30 Дек

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда.

Рыночное состязание организаций и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб организации и в то же время конкурентоспособность целой страны не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами организации. В основе этих главных аспектов конкурентоспособности лежит нечто, что можно назвать «мягкими» составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

В промышленно развитых странах эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся. В то же время «мягкие» составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных методик изучения, игнорировать эту группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно.

Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это — одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.

Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка. [1, c. 234]

По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции, максимизацию прибыли, снижение издержек производства важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.

В рамках коммерческой деятельности для любой самостоятельной организации или фирмы ключевыми моментами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

Выпуская конкурентоспособные товары, производитель управляет конкурентоспособностью всей организации и обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовые.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • добиться отличия товаров организации в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Организации для управления конкурентоспособностью вынуждены использовать все способы, в том числе и развитие интеллектуальной собственности. Во-первых, организация может усовершенствовать или разработать менее затратную или более быструю методику производства товара, и получив на это патент, станет единственной организацией которая сможет производить свою продукцию таким способом. Во-вторых, организация может сделать упор на развитие бренда, который в свою очередь включает понятие товарного знака, зарегистрировав который организация сможет получать дополнительный доход от работы по системе франчайзинга, а также сможет запрещать другим организациям использовать ее товарный знак на рынке.

Для управления конкурентоспособностью организации особенно актуальны защита и развитие ее интеллектуальной собственности. Организации могут осуществить оценку следующих объектов интеллектуальной собственности: патентов, товарных знаков, деловой репутаций.

Интеллектуальной собственностью, в соответствии со статьей 138 ГК РФ, признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

К интеллектуальной собственности относятся:

  • Авторские права;
  • Смежные с авторскими права;
  • Патентное право;
  • Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции;
  • Средства индивидуализации;
  • Нетрадиционные объекты ИС. [2]

Далее рассмотрена  оценка каждого вида нематериальных активов.

Стоимость интеллектуальной собственности (ИС) по мнению Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности ВОИС (WIPO)  часто определяется неадекватно, и ее потенциал для обеспечения будущей прибыли часто недооценивается организациями. Однако, когда интеллектуальная собственность имеет правовую охрану и на рынке существует спрос на продукты и (или) услуги, имеющие отношение к охраняемой ИС, интеллектуальная собственность может стать ценным активом корпорации.

Интеллектуальная собственность может приносить организации доход через лицензирование, продажу или коммерциализацию продуктов или услуг, в основе которых лежит охраняемая интеллектуальная собственность, что может значительно увеличить долю рынка организации или размер прибыли.

Права на интеллектуальную собственность способствуют повышению стоимости или оценки организации в глазах инвесторов и учреждений финансирования.

В случае продажи, слияния или приобретения активы интеллектуальной собственности существенно повысят стоимость организации, иногда оставаясь основным либо единственным по-настоящему ценным его активом.

Следовательно, стратегическое применение активов интеллектуальной собственности может существенно повысить конкурентоспособность организации, которая должна быть готова решать проблемы и принимать меры по использованию и охране ИС, где только возможно. Подобно материальным активам, активы интеллектуальной собственности следует приобретать и поддерживать, вести их учет, оценивать, тщательно отслеживать и осмотрительно ими управлять, чтобы извлечь с их помощью максимальную прибыль. Но прежде чем это сделать, организация должна осознать ценность ИС и начать относиться к ней как к важному активу корпорации.

Активы организации можно разделить на две категории: материальные активы (здания, оборудования, финансовые активы и инфраструктура) и нематериальные активы (от человеческого капитала и ноу-хау до идей, товарных знаков, дизайна и других неосязаемых плодов инновационного потенциала и творчества компании). Традиционно материальные активы составляли бoльшую часть стоимости компании и считались основным фактором, определяющим конкурентоспособности организации на рынке. В последнее время все больше и больше, в основном в результате революционного развития информационных технологий и роста сферы услуг, организации осознают, что нематериальные активы часто становятся более ценными, чем материальные.

Сегодня в мире возрастает тенденция замены крупных оптовых магазинов и заводов как основных источников дохода на масштабное программное обеспечение и новаторские идеи. Даже в тех секторах, где по-прежнему преобладают традиционные методы производства, непрерывные инновации и бесконечная творческая деятельность становятся ключами к росту конкурентоспособности на рынках жесткого соперничества, как отечественных, так и международных. Так что, нематериальные активы занимают центральное место, и организациям следует искать наилучшие пути их использования.

Один из важнейших путей – правовая охрана нематериальных активов и, если они удовлетворяют критериям патентоспособности, получение и поддержка прав на интеллектуальную собственность.

Правильные инвестиции имеют ключевое значение для повышения рыночной стоимости организации. Капиталовложения в оборудование, имущество, разработку продуктов, маркетинг и научные исследования могут существенно укрепить финансовое положение организации, расширяя базу ее активов и увеличивая будущую производительность. Приобретение интеллектуальной собственности может иметь сходное воздействие. На рынках организацию будут оценивать на основании ее активов, текущей деловой деятельности и ожидаемой прибыли. На величину последней может значительно повлиять приобретение ключевых патентов. Есть множество примеров организаций, рыночная стоимость которых резко выросла в результате приобретения ими важных патентов в области ключевых технологий.

Аналогичным образом, хороший товарный знак, имеющий добрую славу среди покупателей, может повысить текущую стоимость организации и в значительной степени увеличить привлекательность ее продуктов и услуг для потребителей. Поэтому инвестиции с целью пополнения портфеля интеллектуальной собственности – намного значительнее, чем просто акт защиты от потенциальных конкурентов. Это способ повысить рыночную стоимость организации и обеспечить рост доходности.

Главный смысл правовой защиты интеллектуальной собственности в том, что она превращает нематериальные активы в исключительные права на собственность, в течение ограниченного периода времени. [3] Это позволяет организации заявить право собственности на ее нематериальные активы и максимально использовать их потенциал. Таким образом, охрана интеллектуальной собственности делает нематериальные активы «чуть более материальными», превращая их в престижные ценные активы, имеющие рыночную стоимость.

Все больше и больше инвесторы, маклеры фондовой биржи и консультанты по финансовым вопросам осознают этот факт и начинают высоко ценить активы интеллектуальной собственности. Во всем мире растет также понимание предприятиями ценности активов интеллектуальной собственности, они иногда включают их в балансовый отчет. Многие организации, включая организации малого и среднего бизнеса, стали проводить регулярную ревизию техники и интеллектуальной собствнности. В ряде случаев руководители организаций осознают, что их активы ИС на самом деле стоят больше материальных активов. Это относится в основном к тем организациям, которые работают в наукоемких и самых передовых секторах экономики, или организациям, обладающим широко известными товарными знаками.

Внедрив культуру определения и развития активов ИС, стратегически используя их, организация может увеличить свой доход, получить конкурентное преимущество и завоевать прочное положение на рынке. Применение этих стратегий способно повысить рыночную стоимость организации и ее конкурентоспособность.

 

Список использованной литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М.: «Высшая школа», 1994. 400 с.
  2. www.czp.ru
  3. www.wipo.org.
    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
    Written by: Петрова Любовь Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook