23 Июн

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДНОДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ РАЗНЫХ КЛАССОВ ТРУДНОДОСТУПНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На протяжении длительного периода времени актуальной проблемой транспортной логистики является доставка товарно-материальных ценностей в труднодоступные регионы.

Важность подобных грузоперевозок объясняется большим количеством факторов: экономическими, политическими, демографическими и т.д.

Традиционно к труднодоступным регионам на «бытовом» уровне транспортные компании, грузоотправители и другие стороны процесса грузоперевозок относят местности, куда затруднена доставка ТМЦ по причине отсутствия дорог, транспортной инфраструктуры. В основном, такой тип труднодоступности можно отнести к регионам крайнего севера, территориям Сибири. Грузы, доставляемые туда, крайне важны для обеспечения функционирования объектов добывающей промышленности, являющейся на данный момент основой государственной экономики, стратегически важных государственных объектов.

Стоит отметить, что труднодоступность регионов может быть обусловлена не только наличием сложностей в доставке по причине отдалённости и неразвитости транспортного сообщения.

Точного определения для понятия «труднодоступный регион» – нет. Для более чёткого понимания необходимо провести анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся труднодоступности регионов.

В государственных нормативно-правовых актах вопрос и тема труднодоступных регионов звучит в связи с различными отраслями народного хозяйства и с различными видами деятельности.

Так встречаются чётко определённые перечни труднодоступных регионов в НПА о выборах, переписи населения и, естественно, о транспорте (Постановление Правительства РФ от 6 июня 2015 г. N 556 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации», Приказ Министерства экономического развития РФ и Министерства регионального развития РФ от 3 марта 2010 г. N 85/92 «Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных территорий и сроков проведения в них Всероссийской переписи населения 2010 года», Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 5 мая 2011 г. N 9-1-6 «О Рекомендациях по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации»)

В этих перечнях речь идёт о труднодоступности района с точки зрения отдалённости, к таким местностям относятся Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Очень часто схожий подход к определению «труднодоступный регион» можно встретить в научных трудах различных авторов, наверное, он и является наиболее распространённым, один из примеров научных работ – доклад «Об оптимизационно-имитационном подходе к выбору транспортных схем доставки грузов в труднодоступные регионы строительства объектов нефтегазовой отрасли» (авторы: О.В. Крылова, Ю.П. Степин (Москва)), здесь в список труднодоступных местностей попали п-ов Ямал, Дальний Восток, арктический шельф и др.

Кроме того существует подход, предполагающий более широкий спектр классификаций труднодоступности, включающий в себя большее количество признаков, по которым регион можно считать труднодоступным. Пример такого подхода моно встретить в диссертации на соискание научной степени кандидата политических наук  Д.С. Кислицыной «Принципы и механизмы решения проблемы труднодоступности в региональной политике современной России». Проблемы, по которым регион может быть назван труднодоступным, представленные в диссертации:

  1. Отдалённость региона.
  2. Неблагоприятные погодные условия
  3. Неразвитость транспортной инфраструктуры
  4. Этнические проблемы и проблемы сепаратизма
  5. Кризисность, депрессивность регионального развития. [6]

Первые три фактора освещаются довольно часто, существует множество стандартных решений при работе с доставкой в такие регионы, существуют транспортные компании, специализирующиеся на перевозках в регионы, обладающие такими признаками, и задачи доставки туда грузов входят в основном только в компетенцию транспортной логистики. Последние два фактора, представленных в классификации Д.С. Кислицыной,  требуют комплексного подхода к борьбе со сложностями при осуществлении грузоперевозок. Это объясняется тем, что сложности, проблемы, в этом случае связаны не только с областью транспортной логистики и не ограничиваются решением технических и технологических вопросов, они перекликаются также и с политикой, психологией, другими сферами. Изучив данную классификацию можно отметить, что при применении данного варианта, труднодоступным можно считать гораздо большее количество регионов планеты.

В связи с наличием озвученных выше факторов, у логистики как отрасли возникают определённые характерные задачи при работе с труднодоступными регионами. Для некоторых регионов это может быть задача только технологического и технического плана, включающая в себя поиск и выбор доступного способа доставки, разработка маршрута, выбор времени, когда данная доставка осуществима, разработка альтернатив на случай форс-мажорных обстоятельств и невозможности выполнения плана, в случае работы с отдалённым регионом и/или регионом с неразвитой транспортной инфраструктурой, для других регионов это будет целый комплекс задач, включающий в себя как озвученные ранее технические и технологические, так и демографические, политические, связанные с вопросами безопасности, допуска транспортных средств и грузов в эти регионы. Как уже говорилось ранее, при организации перевозки с такие местности усилий специалистов транспортной логистики недостаточно, зачастую необходимо привлечение представителей государственной, региональной власти или представителей местного самоуправления, как минимум с одной из сторон (грузоотправителя или грузополучателя).

Список источников.

  1. Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 5 мая 2011 г. N 9-1-6 «О Рекомендациях по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации»
  2. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учиро- ва М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014
  3. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1242
    «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации»
  4. Приказ Министерства экономического развития РФ и Министерства регионального развития РФ от 3 марта 2010 г. N 85/92 «Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных территорий и сроков проведения в них Всероссийской переписи населения 2010 года»
  5. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  6. Кислицына Д.С. Принципы и механизмы решения проблемы труднодоступности в региональной политике современной России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москвовский государственный университет им М.В. Ломоносова, Москва, 2015.
  7. Крылова О.В., Степин Ю.П. Об оптимизационно-имитационном подходе к выбору транспортных схем доставки грузов в отдаленные и труднодоступные регионы строительства объектов нефтегазовой отрасли // Сборник докладов шестой всероссийской научно-практической конференции «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММОД-2013). Том 2. // ISBN 978-5-9690-0221-0 // Издательство «ФЭН» Академии наук РТ, Казань, 2013, c. 318-322. [Электроннный ресурс]. URL: http://simulation.su/files/immod2013/material/immod-2013-2-318-322.pdf (Дата обращения: 06.04.2016)
  8. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логи- стика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахста- на [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Инсти- тут управления на транспорте, в индустрии туризма и меж- дународного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2013. -173 с.
    КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДНОДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ РАЗНЫХ КЛАССОВ ТРУДНОДОСТУПНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
    Целью данной статьи является изучение классификации труднодоступности регионов для дальнейшего изучения проблематики грузоперевозок в таких регионах. В ходе изучения данного вопроса была изучена нормативная документация, а также тематические литературные источники, научные работы. В результате исследования были выявлены различные подходы к классификации труднодоступности регионов и определены области логистических задач, которые должны решаться специалистами при осуществлении доставки грузов в труднодоступных регионах.
    Written by: Стельмах Андрей Ильич
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook