30 Апр

МЕСТО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Для  реалистичного позиционирования субъекта бизнеса во внешней бизнес-среде и корректного определения реальных возможностей коммерческого предприятия  достижения им намеченных целей и исполнения миссий, необходимо системное познание актуального состояния хозяйствующего субъекта, выявление сложившихся взаимозависимостей изменений в отдельных элементах структуры и их влияния на конечный результат. Таким образом, для понимания полученного конечного результата или адекватного прогнозирования будущего необходимо разделить общий итог деятельности предприятия на отдельные составляющие: сегменты бизнеса, центры ответственности, продукты, отдельные показатели и т.п. Другими словами, необходим анализ – всестороннее изучение информации о функционировании коммерческой организации с последовательным переходом от изучения общих характеристик организации к анализу частностей.

В настоящее время между специалистами развернута дискуссия о сущности и месте управленческого анализа в системе управления организацией. Но необходимость анализа ресурсов и потенциалов коммерческой организации для эффективного и целеориентированного управления не оспаривается ни одним из специалистов.

В.И. Даль в Толковом словаре великорусского языка указывает на греческое происхождение слова «анализ» и трактует его, как «разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений» [3]. Антиподом анализа является синтез – установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов. И анализ, и синтез относятся к методам исследований, то есть при их помощи мы познаем, как процессы и явления, объективно протекающие вокруг нас, так и процессы, явления и предметы, возникшие в результате воздействия человека.

В основе анализа лежит процесс изучения отдельных элементов изучаемого явления или системы с целью выявления закономерностей, тенденций и определения сущности этого явления или системы.  Анализ в экономике, как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ, определен в  мировой специальной литературе, как экономический анализ. Экономический анализ проводится с целью научного обоснования  принятия решений и воздействий, производимых во исполнение этих решений, на всех уровнях экономики: от  мировых социально-экономических процессов и политик до семейных бюджетов.

Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный  на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей [6].

В то же время, в отечественной литературе встречаются трактовки экономического анализа в достаточно узком смысле. Так, В.Г. Когденко трактует экономический анализ, как «комплекс процедур, с помощью которых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельности: финансовом, производственном, рыночном. Экономический анализ, уменьшая степень неопределенности и являясь базой принятия управленческих решений, должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличения рыночной стоимости» [5]. Такое понимание экономического анализа вполне соответствует определению анализа хозяйственной деятельности предприятия, который «предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает их и является базой научного управления производством, обеспечивая его эффективность» [6].

Различия в указанных толкованиях экономического анализа лежат не в плоскости сущности, а в определении уровня этого анализа. В определении, данном Савицкой Г.В., экономический анализ рассматривается, как  познание любых процессов и явлений в экономике, независимо от их уровня. В то же время, в экономической теории различают макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика изучает функционирование национальных экономических систем, оперируя понятиями национального продукта, государственного бюджета, занятости, уровня жизни, уровня цен и т.д. Микроэкономика оперирует иными понятиями: выручка, издержки, финансовый результат, потребительское поведение, мотивация труда, стоимость ресурса и т.д. Анализ, как метод познания, используется как на макро, так и на микро-уровне. Таким образом, вполне логично разделение экономического анализа на макроэкономический и микроэкономический анализ. Целью микроэкономики является оценка поведения отдельного субъекта бизнеса в складывающихся и динамично изменяющихся экономических условиях. Поведение в данном случае формируется, как  следствие определенных управленческих воздействий со стороны административного аппарата этого экономического субъекта. Другими словами, микроэкономический анализ можно рассматривать, как анализ в системе управления экономического субъекта. Схожего мнения придерживается В.В. Ковалев в статье «Анализ финансово-хозяйственной деятельности: логика и содержание» [4].  Деятельность в системе управления экономического субъекта весьма разнородна и управленческому воздействию подвержены все ресурсы предприятия, как в натуральном исчислении, так и в стоимостном выражении. Соответственно, и анализ в системе управления можно разделить на технико-экономический и анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, последний из которых В.В. Ковалев рекомендует разделять  на финансовый и внутрифирменный. «Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы — доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия» [4]. Подобное разделение анализа поддерживают  в своих работах М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, М.А. Вахрушина, но обуславливая его необходимостью деления бухгалтерского учета на финансовый, формирующий информацию для внешних пользователей, и управленческий, данные которого составляют коммерческую тайну и должны использоваться исключительно внутренними пользователями [2]. Описанные взгляды иллюстрирует структура экономического анализа, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура экономического анализа.

Из рисунка 1 видно, что управленческому анализу отведена в сложившейся теории достаточно ограниченная роль, в то время как управленческий анализ, в действительности, затрагивает не только внутренние ресурсы и источники информации. Управленческий анализ – это комплекс аналитических процедур, направленный на оценку текущего бизнеса в целом: и с точки зрения определения объема внутренних ресурсов и выявления внутренних резервов и рисков, и с точки зрения оценки актуальных условий рынка, позиционирования предприятия, выявления внешних угроз. Объектом управленческого анализа могут быть любые бизнес-процессы, протекающие на предприятии, оказывающие влияние на достижение определенных для этого предприятия целей. Анализ без практического применения результатов этого анализа бессмыслен и нецелесообразен. Практическое применение результаты и технико-экономического, и внутрифирменного, и финансового анализа находят непосредственно при принятии  управленческих решений.

Целью управленческого анализа большинство отечественных специалистов видят предоставление информации управленческому персоналу или собственникам для выбора общей стратегии и тактики поведения субъекта бизнеса на рынке, другими словами – для принятия управленческих решений.  Таким образом, в широком смысле слова под управленческим анализом логично понимать весь экономический анализ, проводимый для внутренних нужд на основе информационной базы всех внутренних и доступных внешних источников информации и востребованный внутренними потребителями данных анализа. Таким образом, «зона покрытия» управленческого анализа в общей структуре микроэкономического анализа становится значительно шире, как представлено на рисунке 2.

                 

Управленческий (внутренний) анализ                            Внешний анализ

Рисунок 2. Место управленческого анализа в структуре экономического анализа.

         Как видно из схемы, представленной на рисунке 2, микроэкономический анализ или, другими словами, анализ хозяйственной деятельности субъекта бизнеса, можно, прежде всего разделить на внутренний – управленческий анализ, и внешний анализ, который российские специалисты часто именую финансовым анализом, мотивируя это тем, что анализу подвергаются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отраженные в финансовой отчетности на основании данных финансового учета.

Рассмотрим оба понятия по основным классификационным признакам, представленным в таблице 1:

Таблица 1.

Основные категории понятий финансового и управленческого анализа.

Категория Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ
1. Цель анализа Характеристика финансового состояния предприятия и оценка его реальной стоимости, оценка привлекательности инвестирования капитала. Обоснование управленческих решений по созданию механизма получения максимального финансового результата и повышения эффективности деятельности, разработки конкурентной политики и программ развития предприятия на перспективу.
2. Объект анализа Хозяйствующий субъект, как бизнес-единица, его финансовое положение в целом. Любые аспекты деятельности и хозяйствующего субъекта в целом, и отельных его подразделений, центров ответственности.
3.Субъекты анализа Лица, находящиеся за пределами анализируемого предприятия: акционеры, инвесторы, кредиторы, государственные органы, банки, а так же специалисты, действующие по их поручению. Сотрудники хозяйствующего субъекта, наделенные правом доступа к информации и соответствующими полномочиями, а также привлеченные по инициативе администрации предприятия внешние специалисты.
4.Информационная база анализа Финансовая отчетность Данные всех систем бухгалтерского учета: первичного, синтетического учетов, в том числе финансовой отчетности, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, актуальная информация из внешних источников.
5. Доступность информации Информация доступна для всех потребителей. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
6. Потребители информации Собственники, инвесторы, банки, контрагенты, государственные органы, общественные объединения, конкуренты и т.п . Собственники, органы управления предприятием, руководители всех уровней.
7. Единицы измерения Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные.
8. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, ретроспективный, оперативный, перспективный, комплексный.
9. Задача анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения.

Управленческий анализ использует весь комплекс экономической информации, проводится с учетом уже достигнутых результатов и на основе сложившихся тенденций, но носит, по мнению специалистов, преимущественно оперативный и перспективный характер. В то же время выявлять сложившиеся тенденции и зависимости невозможно без ретроспективного анализа, который проводится,  в том числе и на базе сформированной финансовой отчетности. Другими словами, внутренний финансовый анализ практически неотделим от управленческого анализа.

Таким образом, исходя из целей и задач управленческого анализа, объекта анализа и широты информационной базы можно сделать вывод о необходимости расширения понятия управленческого анализа от существующего внутреннего анализа хозяйственной деятельности предприятия до всего спектра внутреннего анализа, проводимого с целью экономического обоснования управленческих решений, включающего в себя и технико-экономический анализ, и анализ финансово-хозяйственной деятельности: как внутрифирменный, так и финансовый.

          Список литературы:

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 4-е изд., доп. и перераб. — М: Финансы и статистика, 2001. — 416 с.: ил.
  2. 2.Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб.пособие/М.А. Вахрушинаю-2-е изд.-М.: Омега-Л, 2005. – 432с. – (Оптимизация бизнес-процессов).
  3. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: т.1-4.- 7-е изд.- М.: Русский язык, 1978.
  4. Ковалев В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: логика и содержание. [Электронный ресурс]. URL: http://buh.ru/articles/documents/13128/.
  5. Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение»/ В.Г. Когденко.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -392с.
  6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб./Г.В. Савицкая.-2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2012. -367с.
    МЕСТО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    Исследован вопрос местоположения управленческого анализа в системе экономического анализа и зоны охвата управленческим анализом деятельности предприятия в системах повышения качества управления коммерческим предприятием. Методом сопоставления точек зрения специалистов со сложившейся практикой применения экономического анализа в микроэкономике в современных условиях понятие управленческого анализа расширено до всеобъемлющего внутреннего экономического анализа.
    Written by: Куртаева Ольга Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook