30 Дек

Малый бизнес в условиях кризиса




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Экономическое положение России постепенно ухудшается. Фактически этап стагнации пройден и начинается рецессия. По данным Росстата за январь 2014 года, промышленное производство показало –0,2%  в годовом исчислении, инвестиции в основной капитал –7%, строительство –5,4%. Население уже начало избавляться от наличности, инвестируя в валюту, золото, драгоценные камни, землю, недвижимость. К концу 2014 года российским населением было куплено свыше $5 млрд., что является косвенным фактором того, что рост рынка возможен в сфере недвижимости. Кроме того, хорошие перспективы предсказуемо ожидаются у ритейловых сетей, магазинов у дома, предприятий сферы бытовых услуг. Не стоит забывать, что ритейл, особенно товаров массового спроса, в кризис выживает лучше всех. Их рынки, как правило, стабильны.

Если из России уйдут иностранные инвесторы или западные страны ограничат возможности наших компаний, ориентированных на экспорт, кризиса не избежать. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса вряд ли выживут, за исключением самого мелкого ритейла. Останутся небольшие магазины, но люди начнут покупать более дешевую продукцию.

По опыту кризиса 2008-2009 гг, можно отметить, что Россия вливала деньги в экономику через крупные, в том числе государственные предприятия. Западные страны в отличие от нас делали то же самое, но через потребителя: ставки на потребительские кредиты были снижены практически до нуля, что стимулировало покупательную способность людей. Они приобретали товары, магазины могли расплачиваться с дистрибьюторами, а те – с производителями. Если российские власти в этот раз станут придерживаться той же политики, что и раньше, населению придется очень тяжело, зато выживут компании-монстры. Если пойдут по европейскому пути, то населению будет легче, но крупные предприятия ждет череда банкротств.

Рынки сократятся максимум на 25–30%, то есть возможность зарабатывать останется. Поэтому компаниям в сфере малого предпринимательства необходимо:

  1. Оптимизировать затраты и повышать производительность труда вместо того, чтобы сокращать персонал.
  2. Автоматизировать труд, внедрять современные технологии.
  3. Повышать эффективность рекламных кампаний вместо того, чтобы сокращать бюджет на маркетинг.
  4. Повышать свой уровень квалификации, бизнес-культуру, следить за экономическими трендами и конъюнктурой рынка.

В столь непростую экономическую ситуацию, государство, со своей стороны старается помочь малому и среднему бизнесу оставаться наплаву. Оно уже сейчас активно поддерживает предприятия малого и среднего бизнеса, и с каждым годом планируется увеличение средств, выделяемых из государственного бюджета на эти цели.

В условиях кризиса государство непосредственно заинтересованно в поддержке предпринимательства, поскольку экономически активная страна быстрее и легче справится с данным недугом. Для этого было принято решение осуществлять финансовую поддержку малым и средним предпринимателям путем финансирования кредитных организаций, осуществляющих кредитование данных представителей предпринимательских структур.

Иными словами, государство предоставляет денежные средства коммерческим кредитным организациям, а те, в свою очередь, предоставляют эти средства в виде кредита субъектам малого и среднего предпринимательства.

Так же, в целях поддержки, был принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, он серьезно ограничивает разного рода проверки и упрощает деятельность предприятий.

В 2009 году началась реализация программы предоставления грантов начинающим предпринимателям. Для этого разрабатываются различные программы государственной поддержки малого и среднег предпренимательства.

Для полноты анализа исследуемой темы необходимо отметить  ключевые пункты оценки инвестиционной привлекательности компаний в условиях кризиса.

  • Проецирование наиболее вероятных сценариев развития кризиса на отдельно взятое предприятие.
  • Пессимистичный взгляд на прогнозные показатели.
  • Консервативность в вопросах источников финансирования. Прогнозная ставка по кредитам – не менее 20% годовых.
  • Ставка дисконтирования – не менее 22%.
  • Детальный анализ оценки стоимости всех активов и обязательств.

В заключении данной работы стоит подчеркнуть, что развитое малое и среднее предпринимательство является надежным и верным спутником государства в преодолении сложившегося мирового финансового кризиса и экономического развития страны в будущем. Поэтому в экономической политике государства и населения приоритетным должно быть направление развития малого и среднего бизнеса для достижения стабильной экономической ситуации.

Малый бизнес в условиях кризиса
Сложившаяся сложная экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности повлияла на все сферы бизнеса, в том числе и на малое предпринимательство. Многие мыслители экономической науки считают, что малый и средний бизнес наиболее жизнеспособны и адаптивны в условиях экономической нестабильности по ряду причин, среди которых, например, отсутствие серьезных затрат по обслуживанию займов или способность быстрее переключаться на производство новой продукции или услуг. В данной же статье рассмотрено наиболее общее представление о том, как себя ведет малый бизнес в период кризиса в России.
Written by: малый бизнес, экономический кризис, ритейл.
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/23/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook