30 Апр

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Формирование в России рыночной экономики сопровождается не развитием конкурентной среды, а распространением модели неконкурентного поведения предприятий. По итогам 2013 года число случаев ограничения конкуренции, выявленных антимонопольной службой, превысило 9 тысяч, а количество обращений в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей составило более 300 тысяч, что свидетельствует о распространенности ограничивающего конкуренцию и нарушающего права потребителей поведения хозяйствующих субъектов. При этом по данным Всемирного экономического форума в рейтинге конкурентоспособности стран мира Россия характеризуется низким уровнем эффективности функционирования товарных рынков (126 место из 148 стран) [2].

Для компаний источниками необоснованного конкурентного преимущества являются использование коррупционных схем, уклонение от уплаты налогов, незаконный доступ к бюджетным средствам в рамках государственного заказа, нарушение прав потребителей. А следствием неконкурентного поведения фирм становятся не только рост цен, ограничение конкуренции, но и неэффективное расходование бюджетных средств, неравномерное распределение доходов, снижение качества производимой продукции.

Реализуемые меры антимонопольной политики не способствуют уменьшению склонности предприятий к использованию нечестных и незаконных практик, а статистика Федеральной антимонопольной службы России не подтверждает снижение степени концентрации на рынках и формирование культуры конкуренции. В связи с этим актуализируется поиск причин и факторов неконкурентного поведения, а также определение направлений корректировки антимонопольной политики.

Экономическое поведение хозяйствующих субъектов определяется следующими институциональными факторами: наличием или отсутствием государственной поддержки, нормами и институтами, структурой прав собственности и контрактов, эгоистическими интересами собственников и менеджеров, а также зависит от траектории предшествующего развития. Использование институционально-эволюционного подхода к объяснению природы фирмы позволило выделить неконкурентное поведение – поведение, нацеленное на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ или выживание фирмы в кризисных условиях, а не на удовлетворение нужд и запросов потребителей.

Анализ модели пяти сил конкуренции Майкла Портера [3, с. 44‑56] приводит к выводу о том, что наличие асимметрии во взаимоотношениях между поставщиками, производителями и покупателями создает возможности и стимулы к неконкурентному поведению фирмы. Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения отражена в табл. 1.

Критериями отнесения поведения предприятия к неконкурентному могут быть: ограниченная мобильность ресурсов и неэффективность производства; направленность на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ; незаинтересованность в качестве продукции и инновациях; нарушение прав потребителей; использование нечестных или незаконных тактик; осуществление хозяйственной деятельности под влиянием других хозяйствующих субъектов или органов власти.

В переходный период российской экономики можно выделить два этапа: 1992-1995 гг. и 1996-2002 гг. Если на первом этапе преимущественной целью фирмы является выживание, то на втором – приобретение необоснованных преимуществ, доходов с помощью государства.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения фирмы

 

Поведение фирмы

конкурентное неконкурентное
Цель удовлетворение запросов, интересов потребителей выживание, стабильность;

получение необоснованных конкурентных преимуществ

Принципы эффективное использование ресурсов извлечение экономической ренты;

использование административного ресурса

Условия ‑ большое число участников;

‑ низкие барьеры;

‑ отсутствие ограничений при заключении контрактов;

‑ отсутствие влияния третьих лиц

‑ наличие ограничений при заключении контрактов и пересмотре соглашений о ценах с другими лицами;

‑ влияние третьих лиц при пересмотре и заключении контракта

‑ небольшое число участников;

‑ информационная и властная

асимметрия между участниками сделок

Преимущественное влияние третьих лиц потребители, конкуренты партнеры, органы власти
Методы ценовые и неценовые недобросовестные; незаконные

Источник: сост.автором.

Исследование опыта функционирования фирм в переходной и современной российской экономике свидетельствует о закреплении следующих моделей неконкурентного поведения: рентоориентированное поведение (включающее уклонение от уплаты налогов, недобросовестное поведение поставщиков в рамках государственного контракта), ограничивающее конкуренцию (злоупотребление доминированием), а также оппортунизм по отношению к покупателям.

Институциональными факторами неконкурентного поведения фирмы являются: наличие или отсутствие государственной поддержки; сохранение «привычки» компаний взаимодействовать с органами власти при осуществлении хозяйственной деятельности; преобладание суверенитета производителя над суверенитетом потребителя; наличие информационной и властной асимметрии между участниками рынка; накопление власти фирм в таких секторах, как розничная торговля и сфера услуг.

Механизм конкурентной политики представляет собой воздействие на стимулы участников рынка. А цель ее состоит в установлении порядка, когда каждый участник рынка, включая предпринимателей и потребителей, имеет возможности наилучшим образом использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. С этой точки зрения, можно выделить две ключевые составляющие конкурентной политики: антимонопольная и политика по защите прав потребителей. В табл. 2 представлены некоторые показатели деятельности антимонопольного органа в России, Европе и США.

Таблица 2

Сфера ответственности антимонопольных органов:

 Россия и зарубежные страны

Сфера ответственности/страна Россия ЕС США
Антимонопольный орган Федеральная антимонополь

ная служба

Competition Commission European Union Federal Trade Commission & Antitrust Department, Ministry of Justice
Ограничение конкуренции со стороны крупных продавцов + + +
Ограничивающие конкуренцию соглашения + + +
Предварительный контроль слияний + + +
Ограничение конкуренции +    
Недобросовестная конкуренция +   +
Государственные закупки, помощь +    
Защита прав потребителей     +
Законодательство о рекламе +    
Количество сотрудников 3079 749 1043+721
Бюджет антимонопольного органа (млн.долл.) 36 н/д 291

Источник: составлено по: [1, 4]

Анализ государственной политики ограничения неконкурентного поведения фирм позволил выявить противоречивость и несогласованность целей и инструментов ее реализации. Особенности российской системы государственного регулирования заключаются в масштабном нарушении экономическими субъектами установленных правил конкуренции и прав потребителей, а также неизменной структуре нарушений антимонопольного законодательства. Низкий уровень штрафных санкций не способствует снижению склонности предприятий к неконкурентному поведению. Модель работы антимонопольного органа в России можно охарактеризовать как модель «работы по жалобам» [1, с. 129], цель которой – рассмотрение заявлений в установленный срок, а не развитие конкурентной среды на товарных рынках.

Институциональными ограничениями эффективной реализации конкурентной политики являются: незначительные санкции за нарушение правил, низкие издержки обращения экономических субъектов в органы власти; аутсайдерская позиция чиновников по поводу развития конкурентной среды и формирования культуры конкуренции.

В качестве направлений преодоления указанных ограничений можно обозначить следующие: 1) корректировка существующей модели работы антимонопольного органа: от реагирования на жалобы к установлению критериев их отбора; ужесточению санкций для нарушителей; переходу к оценке деятельности чиновников на основе эффектов инфорсмента; исключению предприятий малого бизнеса из объекта внимания антимонопольного органа; 2) развитие деятельности общественных организаций с целью обеспечения эффективного взаимодействия органа власти и хозяйствующих субъектов.

 

Список литературы:

  1. Авдашева С.Б. Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже: экономический анализ применения административного права в России / С.Б. Авдашева, П.В. Крючкова // ЭКО. – 2013. – №4. – С. 119–133.
  2. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2013 год. – Электрон.текст.дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/analytical-materials/ — Загл. с экрана.
  3. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. ‑ 608 с.
  4. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: Доклад / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. Науч. ред. Авдашева С. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 112 с.
    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ
    Written by: Карагезьян Ульяна Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook