25 Авг

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В условиях нарастающих трансформационных изменений в экономической сфере и становления новых, соответствующих времени, парадигм, роль регионального развития становится особенно актуальной. Важно заметить, что понятие «регион» имеет достаточно много определений: это и участок суши со свойственными ему природно-климатическими условиями, и административно-территориальная единица государства или же вовсе часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистема всего социально-экономического комплекса страны, а также сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. В данной статьей под «регионом» понимается именно субъект государства, его административно-территориальная единица.

Развитие же является сложным процессом перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. В контексте регионального развития важно определить все стороны процесса: объектом здесь выступает непосредственно регион, на который направлено воздействие управляющей системы; субъектом – человек, а именно группа высококвалифицированных специалистов, располагающих необходимым и достаточным управленческим инструментарием, компетенциями и навыками, экономико-социальными ресурсами; предметом же выступает механизм направленного управленческого воздействия указанной группы на управляемую систему, то есть регион.

По сути, мы говорим, с одной стороны, о региональном развитии, с другой – о человеческом капитале, его ключевой и основополагающей роли в развитии региона.  Определений человеческого капитала достаточно много, но прежде необходимо обозначить основную идею теории человеческого капитала.

Современная теория человеческого капитала была сформулирована в трудах Гэрри Беккера и, прежде всего, в его знаменитом исследовании «Человеческий капитал» (1-е изд. 1964, 2-е изд. 1975). Г. Беккер выделяет в человеческом капитале индивидуума знания, производственные навыки и мотивацию. Увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников, считает он, могут приносить в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику. Концепция человеческого капитала получила дальнейшее развитие в работах Й. Бен-Пората, Т. Шульца, М. Блауга, У. Боуэна, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Ф. Махлупа, Г. Псахаропулоса, Л. Туроу, Б. Чизвика, Э. Фромма и др. Среди российских экономистов следует, прежде всего, отметить: В. Басова, В. Гойло, И. Ильинского, Р. Капелюшникова, М. Критсого, С. Костаняна, В. Марцинкевича, М. Сонина, С. Струмилина, Л. Тульчинского и др. [2, c.8]

Несмотря на то, что история развития теории человеческого капитала насчитывает более двух столетий, прорыв в данной области, тем не менее, выпал только на вторую половину минувшего столетия.

Понятие человеческого капитала рассматривают как в широком, так и узком смысле слова. Человеческий капитал в широком смысле слова представляет специфическую форму капитала, воплощённого в самом человеке — это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и приносят ему доход в форме заработной платы или ренты.

В узком же смысле под человеческим капиталом понимают знания и навыки, приобретенные в процессе получения образования и практического опыта, благодаря которым субъект представляет общественную ценность. С позиций микроэкономики человеческий капитал – это квалификация и профессиональные навыки субъекта, его достижения в профессиональной деятельности. [1, с.603]

Так же можно добавить, что человеческий капитал – это сформированный (развитый) в результате инвестиций и накопленный субъектом запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствуя повышению ее продуктивности и росту доходов его владельца. [1, с.603-604]

В последние десятилетия движущая сила регионального роста сместилась в сторону понятий «экономика знаний» и «человеческий капитал». Фундаментальным принципом построения эффективной экономики становится профессионализм работника, потенциал его дальнейшего развития, являющийся катализатором развития экономических отношений, перехода их на новый качественный уровень посредством развития наукоемких технологий.

В этой связи уровень развития человеческого капитала является средством дифференциации регионов по уровню развития. По большому счету, именно уровень человеческого капитала является основой для классификации регионов и разделения их на две крупные группы: дотационные регионы и регионы-доноры.

Безусловно, для каждого региона характерен определенный набор характеристик, определяющий его специализацию. Экономика одних регионов основана преимущественно на добыче полезных ископаемых, вторых – на лесной промышленности, третьих – на производственной составляющей и логистике и т.д. Так или иначе, каждый регион имеет свой уникальный набор конкурентных преимуществ. Вся разница заключается лишь в сложности идентификации и последующей реализации на практике своих сильных сторон.

Развитие человеческого капитала имеет не только явный социальный эффект (рост продолжительности жизни населения, повышение качества жизни, уровня образованности населения и пр.), но и вносит основополагающий вклад в развитие экономической сферы общества. Экономический эффект человеческого капитала существенно влияет на совокупную производительность труда. Соответственно, экономика региона становится более конкурентоспособной и устойчивой не только ко внутренним, но и ко внешним негативным воздействиям.

Решение данной проблемы требует комплексного подхода к переосмыслению роли человеческого капитала в региональном развитии. Регионы — лидеры экономического роста смогли максимально идентифицировать свои сильные стороны и сделать упор на развитие так называемых «точек роста» региональной экономики.

Дотационные регионы должны опираться на человеческий капитал, осуществлять инвестиции в его развитие для повышения уровня регионального человеческого капитала, который и создаст все необходимые условия для технологического, социально-экономического прорыва в будущем. Только при высоком уровне человеческого капитала можно говорить о разработке новых технологий, повышении эффективности производственных факторов. К сожалению, инвестиции в высококачественный человеческий капитал не дают быстрого эффекта. Процесс является долгосрочным и крупнозатратным. Поэтому развитие человеческого капитала должно стать одной из основных (если не ключевой) целей региональной стратегии социально-экономического развития.

Например, в Стратегии социально-экономического развития
Санкт-Петербурга развитие человеческого капитала является одним из основных направлений развития Санкт-Петербурга до 2030 года и включает в себя пять стратегических целей:

— укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

— повышение уровня образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения;

— обеспечение гармоничного развития личности на основе уникального культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга;

— повышение уровня физической культуры населения и степени доступности услуг индустрии здорового образа жизни;

— повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения. [3]

Региональные органы власти ставят перед собой очень важную и необходимую цель – развитие человеческого капитала, повышение его уровня и качества в интересах стабильного поступательного развития региона.

Поставленные властями Санкт-Петербурга цели и задачи по развитию человеческого капитала выступают своеобразной «дорожной картой» по осуществлению социально-экономического развития региона. Именно разработка и планомерная реализация долгосрочной стратегии развития способна вывести регион на совершенно новый уровень как за счет имеющихся конкурентных преимуществ, так и благодаря развитию наукоемких технологий, новых отраслей народного хозяйства с целью постепенной экспансии новых рынков сбыта.

Таким образом, человеческий капитал имеет ключевое значение не только в развитии региона, но и государства в целом. Научно-технический прогресс и возросшая, таким образом, роль человека в данном процессе в корне изменили подход к управлению различными сферами экономики. Интеграция уровня развития человеческого капитала в производственный процесс является детерминацией социально-экономического развития региона.

 

Список литературы

  1. Волчкова Л.Т. Государственное управление: слов-справ. (по материалам International Encyclopedia of Public Politic and Administration). СПб.: Петрополис, 2001. — 632 с.
  2. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России/Режим доступа http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/333.pdf.
  3. Официальный сайт Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года http://spbstrategy2030.ru.
    МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
    Человеческий капитал является основополагающим фактором социально-экономического развития региона и государства в целом. Развитие человеческого капитала создает фундаментальные конкурентные преимущества региона, способствует появлению и планомерному развитию «точек роста» региональной экономики. Управление развитием человеческого капитала, повышение его уровня и качества является стратегическим инструментом управления и катализатором устойчивого территориального развития.
    Written by: Гонин Дмитрий Валерьевич
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/11/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook