28 Ноя

КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На сегодняшний день концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) стала неотъемлемой чертой успешных компаний с мировым именем. КСО связана с новым пониманием стратегической конкурентоспособности основанной на элементах доверия со стороны стейкхолдеров. Очевидно, что организации формулирующие лишь корпоративные финансовые цели, не смогут достичь в долгосрочной перспективе тех результатов, которые доступны компаниям с более широким диапазоном социальных ценностных установок.

Реализация системы КСО во многих случаях требует существенных затрат, которые окупаются не сразу (некоторые через 3-10 лет), кроме того, существующие и постоянно возникающие в гражданском обществе риски (общественно-политические, экологические, социальные и др.), способны «нейтрализовать» вложения в социально-экономическую и экологическую сферу. В связи с этим, страховой бизнес, имеющий сам по себе социальную природу, должен быть готов к целому комплексу последовательных мер — прежде всего направленных на выстраивание взаимовыгодных отношений с интересами заинтересованных сторон посредством разработки и координации реализации совместных стратегий.

Процесс взаимоотношения со стейкхолдерами в настоящее время превращается в жизненно важный инструмент устойчивого развития компании, создания добавленной стоимости и повышения жизнеспособности бизнеса. Эффективное взаимодействие со стейкхолдерами должно стать одним из элементов стратегического корпоративного управления, включая управление рисками (риск-менеджмент).

Страховые компании, создавая благоприятные внутренние и внешние среды посредством формирования долгосрочных взаимовыгодных отношений с заинтересованными сторонами, смогут обеспечить свое беспроигрышное развитие. В итоге, клиенты получат доступный и качественный сервис; сотрудники – компанию, в которой они мечтали работать; акционеры – долгосрочный, устойчивый и доходный объект для инвестиций; государство и гражданское общество – содействие социально-экономическому развитию и повышение качества жизни.

Для эффективного взаимодействия со стейкхолдерами необходимо учитывать специфику страховых компаний и стоящие перед ними задачи:

  • Национальный страховой рынок должен стать основным финансовым механизмом защиты общества от различного рода опасностей и одной из систем минимизации или оптимизации природных, технологических, социальных и бытовых рисков.
  • Страхование должно превратиться из вынужденной дополнительной финансовой нагрузки или способа оптимизации налогообложения в эффективный инструмент управления рисками.
  • Страховые компании во многом должны взять на себя функцию финансового просвещения и ответственности за финансовую безопасность хозяйствующих субъектов, повышения культуры страховой деятельности.

КСО предполагает вовлечение хозяйствующих субъектов в решение экологических и социальных задач. На сегодняшний день, наличие грамотной социальной и экологической политики свидетельствует о высоком качестве управления во всех сферах деятельности компаний, о способности предвидеть проблемы и оперативно на них реагировать, что в конечном итоге повышает стоимость компаний и снижает цену привлекаемых ресурсов для их развития.

Характер деятельности страховых компаний не предполагает непосредственного воздействия на окружающую среду, но благодаря специфике деятельности и имеющимся финансовым инструментам они имеют возможность эффективно влиять на социально-экономические и экологические сферы. Страхование – это крупный инвестор страховых резервов, использующий практики ответственного финансирования. Система экологического страхования является одним из эффективнейших способов обеспечения экологической безопасности и сохранения окружающей природной среды и среды жизнедеятельности населения.

В настоящее время страховые компании начали широко использовать различные эффективные инструменты социальной ответственности, в том числе спонсорство и благотворительность, которые рассматривают как способ влияния на общественное мнение. Стоит отметить, что благотворительность воспринимается ими не как инструмент отбеливания бизнеса, а как целевые социальные инвестиции (не хаотичные пожертвования), способные оказать эффективное влияние на реализацию важных социальных целей, как инструмент честного, справедливого и взаимовыгодного взаимодействия со своими клиентами.

Сегодня основная проблема страховых компаний состоит в том, что российское общество еще не готово к проведению про активных мероприятий, направленных на развитие социальных инвестиций («дать удочку и научить ловить»), воспринимая страхование по старинке — реактивно («и кормить рыбой»). Задачи, которые предстоит решить в этой сфере, интересные и амбициозные. Их реализация позволит страховым компаниям расширить масштабы позитивного вклада в решение острых социальных проблем и развитие значимых социальных институций, а также будет способствовать улучшению имиджа и деловой репутации. Только системные социальные инвестиционные проекты, поддержанные гражданским обществом, согласно ISO 26000, могут получить статус социально-ответственных.

Можно привести следующие примеры реализуемой корпоративной социальной ответственности страховых компаний:

  • Страховые организации являются своеобразным мотиватором социальной ответственности, при помощи различных страховых продуктов позволяют другим компаниям реализовывать свою социальную ответственность.
  • Страховые компании, имеющие стратегическую ориентацию на клиентоориентированный бизнес ведут работы по повышению качества сервиса, обеспечению гарантий страховых выплат, устранению страхового мошенничества, снижению бюрократичности.
  • Новые компании, а также иностранные игроки, используют в своей деятельности международные стандарты качества обслуживания, оцениваются в страховых рейтингах надежности, своевременно реагируют на предложения и пожелания клиентов и партнеров, разрабатывают нефинансовую отчетность.
  • В некоторых компаниях социальная политика формализована в корпоративных кодексах и стандартах, которые является основным принципом организации их бизнеса.
  • Благотворительная и спонсорская деятельность на плановой основе стали основой социальной политики и являются частью их миссии.
  • Важное направление многих компаний это реализация природоохранной деятельности (внедрение эффективных систем экологического страхования, направленных на сохранение и восстановление окружающей природной среды жизнедеятельности человека), целевое использование страховых резервов на развитие науки, образования, модернизации производственных фондов (оказание финансовой поддержки профильным образовательным и научно-исследовательским программам и проектам, оказание организационной и материальной поддержки аспирантам и студентам ведущим научные разработки и т.д).
  • Страхование способствует развитию научно-технического прогресса, разработке и внедрению новых технологий.
  • Осуществляют финансирование разработок в части повышения степени безопасности, сокращения страховых случаев и размеров ущербов. Реализуют страховые (обязательные и добровольные) программы и проекты направленные на повышение производственной безопасности и охрану труда (медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и др.).
  • Осуществляют поддержку культуры и спорта, в том числе осуществляется материальная поддержка творческим личностям и коллективам, театрам, музеем, а, также спортивных команд различного уровня.
  • Оказывают финансовую помощь социальным группам и общественным объединениям, нуждающиеся в поддержке: ветеранам войн и труда, инвалидам, детям-сиротам, семьям погибших солдат и офицеров, государственным бюджетным организациям социальной направленности: больницам, детским домам, домам престарелых, образовательным учреждениям и учреждениям науки и культуры, религиозными благотворительным организациям, беженцам.
  • Разрабатывают социальные программы добровольного страхования, способствующие инвестициям в человеческий капитал.

В заключении следует отметить важность позиции ответственности российского общества. Поскольку определяющую роль в развитии КСО на западе сыграло общество и судебная система и КСО развивалась именно как элемент риск-менеджмента (направленный на минимизацию или оптимизацию финансовых потерь) – слишком уж велики риски давления на компанию со стороны структур, которые выражают позиции населения (общественные организации, профсоюзы и др.), любой спор, любые претензии могли привести (и приводили) к серьезным финансовым (репутационным) потерям для компаний. Очевидно, что общество должно занимать более активную позицию.

Смотря в будущее, необходимо осознавать, что важность усиления значимости факторов устойчивого развития возрастает в силу следующих причин:

  1. Дефицит энергетических ресурсов, воды, продуктов питания будут способствовать протекционизму и жесткому регулированию рынков, усугубляемые нестабильностью ценовой конъектуры.
  2. Стандарты качества жизни оказывают влияние на возникновение демографических проблем и старения населения, реализацию долгосрочных финансово-кредитных систем.
  3. Климатические изменения, урбанизация, использование устаревших производственных фондов влияет на экологию, способствует возникновению целого ряда рисков, которые могут оказать влияние на успешность тех или иных финансовых проектов.

В связи с этим важно работать с системой риск менеджмента, внедрять политики и процедуры по управлению экологическими и социальными рисками, уменьшать количество не страхуемых рисков.  В сложившихся условиях (сегодня, завтра, в будущем) эффективно работать можно только при помощи инструментария КСО, который открывает целый ряд возможностей по минимизации или оптимизации рисков (в том числе по управлению экологическими и социальными рисками) и внедрения политик и процедур, что позволяет обеспечить правильную реакцию на негативные факторы, оказывающие воздействие на бизнес-процессы, определить пространство для синергии и достичь высоких социально-экономических результатов финансовой деятельности.

Список литературы:

  1. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: от благотворительности к имиджу // Экономика: теория и практика. — 2011. — № 1.
  2. Корпоративная стандартизация бизнеса; Издательский дом «Дело» РАНХиГС — Москва, 2011.
  3. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие. Ред. и сост. А. Н. Крылов. — М.: Икар, 2013
  4. Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года».
  6. Стрижов С. А. Корпоративная социальная ответственность в условиях кризиса / С. А. Стрижов // Социология власти. — 2012. — № 2.
  7. Чубарова Т. В. Социальная ответственность в рыночной экономике. Работник, бизнес, государство; Нестор-История — Москва, 2011.
    КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ РОССИИ
    В статье автор раскрывает концепцию корпоративной социальной ответственности в страховой сфере России. Отмечается, что КСО открывает целый ряд возможностей по минимизации или оптимизации рисков (в том числе по управлению экологическими и социальными рисками) и внедрения политик и процедур, что позволяет обеспечить правильную реакцию на негативные факторы, оказывающие воздействие на бизнес-процессы, определить пространство для синергии и достичь высоких социально-экономических результатов финансовой деятельности.
    Written by: Абрамович Сергей Юрьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook