30 Дек

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Основой успешного развития любой организации, действующей в современной высококонкурентной рыночной среде, является создание эффективной системы управления, включающей в себя разработку механизмов риск-менеджмента. Это становится необходимым условием устойчивого роста, позволяя организации адекватно оценивать своё положение на рынке, понимать свои конкурентные преимущества и недостатки, выявлять потенциальные возможности и угрозы внешнего окружения, и в соответствии с ними определять ориентиры развития.

При этом недостаточно просто осознать наличие проблем и наметить ориентиры для дальнейшего развития организации — действительно эффективная концепция управления должна быть действенна и ориентирована на результат.  

Объективная действительность такова, что фактор неопределенности в функционировании организации не может быть устранен, да и сам риск является неотъемлемой частью его экономической жизни.

Поэтому можно согласиться с мнением, что наличие предпринимательского риска можно рассматривать, по сути дела, как оборотную сторону свободы экономической, своеобразной платы за нее [1]. Однако следует учитывать, что «свободе» одного хозяйствующего субъекта сопутствует одновременно и «свобода» других хозяйствующих субъектов, следовательно, по мере развития рыночных отношений будет усиливаться неопределенность и предпринимательский риск.

В экономической литературе нет стройной системы классификации рисков. Видовое разнообразие рисков очень велико, кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды риска, которые довольно трудно определить, оценить.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

— случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

— наличие альтернативных решений;

— известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

— вероятность возникновения убытков;

— вероятность получения дополнительной прибыли.

Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Нельзя сказать, что в отечественной экономике проблема риска нова. В выступлениях хозяйственных руководителей времени СССР звучали суждения о том, что от разрешения вопроса о риске будут зависеть темпы развития экономики страны. Однако уже к середине 30-х годов категория «риск» была объявлена буржуазным понятием, да и с идеологической точки зрения риск никак не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. [2]

Однако многие ученые разрабатывают субъективный подход к риску. Так, В. Ойгензихт в своей работе «Проблема риска в гражданском праве» исходит из того, что риск всегда субъективен, поскольку реализуется через человека [3].

В какой-то степени можно с этим согласиться, так как именно человек в оценивает ситуацию, формирует множество возможных исходов и представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Именно поэтому, для одного руководителя данная величина риска является приемлемой, тогда как для другого — неприемлемой.

Сегодня позиционирование организации во внешней среде зависит уже не только от объемов произведенной продукции (услуги) или торгового оборота, но и от восприятия ее деятельности потребителями, СМИ, представителями государственной и муниципальной власти, акционерами, сотрудниками и др. С каждым годом необходимость коммуникации с этими группами осознается организацией как все более важная управленческая задача.

С полной уверенностью можно говорить об изменяющемся  видение базовой модели хозяйствующего субъекта. Она заменяется моделью кооперации и интеграции. Такая модель характеризуется тем, что в поведении организаций выявляется тенденция к кооперации производства и корпоратизации. [4]

Эти изменения нашли отражение в новом понятии «стейкхолдер-менеджмент» (Stakeholder Management) — управление отношениями с заинтересованными группами. Устойчивость этой тенденции позволяет утверждать, что важнейшими элементами рыночной экономики новейшего периода выступает взаимодействие  акторов рынка.

Характер и формы представительства интересов в социально-экономических системах, пути и способы воздействия групп интересов на процесс разработки управленческих решений привлекает внимание.

Среда функционирования организации может быть рассмотрена как совокупности социальных отношений и система общественно-экономических и политико-правовых  связей, где чрезвычайно важную роль играют групповые интересы (рис.1).

Рисунок 1.  Структура групповых интересов стейкхолдеров

Являясь субъектами социально-экономического воздействия, группы интересов объединяют заинтересованные группы во внешней среде на основе специфических целей и опосредуют отношения их, с одной стороны, и конкретной организации — с другой. Они формулируют значимые для членов данной группы цели и ищут эффективные пути их достижения через различные механизмы – oт прямого воздействия и участия в экономических процессах до  целенаправленной деятельности по формированию социально-экономической среды для решения поставленных задач.

По сути именно заинтересованные группы, реализуя свои интересы, формируют внешние и внутренние факторы предпринимательских рисков организации.

В условиях жесткой, преимущественно недобросовестной конкуренции организации, во-первых, испытывают затруднения  в управлении трансакционными издержками, вызванными барьерами и агрессивным поведением субъектов внешней среды, включенных в сферу ее деятельности, во-вторых, при неблагоприятной институциональной среде организации балансируют на грани нарушения законодательных и социальных нормы. КСО является механизмом преодоления барьеров и негативных проявлений поведения организаций и других субъектов, включенных в сферу их деятельности (рис. 2).

КСО: принципы, механизм реализации, инструменты Создание условий для добросовестной конкуренции — деловая активность

— рост экономических показателей

— снижение рисков

Развитие организации и снижение проявления предпринимательских рисков
Согласование интересов заинтересованных групп — снижение «эгоизма» партнеров и конрагентов

— рост взаимного доверия

— снижение барьеров рынка

Соблюдение формальных и неформальных норм функционирования хозяйствующих субъектов — развитие социальных отношений

— рост ответственности сторон

-скорость адаптации к изменениям

 

Рисунок 2. Роль КСО в обеспечении снижения предпринимательских рисков организации

С целью популяризации внедрения КСО многие страны, бизнес-ассоциации и организации составляют и придают общественную значимость соответствующим рейтинговым оценкам. Так, в Европе имеется более 70 различных КСО-премий для социально ответственных компаний [5].
Самый эффективный способ анализа и оценки какой-либо деятельности организации – это отчетность, финансовая и нефинансовая. Качественный отчёт содержит точные и достоверные данные, демонстрирует прогресс и чёткие планы на будущее, на основе которых заинтересованные стороны могут делать аналитические выводы. На основании нефинансового отчета составляются рейтинги, которые предоставляют организациям дополнительные возможности как усиления рыночных позиций организации;
повышения потенциала организации за счет нематериальных активов;
формирование репутации организации как открытой, подотчетной, вступающей в диалог с заинтересованными сторонами.

Таким образом, основная задача современного менеджмента — достижение приемлемой степени интеграции целей заинтересованных групп. Каждая из этих групп имеет свои интересы в отношении функционирования и позиционирования во внешней среде  какой-либо организации, а также имеет возможность повлиять на ее будущее, поэтому менеджменту необходимо добиваться обеспечения выполнения взятых на себя обязательств, что означает удовлетворение требований некоторых заинтересованных групп и противостояние запросам других в зависимости от того, в какой степени руководству организации удается удовлетворить конкурирующие интересы.

Но нельзя достичь успеха, если обращать внимание на клиентов, партнеров, общественность или сотрудников от случая к случаю. Современная практика требует системного подхода к решению вопросов о проявлении предпринимательских рисков, многие из которых и исходят от  той или иной заинтересованной группы. Основой эффективности деятельности организации сегодня и гарантией ее успешного развития в будущем может стать система управления заинтересованными группами, где первичное место занимает концепция социальной ответственности.

Формирование нового вектора развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле управление организацией предполагает, как минимум, экономическую эффективность, экологическую безопасность и социальную справедливость.

Переход к концепции социальной ответственности требует от менеджмента организации осознания расширения границ объекта управления, осмысления высших целей развития и формирования новых социальных нормативов. Проблематика КСО нашла свое отражение во всех основных концепциях современного управления, причем при всем терминологическом многообразии  современной трактовки КСО может  пониматься как рациональный отклик организации  на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон и может трактоваться как элемент конкурентной стратегии, рассматриваемой в рамках самостоятельной концепции риск-менеджмента.

Понимание стратегической природы корпоративной социальной ответственности позволит организации не только рационально относиться к существующим в обществе ожиданиям, но и активно выстраивать соответствующий системный отклик на эти ожидания.

Таким образом, КСО в современных условиях – это инструмент повышения конкурентоспособности организации. Идентификация связанных с корпоративной социальной деятельностью ресурсов и способностей, создание, развитие и комбинирование которых, по мнению многих авторов[1], способно создать компании конкурентные преимущества.

Как уже отмечалось выше деятельность организации всегда связана с проблемой минимизации рисков, многие предпринимательские риски отчасти вызваны действиями заинтересованных групп, раннее оповещение о проблемах и их быстрое решение  социальное бизнес-партнерство способно обеспечить.

При этом развитие и поддержание соответствующих партнерских отношений превращаются в ключевую компетенцию менеджмента, основное средство достижения долгосрочных конкурентных преимуществ и в определенной степени нематериальный актив.

В  современных условиях функционирования организации без учета фактора риска не обойтись, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно. Поэтому основная задача не отказ от рисков вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать организация, идя на риск, минимизация риска, что возможно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, страхование и т.д.).

Взаимодействие организаций, общества и государства рассматриваемое с позиций корпоративной социальной ответственности предполагает рассмотрение его как основного механизма экономического развития. Изучение данной концепции является достаточно актуальной задачей для современных исследователей, при чем, интерес представляют не только теоретико-методологические аспекты самой концепции, но и практические аспекты ее реализации с учетом мирового опыта и особенностей российской модели экономического развития.

Организациям необходимо учитывать, что взаимодействие с заинтересованными сторонами не должно сводиться к декларированию собственных успехов. Под взаимодействием нужно понимать регулярный последовательный процесс, основанный на построении взаимодействия между организацией и ее заинтересованными сторонами, где базовыми элементами можно считать: выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон; интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность организации; оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересованных сторон; переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Для достижения хороших результатов деятельности в долгосрочном периоде и снижения рисков, организации должны обратить внимание на формирование благоприятной бизнес-среды в целом.

Таким образом, концепция КСО должна превратиться в неотъемлемую функцию стратегического управления организацией, использование которой будет положительно влиять на достижение целей улучшения финансовых показателей и упрочнения конкурентных позиций.

 

Список литературы:

  1. Аделино Биаги На Дум Совершенствование механизмов управления рисками в предпринимательской деятельности производственной коммерческой фирмы/ Автореферат диссертации к.э.н., М. 2005
  2. Ершов М. Новые риски посткризисного мира//Вопросы экономики, №12, 2010, с.4-16.
  3. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве. М.: Экономика,1993
  4. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтеева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей. Под ред.  А.Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2004.
  5. Аннаев А.А. Сущность, стандарты и процессы подготовки нефинансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ, июнь 2009

[1] С.Харт, М.Руссо, П.Фоутс, Л.Бурк, Дж.Логздон, Б.Хастед, Д.Аллен, Дж.Петрик, Дж.Куинн, М.Бранко, Л.Родригес, С.Задек

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена осмыслению социальной ответственности бизнеса как концепции современной системы управления организацией, выражающей отношение зависимости организации от заинтересованных групп (стейкхолдеров), воспринимаемой ею в качестве одного из определяющих оснований для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно касающихся результативности деятельности организации. В статье рассматривается идея о том, что снижение предпринимательских рисков организации также тесно связано с гармонизацией интересов самой организации и заинтересованных групп и общества в целом.
Written by: Родионова Светлана Юрьевна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 01/08/2017
Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
Available in: Ebook