28 Апр

КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В КАЗАХСТАНЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Практика масштабного применения инструментов и методов проектного управления предполагает интеграцию существующих схем управления с проектным менеджментом, что требует наличия сотрудников, обладающих компетенциями: знаниями, умениями и навыками в управлении проектами. Не менее сложным вопросом является и компетентность менеджера как искусство эффективно использовать полученные компетенции, поскольку в этом случае на первый план выдвигаются качества его личности: самоанализ, уверенность, харизма и т.д. Свод знаний по проектному управлению способен, при соответствующей адаптации, успешно решить эти вопросы. Цель нашей статьи обозначить проблемы компетентности менеджера при реализации социальных проектов, связанные с привлечением в команду проекта различных заинтересованных сторон и лиц, не обладающих знаниями проектного подхода.

В настоящее время в Казахстане сложилось проектное сообщество, основоположником и лидером которого является профессор Цеховой А.Ф.  По инициативе Цехового А.Ф. были осуществлены значительные мероприятия, направленные на развитие практик проектного подхода [1] в стране: международные форумы по управлению проектами и Конгресс проектных менеджеров Республики Казахстан в 2015 г. в г. Астана.  За последние годы достигнуты определённые успехи в масштабном применении проектного менеджмента. Количество одновременно реализующихся социальных проектов в Казахстане нарастает ежегодно. Кафедра «Управления проектами» КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, обеспечила поддержку Международного центра проектного управления и разрабатывает программы согласованные с институтом РМI США, университетами Канады, России и Австралии. Специалисты кафедры и МЦПУ владеют современными международными инструментами управления развитием организации.

Международные стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных странах и отраслях, и устанавливают общие требования к содержанию и уровню владения компетенциями, которые важны для успешного участия в проектной деятельности всех сотрудников: от руководителей социального проекта или программ проектов до рядовых членов команды. В любой компании, которая планирует успешно работать, регулярно проводят исследования, решают задачи, определяющие выявления динамики экономического процесса. Как отметил основатель Delphi Consulting Group К. Фраппаоло: «Высокоуровневый поиск знаний — способность искать самую точную и актуальную информацию в огромном числе источников различных типов — будет очень важен для успеха не только сегодняшней работы, но и при подготовке к работе на глобальном рынке XXI века» [2]. В настоящее время происходит активное внедрением в систему образования Казахстана, России так называемого «компетентностного подхода». Главной задачей при этом является подготовка специалистов международного уровня, компетентность которых должна проявляться в умении творчески и критически мыслить, и самостоятельно решать проблемы. Фактически, развитие компетентности и давно работающих, и обучающихся магистрантов, докторантов, является основой успешной деятельности в решении задач управления. На наш взгляд, руководителю социального проекта необходимо разработать документ, в котором раскрываются и подробно описаны возможности, инструменты и методы проектного подхода для конкретного проекта. Согласно результатам опроса, проведенного кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации, государственные служащие испытывают дефицит знаний в таких областях, как право (41,4%), управление (36,5%), экономика (28%), социология и психология (18,4%) [3, 59]. В Казахстане для решения подобной проблемы в 2013 году был создан специальный Региональный хаб —  который стал многосторонней площадкой для непрерывного обмена опытом и знаниями в сфере государственной службы для стран СНГ и Центральной Азии среди ученых, экспертов и практиков. В системе высшего образования открыты специальные отделения по подготовке полиязычных кадров по проектному менеджменту. Все это повысит конкурентоспособность выпускников Республики Казахстан по специальности «Управление проектами» в международном образовательном пространстве.

На наш взгляд в странах ЕАЭС необходимо постоянное совершенствовании форм организации труда, обновление методов управления и внедрении прогрессивных персонал-технологий развития человеческих ресурсов, управление заинтересованными сторонами. Выделяемые десять областей знания по PMBOK® Guide, по нашему мнению, недостаточно глубоко отражают социально-психологические методы управления, в том числе социально-психологический анализ в команде проекта, патриотизм, политико-информационное воздействие, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп по признакам доминирующего типа интеллекта, возрастных особенностей и т.п.), создание комфортной психологической атмосферы. Эта проблема требует дальнейшего исследования и развития свода знаний PMI.

Выводы и рекомендации:

  1. Ведущим университетам Казахстана, по нашему мнению, необходимо помимо существующей подготовки магистров и докторов по проектному управлению обеспечить консультацию и специальную подготовку сотрудников команд, занятых реализацией социальных проектов. В соответствии с Планом нации «100 шагов» предусмотрен поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах, что ускорит овладение практиками PMI.
  2. Осуществление социальных проектов должно осуществлять при сопровождении специалистами из центра проектного управления и на основе приоритета социально-психологических методов управления. Научно-общественные организации Казахстана, например, Международная академия информатизации (г. Алматы), способны интегрировать интеллектуальные ресурсы для развития проектного менеджмента.
  3. Реализация социальных проектов, позволяет на основе коммуникаций между различными командами, например, с помощью вебинаров или офиса управления проектами повысить уровень профессионализма сотрудников и топ-менеджеров.

 

Литература

  1. PMBOK® Guide: 5-ое издание, 2013 г.
  2. Менеджмент. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management.com.ua/ims/ims108.html
  3. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: РАГС, 2010.
    КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В КАЗАХСТАНЕ
    В связи с применением инструментов и методов проектного управления в Казахстане, возник ряд проблем, связанных с необходимость их адаптации к местным условиям и мотивациям, а также с обучением топ менеджеров компаний и подготовкой компетентных специалистов. Цель исследования: выявление и оценка сложных вопросов развития проектного менеджмента в организации Казахстана способных повысить эффективность управленческих решений при реализации социальных проектов. Методологическую основу статьи составляют свод знаний PMBOK® Guide, общенаучные методы и регрессивный анализ. Выводы проделанного исследования могут быть сведены к следующим положениям: в Казахстане сформировалась собственная школа проектного менеджмента; компетентность топ менеджера по вопросам управления проектами важное условие эффективного осуществления социальных проектов.
    Written by: Пономарева Елена Александровна, Степанов Алексей Владимирович, Умирова Камила Оразовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook