25 Июл

Конкурентоспособность муниципального образования: подходы к идентификации




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Понятия  конкуренции и конкурентоспособности применительно к экономической деятельности в условиях рынка уделяется внимание ученых очень часто. Существует широко распространенное мнение  экономистов о том, что силы конкуренции действительно ведут к высокой степени эффективности и что конкуренция на самом деле служит важным побуждающим мотивом для нововведений и инноваций [1, с. 125]. Это, прежде всего, связано с потенциалом конкуренции как движущей силы развития экономической системы в целом.

Конкуренция представляет собой глобальную основу поведения в условиях ограниченных возможностей достижения цели [16, с. 352]. Конкуренция определяется как «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей» [19, с. 215].

Главным достоинством конкуренции является то, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся, оказывая, таким образом, влияние на повышение всей  эффективности распределения ресурсов и их использования [23, с.516].

Следовательно, конкуренция способствует развитию экономических систем путем распределения ограниченных ресурсов между наиболее эффективными участниками экономических отношений.

Конкуренция является атрибутом любой экономической системы, которая не только определяет эффективное распределение ограниченных ресурсов между субъектами экономики, но и определяет в зависимости от условий внешней среды наиболее рациональное их использование.

Подходы к определению конкуренции в целом являются общепринятыми, исследованиям данной категории посвящены многочисленные труды классических и неоклассических экономистов. В экономической литературе  имеется три подхода к определению  конкуренции. Первый – поведенческий подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке [27, с.654]. Второй – структурный подход позволяет сместить акцент на анализ структуры рынка. Третий – функциональный подход дает возможность обратить особое внимание на последствия конкурентной борьбы [33, с.455].

В условиях глобализации экономики участниками конкурентной борьбы становятся территории. Учитывая тот факт, что конкуренция регионов — многомерное понятие, Королева Е.Н. выделяет несколько уровней конкуренции для территориальных социально-экономических систем, в том числе, для российских муниципальных образований:

«Первый уровень — конкуренция между городским округом и прилегающим или окружающим его муниципальным районом; между близлежащими городскими поселениями и (или) сельскими поселениями (которые могут относиться как к одному, так и к разным муниципальным районам).

Второй уровень — конкуренция городских округов и муниципальных районов, объединяемых в определенную  территориальную систему (субрегион) субъекта Федерации.

Третий уровень — конкуренция городских округов и муниципальных районов в рамках субъекта Федерации.

Четвертый уровень — конкуренция крупных городских округов и мегаполисов разных субъектов Федерации.

Пятый уровень (международный) конкуренция российских крупнейших городских округов с зарубежными городами» [7, с. 131].

Исследование наиболее значимых предметов конкуренции территорий  (регионов, муниципальных образований) позволяет выделить три основные сферы:

1) Сфера конкуренции за размещение и сохранение предприятий и получение новых инвестиций;

2) Сфера конкуренции за сохранение и привлечение человеческих ресурсов;

3) Сфера конкуренции за развитие туризма и проведение крупных мероприятий.

В последней из указанных сфер, соревнование территорий, в основном, городов проявляется в огромном многообразии форм [8, с. 26]:

1) привлечение туристов всех типов (историко-культурного, делового, спортивного, экономического, семейного отдыха и др.);

2) открытие новых туристических маршрутов;

3) проведение крупных спортивных мероприятий;

4) проведение выставок, ярмарок и т.п.;

5) проведение конгрессов, конференций, семинаров;

6) открытие новых музеев, театров или их филиалов;

7) исполнение столичных функций;

8) размещение головных офисов учреждений культуры и туризма;

9) получение новых инвестиций из различных источников в сферу культуры, туризма, спорта и др.

В то же время,следует отметить ряд сфер, в которых конкуренция российских городов пока недостаточно развита:  привлечение нового населения;создание или привлечение образовательных и научных организаций, студентов;перемещение в города части управленческих структур из Москвы (так называемых «задних офисов» в отличие от «передних офисов», располагаемых в Москве); создание центров телекоммуникаций, информатики, логистики, центров компетенции [9, с. 27-28].

При рассмотрении категории «конкурентоспособность» существуют значительные различия в подходах к пониманию учеными данного понятия.

 В контексте данной статьи мы рассмотрим существующие концепции конкурентоспособности территориальных социально-экономических систем и уточним  понятие «конкурентоспособность муниципального образования».

 До настоящего времени вопрос конкурентоспособности территориальных социально-экономических систем не имеет столь глубокой теоретико-методологической проработки. Более того, некоторые исследователи, в частности П. Кругман, относятся к современному «увлечению конкурентоспособностью» критически, считая, что конкурентоспособность – «атрибут компаний» [14, с.676].

В зарубежной литературе тема конкурентоспособности является одной из  важнейших в исследовании развития региональной и муниципальной экономики. Авторы рассматривают конкурентоспособность как основную характеристику любого проекта, любого бизнеса, региона, муниципального образования, которая отражает позиционирование объекта на глобальном рынке производства услуг и товаров. Однако, какие бы показатели или рейтинги не вводились для оценки эффективности экономических процессов или объектов, в конечном итоге все в той или иной мере сведется к показателям конкурентоспособности [21, с. 464].

На современномэтапе, в условияхнарастания кризисных явлений, главный акцент делается на экономических системах — регион  и муниципальное образование. Это связано в первую очередь с тем, что конкуренция в данных системах является базой и основным фактором, стимулирующим и обеспечивающим повышение конкурентоспособности и эффективности экономических систем как на микро-, так и на макро- уровнях. Нельзя не согласиться с Печаткиным В.В. и Перфильевым В.А, утверждающими, что длительный период исследований понятия «конкурентоспособность», в современной экономической науке не сформировал  до сих пор ни единую общепринятую трактовку содержания данной категории, ни единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Анализируя мнения о сущности понятия конкурентоспособности территориальных социально- экономических систем, можно выделить  пятьподходовк данному понятию, которые определяют конкурентоспособностьтерритории. Каждый из пяти  подходов раскрывают несколько определений, формирующих содержание соответствующего подхода[10].

1)Набор определенных свойств или способностей территориальной социально-экономической системы, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе (Берг Л., Гельвановский М.И., Дьяченко А.В., Жуковская В.М., Калюжнова Н.Я., Николаева Н.А., Новолодской Г.И., Перский Ю.К., Пунгин И. В., Пунгина В. С., Трофимова И.А., Фатхутдинов Р.А., Шубина В.Ю., Яковенко Н.Н.):

— способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях[24, с.198];

— способность региона противостоять международной конкуренции на собственном рынке и на рынках других стран[4, с. 316];

— способность регионов достигать успеха в экономическом соперничестве с другими регионами[20, с. 178];

— проявляется по отношению к другим регионам в ходе борьбы за привлечение инвестиционных ресурсов вообще и конкретных инвесторов в частности, за возможное размещение производственных мощностей на территории региона, за привлечение квалифицированной рабочей силы, за получение тех или иных бюджетных вливаний[3, с. 68];

— проявление производственных возможностей экономики, получающих признание на внутреннем и внешних рынках[15, с. 472].

2)Способность территориальной социально-экономической системы реализовывать свой конкурентный потенциал (Видяпин В.И., Дуглас В., Завьялова Т.А., Изард У., Королева Е.Н., Рябцев В.М., Савельев Ю.В., Селезнев А.З., Смирнов Н.И., Степанов М.В., Тихомирова Е.Н., УнтураГ.А.,Чайников В.Н., Чаплыгина С.И.):

— концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги[25, с. 124];

— способность производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышения их качества, ускорение экономического развития при соблюдении международных экономических стандартов[34, с. 242];

— обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние[2, с.514];

— качество управленческой деятельности и высокий организационный потенциал, позволяющие на основе существующих факторов и предпосылок создавать вторичные факторы и предпосылки для развития территории[32, с. 113];

— совокупность физико- географических и социально- экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения[22, с. 128];

— наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. Конкурентоспособность описывается совокупностью конкурентных преимуществ в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере[5, с. 660];

— успешная реализация комплекса преимуществ в процессе жесткой борьбы (конкуренции) за ресурсы (людские, денежные, природные и т.д.) с целью обеспечения более высокого экономического и социального уровня жизнедеятельности территории[26, с.264].

3)Способность территориальной социально-экономической системы создавать привлекательные условия для экономического и социального развития (Костиайнен, Мельдаханов А.А., Чуб Б.А., Dijkstra L., Annoni P., Kozovska K., Storper M.):

— способность экономики привлечь и поддержать фирмы с устойчивыми или растущими акциями, поддерживая стабильные или растущие стандарты жизни тех, кто участвует в них[12, с. 425];

— способность привлечь потоки информации, технологию, капитал, культура, люди и организации, которые важны для региона, и наряду с этим, способность поддержать и развить качество и уровень жизни местных жителей, так же как способность создать благоприятную инновационную среду, в которой компании могут развить свою конкурентоспособность [28, с. 325];

— способность предложить привлекательные условия и устойчивую среду для работы предприятий и жизни населения [31, с.186];

— способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой) [29, с. 150].

4)Способность территориальной социально-экономической системы обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие региона (Белякова Г.Я., Перфилов В. А., Печаткин В. В., Чайникова Л.Н., Портер М., Zusman J., OECD):

— способность обеспечивать высокий уровень и качество жизни его населения, соответствующий национальным и мировым стандартам, на основе инновационного подхода к использованию уже имеющихся к формированию и развитию с опережающей конкурентов скоростью нового ресурсного потенциала, адекватного современной экономике и его эффективной реализации с помощью современных рыночных механизмов для создания устойчивых конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности [30, с. 148];

— экономическая категория, характеризующая способность территории достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями – создателями добавленной стоимости [18, с. 895].

— способность экономики региона стабильно производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах за счет наиболее полного и эффективного использования конкурентных преимуществ, инновационного развития, при условии соблюдения экологических стандартов и обеспечения постоянного роста качества жизни населения [17, с. 412].

5)Способность территориальной социально-экономической системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, путем внедрения инноваций (Костылева Н.Е., Миргородская Е.О.):

— способность к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с прогрессивными тенденциями, что обеспечивает успешное продвижение региона в определенных наиболее актуальных для конкретной территории направлениях, по которой развивается конкуренция в данный период времени [11, с.243];

—  возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих [13, с.203].

Таким образом, конкурентоспособность представляет собой многоаспектное понятие, охватывающее как экономическую, так и социальную составляющие, развитие которых обеспечивает территории преимущества в конкурентной борьбе за ограниченные ресурсы.Раскрытие сущности и понимание ее значимости конкурентоспособности территории,  выявление составляющих ее элементов лежит в основе стратегического управления, а стратегия развития муниципального образования в современных условиях выступает как способ позиционирования территории с целью приобретения долгосрочных конкурентных преимуществ[6, с. 39].

По нашему мнению,наиболее актуальным является четвертый подход,  учитывающий экономические и социальные факторы конкурентоспособности, обеспечивающие устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем.

Обобщая взгляды на территориальную конкурентоспособность можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к понятию конкурентоспособности, поскольку конкурентоспособность это не только устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем, но также набор определенных свойств или способностей, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе. Учет указанных аспектов не возможен без  адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, путем внедрения инноваций, способностью создавать привлекательные условия для экономического и социального развития, а также  способностью реализовывать свой конкурентный потенциал.

В связи с этим, одним из обязательных условий дальнейшего развития конкурентоспособности муниципальных образований является способность сочетания противоречивых интересов всех субъектов муниципального образования в целях реализации специфических функций сторон, решения задач стратегического и тактического характера каждого отдельного субъекта, обеспечивающих в результате стабильность экономического и социального развития территории, а также способствующих формированию стратегических преимуществ территории и повышению уровня жизни всего населения.

Список литературы:

  1. Абрамов, А.Л., Столкновение интересов власти, бизнеса и местного сообщества на муниципальном уровне. / А.Л. Абрамов, А.С. Величко, Д.В. Давыдов, В.Н. Достовалов – М.: Московский обществ.научн. фонд; Дальневост. гос. ун-т; Междунар. центр соц.-эк. иссл. «Леонтьевский центр», 2007. – 125 с.
  2. Бабкина, Т.Н. Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции / Т.Н. Бабкина // Вестник удмуртского университета. – 2009. – Вып. 2. – 514 с.
  3. Гельвановский, М.И., Жуковская, В.М., Трофимова, И.А. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерении / М.И. Гельвановский, В.М. Жуковская, И.А. Трофимова // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3. – 68 с.
  4. Дуканова И.В., Морозова Т.Н.,. Суковатова О.П; Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: Монография / Под ред. проф. В.И. Терехина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 316 с.
  5. Изард, У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Изард. – М.: Прогресс, 2006. – 660 с.
  6. Королева Е.Н. Методология стратегического управления развитием муниципальных образований в условиях современной экономики России: автореферат дис. … доктора экономических наук: 08.00.05 / Всерос. гос. налоговая акад. Минфина РФ. — Самара, 2006. — 39 с.
  7. Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты: Монография.  М.: ВГНА Минфина России. 2006.  – 131 с.
  8. Королева Е.Н., Шептухина Л.И., Шептухин А.И. Современные стратегии развития городов. — СПб.: Инфо-да, 2007. – 26 с.
  9. Королева Е.Н., Шептухина Л.И., Шептухин А.И.  Современные стратегии развития городов. — СПб.: Инфо-да, 2007. — 27-28 с.
  10. Копыченко Г. С., Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований. УЭкС, 6/2014, [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=2961
  11. Костылева, Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов / Н.Е. Костылева – СПб.: ИРЭ РАН, 2005. – 243 с.
  12. Мельдаханов, А.А. Природа конкурентоспособности города: факторы, методы, критерии , Известия НАН РК. Серия общественных наук. – 2010. – № 3. – 425 с.
  13. Миргородская, Е.О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования / Е.О. Миргородская // Философия хозяйства: Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. – 2005. – № 4-5. – 203 с.
  14. Николаева, Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых / Н.А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 6. – 676 с.
  15. Перский, Ю.К., Калюжнова, Н.Я. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Ю.К. Перский, Н.Я Калюжнова – М.: ТЕИС, 2003. – 472 с.
  16. Петрова, О.Н. Конкурентоспособность как доминант устойчивого развития региональной социально-экономической системы / О.Н. Петрова // Псковский регионологический журнал. – 2011. – № 11. – 352 с.
  17. Печаткин, В.В., Перфильев, В.А. Теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России / Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3(35). – 412 с.
  18. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: пер. с англ. / М. Портер. – М.: Международные отношения, 2003. – 895 с.
  19. Прохоров А. М., Российский энциклопедический словарь: [В 2 кн.] / гл. ред. А. М. Прохоров – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001 .– 215 с.
  20. Пунгин, И.В., Пунгина, В.С. Инновационный подход к изучению конкурентоспособности продукции, отрасли, региона / И.В. Пунгин, В.С. Пунгина // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ. – 2009. – Вып. 2., — 178 с.
  21. Русин, И.И. Конкурентоспособность муниципальных образований М.: 2005. – 464 с.
  22. Рябцев, В. М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа / В. М. Рябцев. – Самара: СГЭА, 2002. – 128 с.
  23. Савельев, Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Ю.В. Савельев; Институт экономики КарНЦ РАН. – Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2010. – 516 с.
  24. Селезнев, А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки) / А. Селезнев // Экономист. –2006. – № 2. – 198 с.
  25. Смирнов, С.Н., Симачев, Ю.В., Засимова, Л.С., Чулок, А.А. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев, Л.С. Засимова, А.А. Чулок. Препринт WP1/2005/06. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 124 с.
  26. Смирнов, С.Н., Симачев, Ю.В., Засимова, Л.С., Чулок, А.А. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев, Л.С. Засимова, А.А. Чулок. Препринт WP1/2005/06. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 264 с.
  27. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. – М.: Соцэкгиз, 2002. – 654 с.
  28. Тихомирова, Е.И., Чаплыгина, С.И. Многомерный сравнительный анализ конкурентоспособности Самарской области в системе регионов Волго- Уральской зоны / Е.Н. Тихомирова, С.И. Чаплыгина – Самара: Самар. гос. экон. акад., 2003. – 325 с.
  29. Чайников, В.Н. Прогнозирование конкурентоспособности продукции в региональной социально-экономической системе: монография / В.Н. Чайников. – Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос. ун-та, 2006. – 150 с.
  30. Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 148 с.
  31. Чуб, Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб – М.: Буквица, 1999. – 186 с.
  32. Шкиотов, С.В. Парадоксы конкурентоспособности национальной экономики. Монография / С.В. Шкиотов. – М.: Экон-информ, 2014. – 113 с.
  33. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер; Пер. с нем. В.С. Автономова и др.; Общ.ред. А.Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
  34. Яковенко, Н.Н. Принципы формирования стратегии развития экономики региона / Н.Н., Яковенко // Региональная экономика: теория и практика. – 2006, № 12(39). – 242 с.
    Конкурентоспособность муниципального образования: подходы к идентификации
    Сущность конкуренции и конкурентоспособности территории рассматривается в статье в качестве обязательного условия формирования стратегических преимуществ муниципального образования, определяются уровни конкуренции для территориальных социально-экономических систем, разграничиваются главные сферы конкуренции территорий, раскрываются пять подходов к трактовке понятия «конкурентоспособности муниципального образования».
    Written by: Штакина В.С.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook