26 Мар

Концептуальные подходы к формированию инновационного механизма развития субъектов СКФО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Инновационный путь развития как стратегический курс РФ прописан в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., где поставлены задачи роста темпов экономического роста, усиления позиций на мировых высокотехнологичных рынках, увеличения инновационной активности субъектов экономики. Но все еще влияние инноваций на экономику России не доминирует.

В целом переход РФ на инновационный путь развития необходимо исследование региональных составляющих, в частности СКФО. Необходимо отметить, что в данное время степень инновационного развития СКФО оставляет желать лучшего, отстающей по всем приоритетным показателям экономики округа от общероссийского. Проблема дифференциации регионального ракурса инновационной деятельности субъектов федерации в сфере инновационной деятельности стоит остро. А потому целью исследования является анализ подходов к экономическому развитию округа, основанному на инновационном механизме развития субъектов СКФО, также обоснование целесообразности максимального использования ресурсов агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов, возможностей промышленности. Ретроспективный анализ региональной динамики показывает неоднородность экономического пространства РФ: выделяются полюса роста и проблемные регионы. А все республики СКФО относятся к проблемным регионам [1, 145]. В соответствии с российским региональным инновационным индексом [2, 144-147], который определяется как среднее арифметическое нормализованных значений составляющих рейтинга ряда параметров, включенных в 4 тематические группы, по данным 2013 г. Кабардино-Балкарская Республика, субъект СКФО, входит в третью группу по показателям научно-технического потенциала и инновационной деятельности, а по показателям социально-экономических условий инновационной деятельности и качества инновационной политики – в четвертую группу. Республика в разрезе по перечисленным блокам занимает по ИСЭУ — 76 ранг, по ИНТП — 57, по ИИД — 63, по ИКИП – 65 среди субъектов РФ. Стоит отметить, что практически все субъекты СКФО попали в четвертую группу по всем показателям регионального инновационного индекса (с самыми низкими значениями показателей, которые характеризуются инертностью, порой и полным отсутствием инновационной деятельности), за исключение Ставропольского края. Таким образом, сводный инновационный индекс в 2013 г. составил в Ставропольском крае– 27 (0,389), Республике Северная Осетия — Алания – 64 (0,290), КБР составил  . – 69 (0,265), Республике Дагестан  – 72 (0,250), КЧР составил   – 81 (0,191), Республике Ингушетия– 83 (0,169), Чеченской Республике – 82 (0,179).

Результаты анализа свидетельствуют, что снижение показателей по финансированию инновационных процессов в субъектах федерации углубляет дифференциацию регионов РФ по инновационному развитию.

Ограничивая проблему агроориентированными регионами, отметим, что в ряде развитых странах инновационная деятельность в аграрной сфере является основой его эффективного функционирования, то в РФ она доступна только экономически состоятельным сельхозпредприятиям. В настоящее время большая доля сельскохозяйственных предприятий неплатежеспособна, а потому только государство может содействовать росту инновационной активности (Рис 1.).

Также может представлять интерес и приведенный алгоритм блока управления ресурсным потенциалом проблемного региона (Рис. 2).

Решение вышеозначенной цели может основываться также и на формировании ресурсного центра по разработке программы опережающего развития регионов РФ на основе создания кластеров роботостроения и систем автоматизации и в частности возможности создания в КБР ТОР (Территории опережающего социально-экономического развития) на основе кластера роботостроения и систем автоматизации.

Рис.1 – Инновационные подходы к повышению эффективности использования ресурсного потенциала агроориентированного региона

 

Использованная литература:

  1. Оценка природно-сырьевого потенциала малоземельного региона как эндогенного фактора обеспечения его экономической безопасности // Евразийский союз Ученых, XIII международная конференция: «Современные концепции научных исследований» г. Москва, часть 1, №4 (13) 2015 г. 173 с.
  2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3/под ред. Л.М. Гохберга и др. М.: 2015, 198 с.
  3. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/2215388

Рисунок 2 – Алгоритм блока управления ресурсным потенциалом проблемного региона

Концептуальные подходы к формированию инновационного механизма развития субъектов СКФО
В работе проведена разработка и обоснование концептуальных подходов к формированию инновационного механизма развития проблемных субъектов СКФО
Written by: Казанчева Х.К., Ципинов О.А
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/23/2016
Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
Available in: Ebook