30 Апр

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ НАПИТКОВ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Самым быстрорастущим среди продуктовых рынков, как в мире, так и в России, в последние годы является рынок детского питания. Даже не смотря на всеобщее замедление потребления и кризис 2014 года, продажи детского питания увеличиваются. В России это объясняется, прежде всего, ростом показателей рождаемости. Увеличение потребления продуктов, предназначенных для кормления детей, является следствием изменения образа жизни женщин: все больше родителей перестают тратить время на приготовление пищи, покупая готовые смеси, консервы и каши быстрого приготовления.

Рынок детского питания сегментируется по виду продукции. Производство детского питания подразделяется на несколько сегментов: пюре, каши, молочные и кисломолочные продукты, молочные смеси, напитки для детского питания (соковая продукция, вода питьевая, чай) и др. (Рис. 1)

Рисунок 1 Производство детского питания по сегментам, по состоянию на 2014 год, % производства, тыс. тонн

В натуральном выражении лидирующими сегментами являются пюре (27,1%) и смеси 20%, детская кисломолочная продукция и фруктовые соки заняли третье место с долями 17,2% и 16,2%. Сегмент детской воды очень активно растет – 11,3% в натуральном выражении и на 18,2% в денежном. И на нем сравнительно меньше конкуренция, нежели в других сегментах детского питания.

Рост рынка, по-прежнему, обеспечивается в большей степени (72%) за счет импортной продукции. По данным анализа рынка объем российского рынка детского питания в 2013 году составил 163,5 млрд. руб. в стоимостном выражении. Это на 12,9% больше показателя предыдущего года [2].

Учитывая то, что эмбарго в 2014 году все-таки не коснулось детского питания, завозимого из Европы, то, несомненно, лидеры остались в таком же составе: Швейцария – 15,1 тыс. тонн. (около 40% всего импорта), далее следуют Нидерланды (9,7 тыс. тонн, до 25% импорта) и Германия (3,9 тыс. тонн, до 10% импорта) [3].

Наибольший объем экспорта детского питания в натуральном выражении в 2014 году приходится на Казахстан – 5,9 тыс. тонн. Далее следует Украина – 3,0 тыс. тонн. Замыкает тройку крупнейших экспортеров Киргизия — 1,8 тыс. тонн.

Сейчас на российском рынке детского питания достаточно велика доля импорта в сегменте мясных и плодоовощных консервов, а так же сухих и молочных смесей. Импорт более чем в 6 раз по объему превышает экспорт. Примечательно, что наименьшая доля импортной продукции приходится на сегмент соков, жидких и пастообразных молочных продуктов.

Продукция российских производителей стоит в полтора-два раза дешевле, чем у импортеров, поэтому сейчас покупатель всё больше доверяет отечественным производителям, соответствующим критериям цена/качество. На рынке детского питания преимущество имеет сегмент продукции со средней ценой. (Рис. 2)

Рисунок 2 Ценовая сегментация рынка детского питания

в Российской Федерации, %, 2014 г.

В 2014 году продажи брендов среднего сегмента на рынке детского питания составили около 50%. Весь средний сегмент в большинстве своем состоит из российских товаров. Анализ средних оптовых цен на продукцию детского питания за 2014 год, в целом, показал повышение цен на 6-10% [2].

Конкурентную ситуацию на российском рынке детского питания можно назвать достаточно напряженной. Тут лидируют несколько отечественных компаний и импортеры. Рынок консолидируется, постепенно примеряя на себя западную модель, когда в отрасли существует лишь несколько крупных игроков общенационального масштаба. На отечественном рынке действует 41 предприятие из 26 регионов России [3].

Потребительский выбор — процесс принятия решения о приобретении покупателем альтернативных благ и услуг с целью максимального удовлетворения своих потребностей.

В процессе принятия решений покупатели ведут себя по-разному. Потребительское поведение является составной частью изучения спроса населения. Результатом изучения поведения потребителей должно быть максимальное приближение количества и качества благ к запросам потребителей.

Потребительское предпочтение — выбор потребителем одного экономического блага в пользу другого. В основе потребительского предпочтения лежит полезность, которую получит потребитель от этого экономического блага.

Каждый потребитель стремится максимизировать общее количество полезности, при чем в таком стремлении к максимизации полезного эффекта наращивается и потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на величину предельной полезности. [1]

Был проведён анализ потребительских предпочтений на рынке напитков для детского питания. Исследование проводилось в течение месяца (с 1 января 2015 г. по 1 февраля 2015 г.). При формировании выборки применялся метод кластерного отбора, то есть случайно было выбрано 10 форумов с подходящей целевой аудиторией (родителями), на которых в разделе «Детское питание» была размещена анкета. Объем опрошенных составил сто человек.

Анкета по проводимому исследованию ориентирована на выявление предпочтений покупателей по ассортименту напитков для детского питания; влияния на потребительский выбор цены, бренда, упаковки, состава, маркировки; определение места покупки товаров. В анкете использовались открытые и закрытые типы вопросов: вопрос с дихотомическим делением, альтернативный, вопрос-меню, простой свободный вопрос. Обработка ответов на вопросы дала следующие результаты, представленные на рис. 3-6.

Рисунок 3 Покупаете ли вы своему ребенку напитки для детского питания?

На диаграмме (Рис. 3) показано, что большинство опрошенных (89 %) приобретают своим детям напитки для датского питания, при чем 60% предпочитают покупать как соковую продукцию, так и воду; 29% покупают только соковую продукцию и всего лишь 11% – только воду (Рис. 4).

Рисунок 4 Какие напитки для детского питания вы предпочитаете?

Если речь идет о соковой продукции, то 48% опрошенных отдают предпочтение сокам для детского питания; 26% приобретают нектары для детского питания; 21% совершают покупку морсов для детского питания и 5% сокосодержащих напитков для детского питания.

На вопрос «На что Вы обращаете внимание при покупке напитков для детского питания?» 48% респондентов дали ответ «состав»; на «цену» обращают внимание 23%; при выборе напитков для детского питания 26% руководствуются брендом и производителем; лишь 11% перед совершением покупки изучают маркировку, смотрят на документы и знаки, подтверждающие качество продукта; на яркую этикетку и привлекательный рисунок не обращает внимания никто. (Рис. 5)

Рисунок 5 На что Вы обращаете внимание при покупке напитков для детского питания?

Большинство опрошенных (54%) отдают предпочтение как отечественным, так и зарубежным напиткам для детского питания, 32% покупают только отечественные марки и 14% только зарубежные.

На вопрос «Какие марки соков для детского питания Вы приобретаете?» респонденты отвечали следующее: «Агуша», «ФрутоНЯНЯ», «Спеленок», «Сады Придонья», «Тёма», «Hipp», «Gerber», «Fleur Alpine», «Semper», «Bebivita», «Бабушкино лукошко». Среди марок воды для детского питания были отмечены «Агуша», «ФрутоНЯНЯ», «Hipp», «Bebi», «Fleur Alpine».

Большинство респондентов покупают напитки для детского питания в гипермаркетах; на втором месте супермаркеты и универсамы; далее магазины шаговой доступности и на последнем месте аптеки (Рис. 6). На рынке детское питание не закупает никто.

Рисунок 6 Где Вы предпочитаете приобретать напитки для детского питания?

Целевой аудиторией были пользователи форумов для родителей. На вопросы анкеты отвечали только женщины.

Из выбранной целевой аудитории, преобладающим количеством опрошенных оказались граждане 25-35 лет, что составило 78%, по 11% респондентов были в возрасте от 18 до 24 лет и от 36 до 45 лет. Так же был задан вопрос о возрасте ребенка. Все относятся к категории «дети раннего возраста» от 0 до 3 лет.

На основе проведенного опроса можно сделать вывод о среднем потребительском портрете. Средний потребитель – это женщина в возрасте от 25 до 35 лет, ребенок которой относится к категории «дети раннего возраста» (0-3 года). Покупает напитки для детского питания как отечественных, так и зарубежных производителей, отдавая предпочтение сокам и воде. При выборе товаров обращает внимание на состав, производителя и бренд. Приобретает данную продукцию в гипермаркетах и супермаркетах. Наибольшим спросом пользуются у потребителей соки торговых марок «Агуша», «Gerber», «Hipp», «Semper», «Fleur Alpine» и вода торговых марок «Агуша», «ФрутоНЯНЯ», «Hipp», «Bebi», «Fleur Alpine», широко представленные на российском рынке напитков для детского питания.

Список литературы:

  • Балашов И.А. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ А.И. Балашов [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 527 с.
  • Маркет Аналитика «Российский рынок детского питания. Маркетинговое исследование и анализ рынка», 2014 г., 103 с.
  • http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/biznes-po-proizvodstvu-detskogo-pitaniya/
    ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ НАПИТКОВ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
    Written by: Безматерных Татьяна Олеговна, Секретова Людмила Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook