30 Апр

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Анализируя развитие инновационной направленности рыночной экономики России, можно выделить положительные и отрицательные тенденции в функционировании научно-исследовательских институтов и предприятий. В связи с хозяйственной самостоятельностью предприятий, институтов, развитием конкуренции и открытостью рынков появились определенные стимулы к коммерциализации инновационной деятельности. Система частных, государственных, зарубежных фондов как принципиально новый механизм, осуществляет конкурсное финансирование научных исследований и разработок инновационно ориентированных организаций. В  законодательной сфере сформирована правовая основа коммерциализации разработок, четвертая часть Гражданского кодекса РФ регулирует авторские права в информационной и интеллектуальной сфере, федеральный закон о создании малых инновационных предприятий при вузах определяет направления эффективной реализации и коммерциализации научно-технических разработок [1, с.22]. В сфере инновационной деятельности предпринимательского сектора уделяется большее внимание вопросам рыночной конъюнктуры, происходит трансформационный процесс перехода от модели «технологического толчка» к модели выявления спроса на результаты научно-технической деятельности и, соответственно, большое значение уделяется маркетинговой деятельности предприятий, занимающихся исследованиями и разработками.

Отрицательными сторонами развития инновационно-коммерческих отношений являются следующие: обострение проблемы управления инновационным процессом; снижение эффективности координационных процессов и административных методов управления; сложность внедрения новых научных разработок на рынке из-за процесса сжатия отраслевой науки. Субъекты инновационного цикла ощутили отрицательное влияние таких процессов в своей деятельности. Ухудшился кадровый и материально-технический потенциал научных институтов в результате: износа приборного парка, индивидуализации научных исследований, внутренней и внешней «утечки мозгов», снижении статуса работников науки, разрыве сложившихся партнерских связей с другими участниками инновационного цикла и с потенциальными заказчиками. В результате возникает существенная проблема при продвижении результатов научно-исследовательской деятельности на рынке.

В инновационной сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами. Инновация как процесс представляется собой сочетание различных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, маркетинговой деятельности по анализу рынка и продвижению продукции, управления проектом и коммерциализацией результатов. Под таким результатом понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Можно сделать вывод, что определяющим свойством научно-технической продукции является возможность ее последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл [2, с.66].

Продвижение новой продукции на рынке – это процесс внедрения результатов научного труда – нового знания, как экономического ресурса на российском рынке в целом и его отдельных сегментах.

Для научно-технических разработок этот процесс можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных действий, отличающийся следующими особенностями:

— техническая сложность требует при создании продукции затрат квалифицированного научного труда, любое научное знание производится один раз, но потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен, поэтому необходимо учитывать потребительную стоимость труда на ее создание и процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;

— уникальность продукции обусловливает трудности точного количественного измерения эффекта научно-технической продукции в момент внедрения;

— наличие только качественных отличий между аналогами;

— каждый вид знания несет в себе особую научную информацию, следовательно, научно-техническая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

— различная степень готовности данного продукта к промышленному освоению обусловливают неопределенность затрат материальных, человеческих, финансовых, информационных, временных ресурсов, необходимых для реализации новшества, а это, в свою очередь, усложняет процесс определения цены научно-технической продукции;

— успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей.

Практика показывает: сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а предприятия обогащаются научно-техническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции.

Для эффективного осуществления полного инновационного цикла: идея – разработка – маркетинг – производство – новация – потребитель, необходимо преобразование наиболее развитых вузов в учебно-научно-инновационные комплексы, их интеграция в определенной инновационной структуре.

Особенность российского бизнеса сводится к тому, что в настоящий момент большую отдачу дают вложения в организационно-управленческие инновации, в упорядочение бизнес-процессов. Вложения в менеджмент сегодня приводят к большей экономии издержек, чем инвестиции в традиционно понимаемые инновации. Прирост производительности труда от правильной состыковки подразделений, от сокращения издержек получается больше, чем от инвестиций в науку, технику, НИОКР.

Одним из ключевых моментов маркетингового развития НИОКР должна стать организация информационного взаимодействия научных школ и предприятий для усиления интеграции. Наиболее перспективные формы стимулирования инновационного развития регионов основаны на создании новых инновационных структур, таких как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий [3, с. 25].

Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы зависит от организации взаимосвязи и коммуникационных потоков между элементами инновационного процесса на предприятии.

Основная причина повышенного внимания к инновациям на российских предприятиях связана с темпами НТП и кризисными условиями экономики – если отечественные компании не будут идти в ногу со временем, их продукция в ближайшее время полностью утратит способность к конкуренции. Было время, когда потребителя интересовала исключительно стоимость товара. Но сегодня даже низкая цена на товар не гарантирует успеха – необходимо высокое качество. Ранее в нашей стране использовались только технологии, позволявшие проводить восстановление учета, сравнительно недавно началось активное освоение маркетинга как такового. Но сегодня нужно полностью переходить на новое поколение продукции с абсолютной сменой ассортимента в различных отраслях промышленности – без этого не будет обеспечена конкурентоспособность российских товаров.

Один из аспектов механизма проверки состоятельности и порядочности компаний представлен потенциальными потребителями объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Процесс привлечения потенциальных покупателей в маркетинговом аспекте в первую очередь ориентирован на проведение маркетинговых исследований. При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться системный подход, который базируется на объективности и точности.

Процесс маркетингового исследования включает следующие операции: определение проблемы, связанной с реализацией ОИС; получение первичной информации; проведение анализа вторичной информации (внутренней и внешней); проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции; формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа; использование результатов маркетингового исследования в деятельности предприятия.

Можно выделить три широкие категории методов инновационной политики, которые могут быть использованы предприятиями различных отраслей:

— методы стимулирования предложения нововведений: обеспечение финансовой и технической помощи новаторам, включая создание научно-технической инфраструктуры, тесное взаимодействие и сотрудничество с научно-исследовательскими подразделениями вузов;

— методы стимулирования спроса на новшества: организация правительственных закупок и контрактов, особенно для новых товаров, процессов и услуг, формирование эффективных маркетинговых стратегий;

— методы создания климата для нововведений: формирование благоприятной налоговой и патентной политики и соблюдение государственных норм и правил по вопросам состояния экономики, условий и безопасности труда и охраны окружающей среды [4, с. 136].

При рассмотрении эффективности процесса продвижения результатов научно-исследовательской деятельности можно выделить особенности двух ключевых методов – «вертикального» и «горизонтального».

Вертикальный метод продвижения основан на сосредоточении инновационного цикла в одной организации с передачей научно-технических результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности, от подразделения к подразделению. Но при этом существует определенное ограничение применения метода, заключающееся в необходимости соблюдения одного из двух условий: первое – рассматриваемая организация должна быть представлять собой масштабное объединение, совокупность всех видов отделов, производств и служб (например, крупные промышленные концерны), или второе – предприятие должно разрабатывать и выпускать научно-техническую продукцию специфического характера, не содержащую разнородных составных частей (например, продукция химической и фармакологической отрасли).

Горизонтальный метод продвижения является методом партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором научно-исследовательской деятельности, а функции по созданию и продвижению научно-технической продукции распределены между участниками.

Необходимой составляющей горизонтального метода продвижения инноваций является технологический трансфер. В Российской Федерации возможности технологического трансфера основываются на наличии и видах субъектов научно-исследовательской и научно-технической деятельности, исторически сформировавшимися в процессе развития (см. рисунок 1 [2, с.66]).

Основной формой продвижения научно-технической продукции является трансфер – передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.

Рынок высокотехнологической продукции делится на два сегмента. Первый связан с развитием стратегических направлений: национальная безопасность, технологическая и экономическая независимость государства. Этот сегмент сам и заказчик и покупатель. Второй сегмент – это производство высокотехнологичных потребительских товаров, предназначенных для широкого круга потребителей.

Критерием наличия факта передачи является активное применение переданной технологии для производственных целей.

Трансфер технологий не преследует цель эффективности реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется на других предприятиях [5, с. 33].

Рисунок 1.  Функции субъектов научно-исследовательской деятельности

В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за рубеж, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества являются базовой основой подъема и быстрого роста их экономик.

Успешный трансфер технологий вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый обмен информацией. Использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий упрощает и делает возможным процесс обмена и восприятия далеко не всегда оформленных и сформулированных идей.

Таким образом можно выделить следующие критерии эффективности продвижения научно-технических разработок:

– уровень взаимодействия вузов и предприятий;

– инновационный потенциал организаций и уровень инновационной активности;

– удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме;

– влияние инноваций на результаты деятельности предприятия;

– влияние инноваций на использование производственных ресурсов;

– показатель инновационной восприимчивости персонала организации;

– для предприятий: степень технической оснащенности и использования производственных мощностей; для вузов: функционирование научно-исследовательских структур, студенческих научно-технических объединений;

– уровень маркетинговых коммуникаций;

– показатели эффективности использования оборудования;

– создание малых инновационных предприятий;

– удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства;

– возможность проведения маркетинговых исследований;

– ресурсы, необходимые для осуществления инноваций: научно-кадровый потенциал организации, состояние опытно-экспериментальной базы, состояние нематериальных активов, структура выпускаемой продукции;

– степень влияния факторов внешней среды: наличие угроз технического и функционального замещения, возникающих из внешней среды.

Список литературы:

  1. Гончарова, Е.В. Коммерциализация научно-технических разработок: региональный аспект / Актуальные проблемы современной науки. 2010. № 2. — С. 22-23.
  2. Гончарова, Е.В. Формы и методы рыночного позиционирования и продвижения научно-технической продукции / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 33. — С. 66-66.
  3. Гончарова Е. В. О создании регионального технопарка в Волгоградской области / Вопросы экономических наук. – Москва: «Компания Спутник +», 2009. — №2(35). — С.25-27.
  4. Гончарова Е. В. Маркетинговый аспект методов стимулирования нововведений на предприятиях в условиях кризиса /
    Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 2-5. С. 135-137.
  5. Гончарова Е. В. Повышение эффективности НИОКР в вузе с помощью информационных технологий / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5 (43). С. 32-34.
  6. Гончарова Е. В. Инновационная восприимчивость как фактор функционирования малых предприятий при вузах / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 15. № 5 (108). С. 11-18.
    КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
    В статье рассмотрены особенности развития инновационной сферы экономики с выделением ключевых тенденций функционирования. Представлены основные характеристики научно-технических разработок как товара с целью продвижения на рынке. Приведены методы и формы продвижения научно-технической продукции в российской экономической системе. По итогам исследования выделен перечень критериев, определяющих эффективность деятельности по продвижению научно-технической продукции.
    Written by: Гончарова Елена Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook