28 Фев

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КОЛЛЕДЖА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из основных проблем российских образовательных учреждений является неразвитая маркетинговая деятельность по продвижению образовательных услуг, т.е. отсутствие проработанной коммуникативной политики. Причина заключается не в отсутствии понимания необходимости данной деятельности, а в недостаточном, а порой и полном отсутствии финансирования. Поэтому при выборе средств продвижения главным критерием является экономия денежных средств.

В качестве объекта исследования принята маркетинговая деятельность колледжа как инструмент повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ростовского-на-Дону колледжа водного транспорта».

В качестве источников информации для проведенного маркетингового анализа были использованы отчеты о деятельности колледжа за 2012-2013 год, данные самообследования колледжа в 2014 году, материалы официального сайта колледжа[1].

Основными инструментами продвижения и коммуникаций с потенциальными потребителями и партнерами исследуемого учебного заведения происходят посредством следующих инструментов и мероприятий:

  • официальный сайт образовательного учреждения,
  • дни открытых дверей,
  • корпоративная газета.

Рекламная составляющая маркетинговой деятельности отличается стихийностью и несистематичностью. Среди рекламных мероприятий можно выделить: рекламу на транспорте, наружную рекламу (непосредственно на территории образовательного учреждения), рекламу в прессе. Причиной отсутствия программы рекламных мероприятий является недостаточное финансирование и отсутствие собственных средств на рекламные цели.

 В связи с этим, среди бюджетных рекламных носителей целесообразно максимально задействовать возможности Интернет-ресурсов.

В рамках Интернет-маркетинга предлагается реализовать следующие мероприятия:

– Организация системы мониторинга упоминаний о компании в сети Интернет. Необходимо следить за отзывами абитуриентов и студентов и своевременно отвечать за поступающие вопросы. Подобная деятельность повысит уровень присутствия учреждения в веб-пространстве, а также расширит возможности обратной связи с целевой аудиторией.

– Создание официальных сообществ в социальных сетях, которые можно использовать в Интернет коммуникациях.

Создание сообществ, их продвижение и  брендинг в социальных сетях в целом позволит решить следующие задачи:

  • усиление присутствия бренда образовательного учреждения на социальных платформах;
  • увеличения трафика официального сайта;
  • усиление положительного имиджа организации;
  • создание эффективного механизма обратной связи с целевой аудиторией;
  • формирование положительного отношения потребителей образовательных услуг.

В рамках стимулирования сбыта целесообразно развивать, например, программу подарочных сертификатов. Продвижение возможно путем информирования в социальных сетях, а через прямые рассылки предприятиям-партнерам, а также с помощью рекламы в городских газетах.

С целью увеличения численности студентов целесообразно предложить такие мероприятия, как:

  • налаживание коммуникаций со школами посредством организации и проведения ознакомительных лекций в школах города с целью привлечения абитуриентов. Подобные мероприятия могут быть осуществлены силами преподавателей и студентов. Содержание лекции возможно следующее: общая информация об учебном заведении, направления подготовки, условия поступления, информация о коллективе и внеучебной деятельности, перспективы трудоустройства после окончания колледжа, возможности получения дополнительных специальностей, секция «вопросы и ответы»;
  • рассылка информации на предприятия и в организации, которые могут быть потенциальными потребителями выпускников и которые могут направить абитуриентов на обучение. Данное направление также выступит инструментом коммуникаций с потенциальными партнерами;
  • «сарафанное радио» – пропаганда через выпускников;
  • проведение городских общественных мероприятий на базе учебного заведения;
  • участие в ярмарках учебных мест.

В дальнейшей перспективе возможно использование рекламных носители, представленных в таблице 1 (при условии наличия соответствующего бюджета).

Таблица 1.

 Каналы продвижения образовательного учреждения колледжа

Тип носителя

Содержание сообщения

Цель коммуникации

Реклама на радио Информация о наборе, направления подготовки, информация о дополнительных услугах. Привлечение абитуриентов и клиентов платных курсов
Реклама на местных телеканалах.

 

Видеосюжеты об общественной детальности коллежа. Формирование положительного имиджа колледжа
Реклама в местных, районных, отраслевых печатных изданиях.

 

Статьи о колледже, интервью с директором, руководителями. Формирование положительного имиджа колледжа
Реклама на транспорте (внутрисалонная). Информация о наборе, направления подготовки, реклама платных услуг. Привлечение абитуриентов и клиентов платных курсов

Также предлагается расширить программу традиционного «Дня открытых дверей» с целью обеспечения более продуктивного взаимодействия с целевой аудиторией и содействия рациональному выбору абитуриентов. Расширением будет организация профориентационного кабинета, в котором абитуриенты будут проходить тесты и получать профессиональное консультирование. Образовательное учреждение СПО должно оказывать помощь абитуриентам в профессиональном самоопределении и предоставлять рекомендации учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности. Таким образом, в ходе консультаций, возможно, достичь более глубокого эмоционального взаимодействия колледжа и абитуриента, а также дать возможность обучения именно тем студентам, которые будут осознанно заинтересованы в данной специальности и потенциально в ней успешны.

Переориентация колледжа на рынок и внедрение в работу маркетингового подхода возможны только при качественном изменении такого фактора конкурентоспособности, как корпоративная культура. В связи с этим, предлагается внедрять в управление персоналом внутренний маркетинг. Основные пути совершенствования деятельности колледжа в отношении кадрового потенциала как фактора конкурентоспособности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Мероприятия по внедрению элементов внутреннего маркетинга в деятельность колледжа

Направления деятельности

Основные задачи

Реализация мероприятий

Планирование и контроль -установить контроль выполнения плановой деятельности преподавателями колледжа.

-обучить персонал в области качества образовательных услуг;

В качестве основы для контроля необходимо принять единую программу развития персонала, в которой будут определены цели и задачи, пути реализации поставленных целей и задач, а также необходимые для этого ресурсы. Проведение лекции-семинара, чтобы переориентировать преподавателей на изменения в деятельности колледжа.

В качестве дополнительной системы контроля качества образовательной услуги предлагается организовать проведение анонимной оценки студентами качества преподавания.

Активизация творческой деятельности -способствовать развитию научно-исследовательской деятельности преподавателей;

 

Необходимо побуждать преподавателей к участию в научных конференциях, публикации научных статей и по возможности спонсировать данные мероприятия. Поощрение участия с конкурсах и грантах. Также колледж может выступать базой для проведения подобных мероприятий в рамках города, поскольку обладает необходимыми материально-техническими условиями.
Мотивация -внедрить систему мотивации преподавателей.

-определить  критерии и методы стимулирования коллектива за деятельность в повышении качества образовательного процесса.

 

Среди критериев стимулирования следует принять следующие характеристики работы преподавателей:

—                      Степень выполнения программы;

—                      Количество проведенных внеучебных мероприятий;

—                      Количество научных публикаций (самостоятельно и совместно со студентами) и др.;

Нематериальные стимулы в рамках предлагаемой системы мотивации:

—                      выражение благодарности непосредственными руководителями;

—                      корпоративные праздники;

—                      вовлечение в процесс принятия решений;

Материальные стимулы в рамках предлагаемой системы мотивации:

—                      бесплатные (или льготные) путевки работникам и их детям;

—                      абонементы на посещение спортзала, театров, кинотеатров;

—                      премии

Обеспечение психологической защищенности -повысить уровень социальной защиты преподавателей,

-разработать комплекс мер по охране труда

Необходимо распространить сферу деятельности Лаборатории психологической поддержки на педагогический коллектив. Это будет способствовать снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя у преподавателей.

В результате внедрения вышеуказанных мероприятий повысится уровень вовлеченности преподавателей в жизнь колледжа, качество образовательных услуг, лояльность к колледжу как к работодателю.

Колледж предлагается позиционировать не только как образовательное учреждение СПО, но и как образовательный центр, позволяющий получить целый комплекс дополнительных услуг.

В целях формирования устойчивого конкурентного преимущества предлагается построение положительного имиджа, создание и продвижения бренда колледжа.

Создание бренда – это конечная цель работы предприятия в рассматриваемой области, этапами которой являются создание, управление имиджем и соответственно репутацией. В определение маркетинговых инструментов, с помощью которых поставленная задача будет выполняться – речь идет о PR, рекламе, презентациях, межличностном общении и т.д.

Принцип формирования положительной репутации заключается:

– в постоянно поддерживаемом живом диалоге с целевыми группами;

– в стремлении к широкой информационной открытости, в том числе не признающей национальных границ.

Поддержание эффективных и постоянных связей с общественностью – это один из ключевых моментов управления репутацией. Формированию репутации компании в значительной степени способствует его паблисити. Для создания паблисити современные компании проводят следующие мероприятия, впоследствии широко освещаемые в СМИ и укрепляющие их репутацию:

–проведение акций, рассчитанных на целевую аудиторию;

–благотворительная деятельность;

–спонсорская поддержка конференций, семинаров, форумов, съездов;

–организация визитов на предприятие высоких правительственных делегаций, приемов представителей государственных органов власти, зарубежных коллег;

–проведение тренингов, бизнес-школ, специальных мероприятий (конференции, семинары, праздничные балы) для представителей целевых аудиторий;

–организация компанией профессиональных клубов, члены которых их клиенты и сотрудники;

–издание газеты или журнала компании;

–участие в выставках;

создание профессиональных ассоциаций.

Отсюда следует понимание основной задачи маркетинговой деятельности при продвижении образовательной услуги, заключающейся в том, чтобы полный набор существующей позитивной информации «в полную силу» работал на компанию и доводил ее до нужных целевых аудиторий. Таким образом, маркетинговая деятельность по продвижению образовательной услуги направлена на формирование и развитие бренда колледжа как перспективный вектор повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Официальный сайт ГБОУ СПО РО «Ростовского-на-дону колледжа водного транспорта». Режим доступа: http://www.rkwt.ru
  2. Полякова Е.Ю. Маркетинговый подход в управлении образовательным учреждением с учетом динамики потребительского спроса на рынке образовательных услуг/ Сборник научных трудов Sworld. 2014.Т.26.№3.С.43-50.
  3. Полякова Е.Ю. Маркетинговый подход в управлении образовательным учреждением в целях его повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Монография 2014.
    МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КОЛЛЕДЖА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
    Written by: Полякова Елена Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/10/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook