30 Дек

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Машиностроительные коммерческие предприятия проводят необходимую комплексную модернизацию производства в ходе реформирования отечественной промышленности, отводя важную роль совершенствованию систем управления и технического перевооружения в условиях обострившейся рыночной конкуренции. Для эффективного решения проблем предпринимательской деятельности в российском машиностроении необходимы не только анализ экономической деятельности, но и специально разработанная методика прогнозирования экономических процессов в этой отрасли как основная цель оптимизации предпринимательских машиностроительных рисков [1, с. 84], [2, с. 48]. Это обусловлено тем, что машиностроение – одна из основных отраслей экономики, определяющих развитие других комплексов, таких как топливно-энергетический, химический, нефтехимический, транспортный, строительный [3, с. 100]. Поэтому от уровня развития отрасли машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта России и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Ведь машиностроение заключает в себе комплекс отраслей  обрабатывающей промышленности, осуществляющий производство машин и включающий общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую и приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение [1, с. 86]. По статистическим данным пик предпринимательской активности в Российской Федерации был наибольшим в 2010 году. Например, в 2009 г. – 66,8% по отношению к прошлому году; в 2010 г. – 115,2% по отношению к прошлому году; в 2011 г. – 111,1% по отношению к прошлому году; в 2012 г. – 102,7% по отношению к прошлому году; в 2013 г. – 96,6% по отношению к прошлому году [6].

По расчетам отечественной статистики, в дальнейшем российская отрасль машиностроения наравне с зарубежными фирмами наберет новые обороты по производству. Это подтверждается прогнозами и оценками BusinesStat: до 2018 гг объёмы импортных поставок готовых металлообрабатыающих станков будут расти в среднем на 4,7% в год. Отечественные производители также продолжат наращивать объёмы производства. В 2018 г уровень выпуска металлообрабатывающих станков составит порядка 5,8 тыс шт готового оборудования. Спрос на производство гидроманипуляторов для лесного хозяйства в РФ каждый год увеличивается, что подтверждается заменой существующей устаревающей техники, а также увеличением объемов лесозаготовки в РФ. В структуре лесозаготовки РФ ведущую роль занимают следующие регионы: Хабаровский край;  Приморский край; Иркутская обл.; Архангельская обл.; Республика Карелия. Средняя стоимость готового изделия составляет 800 000 руб., планируемая численность персонала: 150 чел., а объем основных инвестиций проекта — 100 млн. руб. [9]

В последние годы в связи с ростом производства возможность возникновения промышленных рисков в управлении деятельностью машиностроительного предпринимательства занимает значительное место среди других предпринимательских сфер в промышленной деятельности. На одном из первых мест по этой причине после электроэнергетики, химической и металлургической промышленности стоит машиностроение, в том числе – станкостроение и автомобилестроение [3, с. 101].

Чтобы к 2015 году вернуть Россию на мировой рынок в качестве одного из лидеров того же авиастроения, потребуется $20 млрд., в том числе примерно $12 млрд. из федерального бюджета (не учитывая затрат на закупку авиатехники по государственному оборонному заказу). По концепции, за государством должна сохраняться высокая доля ответственности, в частности, в сфере покрытия рисков, которые авиапром самостоятельно покрыть не может [8].

Как подтверждение всего вышесказанного в октябре 2014 г. был принят проект Закона «О промышленной политике» единогласно в первом чтении на пленарном заседании Государственной думы. Документ призван существенно улучшить ситуацию с инвестиционным климатом в промышленности, а также дать серьезные преференции высокотехнологичным секторам российской промышленности, в том числе и в машиностроении. Он предполагает введение долгосрочных (до 2025 года) налоговых льгот и преференций для новых комплексных проектов [7].

По данным за 2014 г., машиностроительной отрасли еще присутствует дефицит финансирования и финансовые риски, например, после изучения ситуации на российском рынке грузовых автомобилей, демонстрирующем падение на 20%, учитывая опыт коллег по отрасли и в целях сохранения финансовой устойчивости компании, 26, 29 и 30 сентября объявлены на КАМАЗе днями простоя в отношении отдельных категорий персонала, без присутствия на рабочих местах, с оплатой в размере двух третей средней заработной платы. Согласно выпущенному приказу-постановлению, дополнительные выходные в сентябре появятся не у всех камазовцев. В прежнем режиме будут вестись регламентные, ремонтные и профилактические работы. Традиционно, по обычному пятидневному графику будут работать подразделения, занятые реализацией и отгрузкой товарной продукции, изготовлением запасных частей, автобусных шасси и продуктов диверсификации, а также часть персонала, обслуживающего непрерывно действующие производства в количестве, необходимом для поддержания их работы в дежурном режиме, функционирования систем жизнеобеспечения и сохранности собственности. В дни простоя частично будут работать камазовские юристы, бухгалтера и кадровики. Особо отмечено, что при необходимости, в целях безусловного выполнения плана месяца, дни простоя будут отменены. А на предприятии «АвтоВАЗ» к 2020 г. останутся работать 30 тысяч рабочих. Стало известно, что увольнения персонала «Волжского автозавода» не прекратятся и после сокращения заводом убытков. За следующие шесть лет будут уволены около 45% всех сотрудников. Таким образом, к 2020 году в штате «АвтоВАЗа» останется только 30 тысяч рабочих против сегодняшних 55 тыс. человек. Пока что ситуация автозавода в Тольятти остается печальной. За первые шесть месяцев этого года «АвтоВАЗ» принес французам из Renault убыток в размере 55 млн. евро, также не прекращаются увольнения персонала и сокращения производства. Тем не менее даются весьма оптимистичные прогнозы относительно доходов и роста производства. Августовские продажи «АвтоВАЗа» в 2014 году снизились на 32,3% по сравнению с августом прошлого года (с 39 до 26,5 тысячи автомобилей). Согласно сообщению Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по август 2014 года крупнейший российский автопроизводитель продал на 18,5% машин меньше (247 289 единиц), чем за аналогичный период 2013 года. Так в августе 2014 года группа «АвтоВАЗ-Renault-Nissan» продала на 24,1% меньше — 50 455 автомобилей, за 8 месяцев снижение составило 10,2% до 479 144 машин. В целом продажи автомобилей в августе снизились на 25,8%. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что государственная программа по утилизации вселила надежду на остановку падения рынка. Однако, до сих пор программа не стартовала. И в судостроительной отрасли испытывают дефицит финансирования для полноценного технического перевооружения. Как пояснил президент российской государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов, существующих вливаний в судостроительную отрасль недостаточно для ее нормального развития.  В корпорации будут анализировать программы техперевооружения по региональному и кустовому принципу и выбирать программы инвестиций с тем, чтобы они были оптимальны, но и будут отдавать приоритет тем инвестициям, которые уменьшат издержки и увеличат производительность труда [7].

Но не все так плохо в машиностроительном предпринимательстве. Работают и инвестиционные программы, например, ОАО «Петрозаводскмаш», производственная площадка ЗАО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш), запустило в эксплуатацию новую автоматизированную термическую печь на участке трубных узлов и коллекторов сборочно-сварочного производства.  Печь предназначена для высокотемпературного отпуска деталей трубных узлов главного циркуляционного трубопровода АЭС. Печь удовлетворяет требованиям современных термических обработок сварных швов самых ответственных узлов оборудования АЭС. При термообработке перепад температур в зоне печи не должен быть более двух-трёх градусов. Использование в новой печи высокоскоростных импульсных газовых горелок позволяет соблюсти данное условие, что повышает качество термообоработки сварных швов и изделий. Кроме того, по результатам пуско-наладочных испытаний печь даёт хорошие технико-экономические показатели. Можно говорить, что с введением данной печи затраты на термообработку, с точки зрения расхода газа как основного компонента топливно-энергетических ресурсов, будут снижены на 20-25%.  При строительстве печи использованы современные технологии и материалы. Футеровка новой печи (специальный керамоволокнистый термоизоляционный материал) не требует длительного предварительного прогрева перед погрузкой изделий на обработку, что экономит расход газа, сокращает производственный цикл. Повышает эффективность работы нового оборудования и трубчатый рекуператор, который установлен в системе дымоудаления. Здесь подогревается воздух, идущий на горение, что также экономит топливный газ. Новая термическая печь была приобретена в рамках инвестиционной программы, которая реализуется в ОАО «Петрозаводскмаш» под руководством ЗАО «АЭМ-технологии» с целью увеличения объемов производства и освоения выпуска оборудования для атомной промышленности России [7].

Еще один пример. На площадке ОАО «Уралмашзавод» будет создан индустриальный парк. Будущая промышленная зона займет около 202, 5 га. Индустриальный парк — это специально организованная территория, управляемая одним оператором, предназначенная для размещения комплекса производств. Площадка должна быть обеспеченна энергоносителями, инфраструктурой и необходимыми административно-правовыми условиями. Проект создания индустриального парка на площадке Уралмашзавода реализуется с целью привлечения инвесторов, а также с целью повышения эффективности высвободившихся площадей. В частности — производственных и сервисных компаний машиностроительного комплекса, способных развивать внутреннюю кооперацию и обеспечивать нужды ОАО «Уралмашзавод», ЗАО «УРБО» в заготовке, деталях, запасных частях и т.д. Планируется, что для работы над проектом будет выбрана Управляющая компания, которая займется не только привлечением инвесторов, но и продвижением индустриального парка. Планируется, что до 15 июля  рабочая группа при губернаторе Свердловской области проанализирует все наработки по созданию индустриального парка. Поддержать его создание готов Газпромбанк (основной акционер Уралмашзавода). Объем необходимых вложений определит концепция создания и развития индустриального парка, которую подготовит рабочая группа. Ранее банк выкупил часть площадки завода, на которой было создано новое предприятие «Уралмаш-буровое оборудование». До выкупа этой площадки выпуск буровых был остановлен. За прошедшие несколько лет ОАО «Газпромбанк» вложил в проект 20 млрд. руб. [7].

Также предприниматели в машиностроении пытаются наладить модернизацию производства и улучшить качество продукции: согласно планам топ-менеджмента Промышленной группы «Генерации», модернизация завода ОАО «ДЗХМ» (входит в группу компаний работающих под брендом «Генерация») началась и будет проходить в несколько этапов. 10 сентября в рамках первого этапа модернизации предприятия был запущен в работу автоматизированный участок роботизированной сварки изделий и металлоконструкций. Номенклатура товарного выпуска участка — это объёмные и пространственные изделия, а также металлоконструкции с габаритными размерами. В настоящий момент на участке идёт производство оборудования для строительства Белорусской АЭС. Неограниченные возможности роботизированного участка позволят изготавливать оборудование не только для АЭС, но и для любых промышленных предприятий [7].

Ижевский электромеханический завод «Купол» (предприятие Концерна ПВО «Алмаз-Антей») в 2014 году потратит на модернизацию производства 1,5 млрд рублей.  «Только за последние 3 года на инвестиционную деятельность было направлено 3 млрд рублей. Приобретаются станки, различные приборы, генераторы, источники питания, реконструируются и ремонтируются помещения.  ИЭМЗ «Купол» производит системы противовоздушной обороны (ПВО) ближнего действия, основным разработчиком которых является другое предприятие Концерна – Научно-исследовательский электромеханический институт (г.Москва). В частности, ИЭМЗ является головным предприятием по производству ЗРК «Тор-М2Э». Кроме того, завод осуществляет модернизацию ЗРК «Оса-АКМ», ЗРС «Тор-М1» и их модификаций, изготовление бортовой аппаратуры ракет класса «земля-воздух», а также оказывает сервисные услуги эксплуатирующим организациям. Изготовленные на предприятии системы ПВО находятся на вооружении более чем в двадцати странах [7].

Но как заявила Татьяна Голикова, глава Счетной палаты, на парламентских слушаниях в Совете Федерации, по информации РИА «Новости» в октябре 2014 г., основным риском для российской экономки является падение цен на газ и нефть ниже прогнозируемого уровня. Еще одним риском является ограниченность внутренних финансовых ресурсов и возможные трудности с привлечением внешних. Также, по словам главы Счетной палаты, в 2014 году и в последующие периоды уровень инфляции может оказаться выше, чем ожидается. В связи с такой ситуацией будут расти предпринимательские риски в машиностроении. Предпринимательские риски предприятий машиностроения — совокупность предполагаемых опасностей, связанных со специфической деятельностью в машиностроении и высокой степенью рисков этой деятельности, с учетом неблагоприятных последствий работы и управления предприятием машиностроения при вероятности возникновения потери прибыли, ущерба для имущества, собственности предприятия и здоровья сотрудников, которые необходимо застраховать. Тенденция роста производства продукции в машиностроении значительно может увеличиться при условии, если машиностроительные предприятия эффективно произведут оценку и страхование рисков, тем самым обезопасив себя в процессе производственной деятельности и в связи с этим чувствуя себя увереннее в условиях жесткой отраслевой конкуренции [1, с. 22].

Для оценки предпринимательских рисков в машиностроении  и дальнейшей их профилактики, в том числе и страхования, на основе комплексного анализа всей деятельности машиностроительных фирм нами усовершенствована методика оценки и страхования от рисков предприятий машиностроения (МОиСР) с помощью метода экстраполяции. В процессе машиностроительного производства периодически возникают показатели, провоцирующие возникновение рисков, требующих правильной оценки и страхования. Оптимальным вариантом прогнозирования таких рисков выступают методы регрессии и экстраполяции, преобразованные для МОиСР с помощью расчета: Y (N + 1) = A0 + A1×Y(N) + A2×Y(N – 1) + A3×Y(N – 2) +…+ AK×Y(N – K), где А0 и А1 – параметры деятельности в машиностроении; Y – фактическое значение результативного признака. Предварительный  расчет параметров производится методом минимальной суммы квадратов (МНК), где с помощью МНК отклонений фактических значений  от значений, найденных по уравнению регрессии, получают параметры деятельности в машиностроении для их оценки значимости и вероятности наступления.

Исходя из необходимости осуществлять периодические прогнозы дальнейшего развития ситуаций на производстве машин и оборудования, что является  очень важной особенностью при расчете вероятности риска, его оценки и управления, следует учитывать специфику предприятий машиностроения и руководства их деятельностью. Это обусловлено тем, что их производственная деятельность определяется многими факторами и не может быть величиной постоянной, т.к. изменение производственных факторов зависит от сложности технологии создания выпускаемой продукции и видов специализации производства, в любом периоде времени. Поэтому МОиСР адаптирована для применения в корпоративных структурах машиностроительной отрасли.   Используя разработанный подход к анализу и оценке рисков, возникающих в машиностроении,  в виде способа МОиСР для дальнейшего управления ими и страхования от них, как наиболее эффективно применяемый инструмент исследования, можно успешно решать задачи управления всем машиностроительным производством. Эффективность производственной деятельности после внедрения усовершенствованной и адаптированной методики оценки и страхования от рисков для предприятия машиностроения повышается в среднем на 35 – 40 процентов, а прибыль возрастает минимум на 15 процентов [1, с. 112].

Список литературы:

  1. Городецкая О.С. Анализ и оптимизация системы риск-менеджмента коммерческих предприятий (на примере машиностроительной отрасли): Монография. — М.: Издательство Нобель Пресс, 2012. — 169 с.
  2. Городецкая О.С. Оценка предпринимательских рисков предприятий машиностроения // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: Сб. научных трудов. Вып. ХIV – М.: Российская Академия предпринимательства. Агентство печати «Наука и образование», 2012, 0,45 п. л. (стр. 46 – 52).
  3. Городецкая О.С. Предпринимательские риски предприятий машиностроения // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. научных трудов. Вып. ХХХ – М.:  Российская Академия предпринимательства. Агентство печати «Наука и образование», 2012, 0,46 п. л. (стр. 100 – 108);
  4. Городецкая О.С. Риски машиностроительных предприятий // Вестник университета (ГУУ), 2011, № 25, 0,3 п.л. (стр. 106 – 107).
  5. Яковлев А. Страхование финансовых гарантий. М.: Воениздат, 2003. — 357 с.
  6. http://www.gks.ru.
  7. http://www.i-mash.ru.
  8. http://www.inzona.ru
  9. http://megaresearch.ru.
    МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
    Written by: Городецкая О.С.,
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook