих предприятий приоритетных экономических кластеров региона;
  • выявление системообразующих организаций – действующих и потенциальных стратегических партнеров университета в сфере подготовки кадров и научно-технического сотрудничества (выборочная совокупность предприятий);
  • оценка механизмов и структур, отвечающих за взаимодействие системы материального производства, рынка труда и рынка образовательных услуг региона;
  • систематизация перечня показателей и критериев для анализа и оценки кадрового потенциала предприятий;
  • отбор методов прогнозирования и технологий мониторинга кадровых потребностей организаций;
  • разработка инструментария проведения исследования;
  • рассмотрение специфики и механизма деятельности вузов и организаций приоритетных отраслей экономики по  совместному планированию и осуществлению НИР и ОКР;
  • аналитическое обследование выборочной совокупности предприятий;
  • разработка и обоснование предложений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного рынка труда, рынка образовательных услуг на современном этапе развития экономики.

Объектом исследования выступают сфера материального производства, рынок труда и рынок образовательных услуг Самарской области.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения и специфические формы их проявления, складывающиеся в процессе формирования и развития рынка труда и рынка образовательных услуг региона в части взаимодействия организаций высшего образования и организаций -работодателей.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют: официальная статистическая информация, данные мониторинга социально-трудовой сферы, материалы Министерства труда и социального развития РФ и региона, сведения, приводимые в периодической печати и опубликованные в глобальной сети INTERNET и показатели собственного исследования в виде анкетирования руководителей предприятий, специалистов специализированных служб предприятий по развитию производства и управлению персоналом.

Инструментарно — методический аппарат (методологию) составляют следующие общенаучные методы:

  • абстрактно-логический (при формулировании цели и определении задач исследования);
  • диалектический (при рассмотрении взаимосвязей различных подсистем региональной экономики);
  • системный и комплексный анализ (при выявлении закономерностей и особенностей развития современного рынка труда и рынка образовательных услуг);
  • системно-эволюционный подход (для исследования причин, характера и особенностей развития рассматриваемых экономических подсистем);
  • экономико-статистические и графические методы (с целью выявления динамики изменений индикаторов состояния системы материального производства, ранка труда и системы образования в общероссийском масштабе, на примере федерального округа и субъекта федерации);
  • методы компаративного анализа, позволяющие выявить особенности модели системы взаимодействий «материальное производство — рынок труда – рынок образовательных услуг» в регионе через сравнительный анализ с аналогичными отечественными системами.

Согласно концепции предлагаемой модели аналитического обследования социально-экономического состояния кадровых потребностей ведущих предприятий реального сектора экономики в рамках функционирования системы «Материальное производство – рынок труда – рынок образовательных услуг», трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, занятые в экономике, должны регулярно пополняться и развиваться в той мере, в какой это необходимо работодателям по различным видам экономической деятельности для обеспечения их эффективного развития. При этом потребности в трудовых ресурсах для обеспечения экономических приоритетов региона должны определяться как в отраслевом, так и профессионально-квалификационном разрезе, в связи с чем актуализируется задача мониторинга количественных и качественных показателей состояния трудовых ресурсов и кадрового потенциала каждого отдельного предприятия и региона в целом.

На рынке труда происходит сочетание потребностей экономики в специалистах с возможностями подготовки системой образования требуемого объема квалифицированных кадров. Поэтому система профессионального образования должна, с одной стороны, удовлетворять потребность экономики в высокопрофессиональных кадрах, а, с другой стороны, иметь собственные образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять процесс подготовки специалистов безотлагательно пригодных к профессиональной деятельности и сориентированных на карьерный рост.

  Представленная модель должна в конечном итоге решать задачу выявления соответствия/несоответствия между кадровыми потребностями ведущих предприятий реального сектора экономики региона, особенно в приоритетных отраслях, и возможностями системы профессионального образования удовлетворить эти потребности.

  Таким образом, перечень ожидаемых результатов применения предлагаемой модели аналитического исследования можно представить следующим образом:

  • достоверная информация о состоянии региональной экономики, сферы материального производства и рынка рабочей силы в приоритетных, выделенных в качестве целевых объектов исследования, отраслях;
  • перечень показателей для анализа и оценки кадровых потребностей региональной экономики с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития;
  • оптимизированная технология мониторинга кадровых потребностей;
  • максимально корректный и обоснованный прогноз кадровых потребностей выделенных в качестве целевых объектов исследования отраслей;
  • оценка регионального рынка образовательных услуг в разрезе соответствия предложения спросу со стороны рынка труда;
  • определение уровня взаимодействия системы профессионального образования с системой материального производства и рынка труда через оценку вовлеченности работодателей в процесс модернизации структуры и содержания высшего образования и внешней оценки качества подготовки специалистов.

Список литературы:

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р;
  2. «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295.
    МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ
    Written by: Костылева Ирина Борисовна, Смирнова Светлана Борисовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook