26 Сен

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В целом, роль малого предпринимательства в рыночной экономике  очень значительна. Малые предприятия вносят огромный вклад в развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающей систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формируют диверсифицированную и качественную систему бытовых, организационных и производственных услуг; создают значительное количество новых рабочих мест, формируют важнейшую прослойку общества — средний класс. Также малые предприятия являются одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом, поскольку характерной его особенностью является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, а, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников.

Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии, кроме того, малый бизнес в настоящее время — самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости и это олицетворяет собой развитие конкурентных отношений в современной экономке.

По данным Минэкономразвития РФ в период 2015 — 2017 гг. будет возрастать государственная поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства в инновационной сфере. Основными механизмами поддержки будут являться реализуемая Минэкономразвития России программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП Банк»), а также мероприятия в рамках реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», направленные на коммерциализацию исследований и разработок.

Предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, инжиниринговые центры, центры кластерного развития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий).

В целях содействия инновационному развитию малого и среднего предпринимательства часть средств из программы Минэкономразвития России целевым образом передана на цели поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства путем предоставления грантов малым инновационным предприятиям в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который является основой инновационного лифта, обеспечивая другие институты развития проектами.

В целях расширения масштабов поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается докапитализация Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что позволит ему создать за 2015 — 2017 гг. около 2 тысяч малых инновационных предприятий, формирующих инновационную среду для последующего роста инновационной активности.

Ряд важных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере будет реализован согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р. В соответствии с планом предусматривается, в том числе увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков на 100% к 2015 году и на 300% к 2018 году.

К сожалению, сегодня внешняя среда предпринимательской деятельности  в России остается неблагоприятной, т.е. существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло. Невыполнение взятых на себя государством обязательств по отношению к малому предпринимательству порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к свертыванию деловой активности. Также на развитие малого бизнеса оказывает влияние существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для большинства субъектов Российской Федерации проблемы. Выявлены факторы, влияющие на развитие предпринимательства, а именно: низкая доступность кредитных ресурсов, ввиду высоких процентных ставок, значительных требований к залогу; нехватка производственных площадей, высокая арендная плата на недвижимость; недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в том числе в сельских территориях; низкая доля предприятий производственной сферы, инновационно­активных предприятий, преобладание организаций сферы торговли и услуг; недостаточная конкурентоспособность местных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; административные барьеры, связанные с оформлением прав на земельные участки, постановкой на кадастровый учет, подключением к сетям генерирующих компаний, нарушением прав при проведении государственного и муниципального контроля, «налоговая нагрузка» на предпринимателей.

Для устранения данных барьеров необходимо в регионах страны создавать стимулы для инвестиционной и инновационной активности субъектов малого предпринимательства, увеличивать объем предоставления грантов начинающим предпринимателям необходимо подключение администраций муниципальных районов области к организации работы с субъектами бизнеса, а также повышение уровня финансовой грамотности населения области. Пока государство препятствует развитию предпринимательской активности населения, которая сама по себе достаточно высока.

В 2012 году стартовала новая долгосрочная областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы. Приоритетными направлениями программы определены: развитие инновационного предпринимательства, поддержка предприятий, инвестирующих средства в модернизацию собственного производства, повышение роли муниципалитетов в развитии предпринимательства в районах, в том числе моногородов, создание и развитие инфраструктуры поддержки, развитие кадрового потенциала субъектов предпринимательской деятельности, создание новых и сохранение существующих рабочих мест. В 2012 году в целях реализации Программы были разработаны и приняты 12 нормативных правовых актов Саратовской области в сфере развития предпринимательства, в том числе 4 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства области. Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального), местных  бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансового обеспечения Программы в 2012 — 2015 годах составляет 9605017,5 тыс. рублей.

   Таблица 1.

Объем финансирования  поддержки малого и среднего бизнеса на 2012-2015 гг. по Саратовской области, (тыс. рублей) [3]

Источники
финансирования
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год    Итого
Средства федерального
бюджета (прогнозно)
 115998,4  358268,0  360168,0  361068,0  1195502,4
Средства областного
бюджета
  36659,1  100010,0  100760,0  101210,0   338639,1
Средства местных
бюджетов (прогнозно)
   3055,0    2357,0    2457,0    2357,0    10226,0
Средства внебюджетных
источников
(прогнозно)
1357350,0 1961350,0 2378100,0 2363850,0  8060650,0
   Итого: 1513062,5 2421985,0 2841485,0 2828485,0  9605017,5

На протяжении 2012-14 гг. совершенствовалась законодательная база в сфере создания благоприятной бизнес-среды для субъектов малого предпринимательства на территории области. Так, в 2012 году принят ряд законов, снижающих фискальную нагрузку для предпринимателей области, в том числе: Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 года № 166-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области», который вступил в силу в 2013 году и действует в течение трех лет. Законом определены категории налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с базой «доходы минус расходы», для которых вместо действующей ранее ставки в 15% установлена пониженная налоговая ставка: 5% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность; 6% — для производителей товаров и услуг для детей; 7% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и строительства.

В ноябре 2012 года принят Закон Саратовской области от 13 ноября  2012 года № 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения», устанавливающий размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Проанализируем ситуацию в сфере малого предпринимательства на территории Саратовской области.35В регионе работает 7,7% малых предприятий (включая микропредприятия) от общего количества малых предприятий (включая микропредприятия) в Приволжском Федеральном округе (358,5 тыс. предприятий), наибольшее их количество — в Самарской области (14,5%), Республике Татарстан (13,4%), Республике Башкортостан (10,8%), наименьшее количество в Республике Мордовии. Структура малых предприятий Саратовской области по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого и среднего бизнеса.

Таблица 2.

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 2014 год по Саратовской области [2]

 Число предприятий, единиц 3239
Средняя численность работников, человек 100197
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек 92547
 Оборот предприятий, млн руб. 180463,0
 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 3513,1

Таким образом, в структуре малых предприятий Саратовской области по видам экономической деятельности 36% составляют предприятия оптовой и розничной торговли, 19,7% — предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 11,5% — строительные предприятия, 11,2% -предприятия в сфере обрабатывающих производств и 5,5% — предприятия транспорта и связи. Всего на малых предприятиях области занято 13,1% от общей численности занятых в экономике Саратовской области (по итогам 2011 года — 15,4%). В структуре произведенной малыми предприятиями области продукции преобладающее место занимает производственный сектор — 56,7%. На микропредприятиях также занято более 40 тысяч человек в области, а также рост их количества позволяет думать о необходимости и значимости данных предприятий  в экономике региона. Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности следующая:

  1. оборот малых предприятий в строительстве — 29,4 млрд. руб. (133,7% к 2011 году); [1]
  2. оборот малых предприятий в обрабатывающем производстве — 39,8 млрд. рублей (102,5% к 2011 году);
  • оборот малых предприятий в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 21,9 млрд. рублей (97,6 % к году).
  1. оборот малых предприятий в оптовой и розничной торговля — 127,0 млрд. руб. (94,1% к 2011 году).

Оборот в расчете на одно малое предприятие в 2013 году составил в среднем по области 7,2 млн. рублей, на одного работника малого предприятия — 1,57 млн. рублей. По итогам 2013 года объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства области по специальным налоговым режимам составил 3351,5 млн. рублей (124,2 % к уровню 2011 года и 140,4% к уровню 2010 года), в том числе: по упрощенной системе налогообложения -1937,5 млн. рублей; по единому налогу на вмененный налог — 1311,8 млн. рублей; по единому сельскохозяйственному налогу — 102,2 млн. рублей.

По оценочным данным по итогам 2013 года вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт области составляет 27,1% (2011 год — 22,4%, 2010 год-15,5%).

В 2013-2014  гг. в Саратовской области были созданы, такие объекты поддержки субъектов малого предпринимательства с участием средств областного и федерального бюджетов, как:

  1. ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;
  2. ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области»;
  3. МАУ «Балаковский бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района Саратовской области»;
  4. НО «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;
  5. НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области»;
  6. ООО «Региональный фонд посевных инвестиций Саратовской области».

Однако,  на развитие предпринимательства в регионе негативно влияют следующие факторы: низкая доступность кредитных ресурсов, ввиду высоких процентных ставок, значительных требований к залогу; нехватка производственных площадей, высокая арендная плата на недвижимость; недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в том числе в сельских территориях; низкая доля  предприятий производственной сферы, инновационно­активных предприятий, преобладание организаций сферы торговли и услуг; недостаточная конкурентоспособность местных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; административные барьеры, связанные с оформлением прав на земельные участки, постановкой на кадастровый учет, подключением к сетям генерирующих компаний, нарушением прав при проведении государственного и муниципального контроля, «налоговая нагрузка» на предпринимателей.

Для устранения данных барьеров необходимо в регионе создавать стимулы для инвестиционной и инновационной активности субъектов малого предпринимательства, увеличивать объем предоставления грантов начинающим предпринимателям (примерно до 100 млн. руб), необходимо подключение администраций муниципальных районов области к организации работы с субъектами бизнеса, а также повышение уровня финансовой грамотности населения области.

Список литературы:

  1. Доклад «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области»//Министерство экономического развития Сар. обл. http://saratov.gov.ru.
  2. Портал малого и среднего предпринимательства Саратовской области. [Электронный ресурс].- Режим доступа http://msp.saratov.gov.ru.
  3. Правительство Саратовской области. [Электронный ресурс].- Режим доступа http://saratov.gov.ru.
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    В статье исследуется значение и необходимость в России государственной поддержки малого и среднего бизнеса и развития на этой основе конкурентных отношений в экономике, а также особенности развития предпринимательства в регионе.
    Written by: Оберт Татьяна Борисовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook