30 Дек

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Основные тренды мирового индустриального развития последних десятилетий обусловлены повышенным вниманием менеджмента корпораций усилению механизмов конкурентоспособности.  Долговременный заданный результат  развития корпорации закладывается устойчивыми конкурентными преимуществами, позволяющими длительное время сохранять или даже увеличивать  свои рыночные позиции. Ряд исследователей считают, что эффективность предприятий с позиций стратегического менеджмента можно интерпретировать с учетом трех аспектов:

— человеческий;

— процессуально-структурный;

— содержательного.

Человеческий аспект выражается  преимущественно теорией организационного поведения. В этом случае  успех приписывается различным индивидуальным особенностям персонала: а именно,  интеллект, упорство, энтузиазм и работа в командах. Естественно имеет значение и организационная культура  предприятия, которая воздействует на человека через корпоративные  ценности и компетенции [3].

Организационное обучение и человеческий капитал также должны быть отнесены к группе ведущих факторов, формирующих потенциал конкурентоспособности предприятия.

Для процессуально-структурного аспекта, характерна концентрация из следующих составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Процессуально-структурная концепция

Содержательный аспект исходит из того, что у предприятий, как правило, обладающих разными отраслевыми о и общими компетенциями содержание стратегий различается, а следовательно некоторые стратегии оказываются более  эффективными, что и определяет разный стратегический результат [4].

Самые последние исследования по источникам и механизмам конкурентоспособности выделяют роль инновационного производства в формировании основных составляющих конкурентоспособности современной корпорации. Инновационная активность обусловлена наличием таких качеств как:

— ключевые компетенции;

— база научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

— передовые технологии;

— высококвалифицированный персонал, в том числе ученые, конструкторы, технологи.

У западных корпораций эти элементы складывались десятилетиями в процессе эволюционного развития и конкуренции. Основные системные элементы конкурентоспособности современной корпорации представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Системные элементы стратегического потенциала современной корпорации

Именно эти элементы, в большей степени определяют долгосрочную конкурентоспособность корпорации, что позволяет рассматривать их как компоненты стратегического потенциала. В настоящее время необходимость глубокой перестройки российской экономики понимают и научное сообщество, и властные структуры, однако при отсутствии адекватной промышленной политики существует реальная угроза потери  Россией существующих позиций на мировых рынках [1]. Показательный пример: весь объём мирового рынка наукоемкой продукции в настоящее время, примерно, 2 трлн. 300 млрд. долл. На долю США приходится 39% этой продукции, на долю Японии – 30%, Германии – 16%. Доля России составляет всего 0,3%.

Западные корпорации сформировали эффективные механизмы  финансирования инноваций, обеспечения стратегической устойчивости и балансирования начальных затрат и отдачи. Однако их опыт не имеет тиражирования и объявляется коммерческой тайной, поскольку в значительной мере определяет отраслевые компетенции. Именно высокий стратегический потенциал позволяет реализовать стратегию развития корпорации, однако процесс движения во времени, реакция на изменения внешней среды, рынка, в свою очередь требуют развития и изменения самих элементов стратегического потенциала сохраняя при этом баланс уровней и важные пропорции [2], например, между обновленными технологиями и рутинами, между базой НИОКР и научными компетенциями, между запасом знаний и количеством готовых изделий к производству и т.д. В этом случае между стратегическим потенциалом и его составляющими возникает сложная, рекурсивную зависимость, которую формально можно представить как:

Соотношение (2) отражает баланс факторов в динамике развития стратегического потенциала. Логика процессного описания деятельности предприятия показывает, что чередование циклов производства во времени повторяет операции создания продукции, ее реализация, получение источников финансирования и инвестирование развития. Механизм инвестирования складывается из объемов, очередности, времени и направлений расходования средств на развитие стратегического потенциала [5]. При этом обязательным принципом (императивом) здесь является баланс, соблюдение пропорций между его факторами. Соблюдение пропорций развития в этом контексте является важной и достаточно не решенной в теоретическом плане задачей.

Существует много работ, посвященных производственному, инновационному потенциалу [5], рассматривается содержание, методы оценки, однако проблеме баланса не уделяется достаточное внимание. Имеются ряд работ, которые более менее близко подходят к решению заявленной проблемы, и на которые можно опереться при выборе методического подхода к балансированию пропорций между факторами стратегического потенциала [5].

Известно, что развитие стратегического потенциала в аспекте его структуры осуществляется путем инвестирования его факторов в рамках отдельных технико-экономических мероприятий, или специального проекта. Особенно интенсивно эта задача решается при реализации инноваций. В зависимости го от типа инноваций наиболее интенсивно инвестируют либо технико-технологическую часть активов, либо нематериальные активы, что характерно для НИОКР, либо персонал, либо и то и другое. Как показывают отдельные исследования [5] инвестирование стратегического потенциала может осуществляться некоторым множеством способов. Это множество определяется стратегией развития, факторами стратегического, необходимостью балансирования структуры потенциала и решением задачи повышения отдачи отдельных факторов. Это множество можно назвать названо стратегией инвестирования [5].  Решение задачи повышения отдачи факторов обусловлено стремлением повысить отдачу, продуктивность активов и вкладываемых инвестиционных ресурсов. В принципе такую отдачу можно измерять рентабельностью. Именно через повышение отдачи можно повысить эффективность НИОКР, производительности труда и фондоотдачи. В работах В.В. Титова [5] предложено задавать эти стратегии матрицами, с чем мы согласны. Данные матрицы, фактически,  представляют собой целевую программу инвестирования факторов инновационного потенциала по каждому году стратегического периода в рамках программы развития.  Варьируя величиной бюджета можно ускорять или замедлять этап, изменять уровень потенциала.

Следовательно, финансирование процессов развития может и должно ориентироваться на программы изменения качества активов, т.е. стратегического потенциала корпорации.

Список литературы:

  1. Межов, С. Инвестиционные стратегии и оценка их эффективности / С. Межов, О. Нежинский // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 101-106.
  2. Строителева, Е.В. Конкурентные преимущества развивающихся регионов / Е.В. Строителева // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2014. — № 2 (34). — С. 78-81.
  3. Строителева, Т. Моделирование трудовых процессов как одна из задач укрепления позитивных тенденций экономического роста промышленных предприятий региона / Т. Строителева // Предпринимательство. — 2009. — № 3. — С. 61-67.
  4. Строителева, Т.Г. Особенности формирования интегрированной системы управления на промышленных предприятиях / Т.Г. Строителева // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 2-1. — С. 313-316.
  5. Титов, В.В. Современные императивы операционного планирования корпораций / В.В. Титов, С.И. Межов // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2014. — № 6. — С. 78-84.
    ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ
    Written by: Гец Александр Андреевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook