26 Мар

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современном мире высокотехнологичный сектор экономики выступает в форме целостной многоотраслевой совокупности производственных, управленческих, правовых, научных и иных структур, взаимодействие которых обеспечивает инновационную направленность экономического развития и воспроизводит инновации, основанные на современных достижениях в области науки, техники и технологий, призванные вносить существенный вклад в благосостояние общества, устойчивость и безопасность экономики и страны в целом.

Как экономическая система и объект регулирования сектор высоких технологий является специфическим элементом национальной экономики, особенности которого формируют недостатки рынка, препятствующие полноценному развитию инновационно-технологичных производств (рис. 1). [2]

Рисунок 1. Слабые стороны рынка в отношении развития

высокотехнологичного сектора

Поэтому в силу действия целого ряда негативных факторов возникает необходимость участия государства в качестве института, решающего данные проблемы и создающего благоприятные условия для инновационного развития высокотехнологичных предприятий.

Принятые государством меры поддержки сектора высоких технологий достаточно разнородны и включают в себя следующие инструменты (табл. 1):

Таблица 1

Инструментарий государственной поддержки сектора высоких технологий

Виды государственной поддержки

Состав

1) финансовая — процентные платежи по кредитам и займам;

— лизинговые платежи;

— расходы на модернизацию и приобретение основные средств;

— расходы на маркетинговую деятельность, аренду помещений, капитальное строительство и др.

+

— специальные налоговые режимы и льготы;

— взносы в уставный капитал;

— предоставление государственных гарантий;

— выделение займов через фонды (Фонд развития промышленности, РФТР и др.)

2) поддержка научно-технической и инновационной деятельности — прямое субсидирование затрат на НИОКР;

— размещение государственного заказа на научные исследования и разработки;

— стимулирование инновационной активности в государственных компаниях;

— обеспечение спроса на инновационную и высокотехнологичную продукцию через государственный заказ;

— усиление кооперации научного и промышленного секторов экономики;

— внедрение результатов интеллектуальной деятельности;

— коммерциализация инноваций

3) информационная/

консультационная

— компенсация затрат компаний на консультационные и маркетинговые услуги;

— организация выставок и конференций;

— финансирование издания каталогов, справочников, баз данных и др.

4) поддержка в отношении кадрового потенциала — прямая финансовая помощь предприятиям;

— оказание услуг в области дополнительного профессионального образования;

— возмещение затрат на обучение сотрудников организаций в зарубежных образовательных учреждениях при условии последующего трудоустройства на территории России

5) поддержка внешнеэкономической деятельности — содействие государства в продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки;

— оказание финансовой помощи организациям, которые являются экспортерами промышленной продукции;

— страхование экспортных кредитов и инвестиций

6) предоставление государственных и муниципальных преференций — обеспечение спроса на отечественную продукцию высокотехнологичных и инновационных секторов экономики посредством гос. закупок продукции

В теории эксперты выделяют ряд общих инструментов, которые обеспечивают поддержку высокотехнологичных секторов экономики сразу по нескольким направлениям (промышленные парки и кластеры, экономические зоны технико-внедренческого типа, Российский фонд технологического развития и др.), а также ряд специфических инструментов, характерных только для отдельных одного-двух направлений. Так, например, финансовая поддержка реализуется через специальный инвестиционный контракт, Агентство кредитных гарантий и т.д. Инструменты поддержки исследований и разработок представлены в виде технологических платформ, Российского фонда фундаментальных исследований, государственного заказа на НИОКР. [1]

Поддержка внешнеэкономической деятельности осуществляется как с использованием общих, так и специфических инструментов (торгово-промышленные палаты, инновационная инфраструктура, отдельные финансовые учреждения России).

Нельзя не сказать о разработанном в 2014 году проекте Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», цель которого заключается в обеспечении законодательной базы для использования отдельных инструментов поддержки высокотехнологичных и прочих секторов экономики на макроуровне.

Не мало важным аспектом в рассмотрении вопроса поддержки высокотехнологичного сектора экономики является поддержка государством взаимоотношений между наукой и бизнесом. В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года инструментом объединения усилий государства, бизнеса и науки выделяют технологические платформы.

Под технологической платформой понимают такой коммуникационный инструмент, который направлен на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [3].

Данный инструмент государственной поддержки сектора высоких технологий призван решать такие задачи, как:

  • выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов, а также формирование новых секторов экономики России;
  • усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений инновационного развития;
  • определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для оперативного распространения перспективных технологий [4].

Несмотря на столь развернутый перечень инструментов государственной поддержки сектора высоких технологий, эксперты выделяют следующие препятствия, возникающие при их реализации, а также возможности их максимально эффективного использования:

  1. низкая эффективность некоторых инструментов по причине их не столь продолжительного использования (территориальные инновационные кластеры);
  2. слабая взаимосвязь между новыми и уже существующими инструментами (фонды, институты развития, особые экономические зоны);
  3. в качестве связующего звена между различными областями поддержки сектора высоких технологий могут выступить технологические платформы (кооперация производственной и научной сфер);
  4. по мнению экспертов, одним из наиболее эффективных инструментов по повышению инвестиционной активности выступают промышленные парки (наличие земельных и производственных площадок с инфраструктурой плюс налоговые льготы).

В заключение выше сказанного стоит отметить, что на данный момент существует достаточно обширный перечень инструментов государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики. С целью более эффективного использования имеющегося инструментария государству необходимо разработать систему стимулирования инновационного развития предприятий высокотехнологичного сектора, включающую адресную поддержку приоритетных направлений их инновационной деятельности, законодательную охрану прав интеллектуальной собственности, создание благоприятного экономического климата в целом и др.

Список литературы:

  1. Бабикова А.В., Ханина А.В. Государственное регулирование развития высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях модернизации экономики [Электронный ресурс] // А.В. Бабикова, А.В. Ханина / Журнал «Проблемы экономики и менеджмента», №1 (41). – 2015. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-vysokotehnologichnyh-otrasley-promyshlennosti-v-usloviyah-modernizatsii-ekonomiki.
  2.  Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. – М.: Экономика, 2009. – 815 с.
  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: www.portalnano.ru/files/692.
  4. Технологические платформы [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/org/hse/tp/about.
    ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
    В статье рассмотрен основной инструментарий государственной поддержки инновационного развития предприятий сектора высоких технологий, выделены препятствия, возникающие в процессе реализации рассмотренных инструментов, а также возможности их максимально эффективного использования. Сделан акцент на таком инструменте как технологические платформы, которые способствуют развитию и поддержанию взаимоотношений между государством, бизнесом и наукой.
    Written by: Ларионова Надежда Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/23/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook