30 Дек

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На сегодняшний день необходимость контроля вопроса формирования благоприятного имиджа территории не вызывает сомнений, так как в информационном обществе имидж играет роль основного источника информации об объекте. Актуальность проблемы обусловлена высокой конкуренцией между территориями (странами, регионами, городами) в экономической сфере (туризм, инвестиции) и других. Формирование собственного имиджа и усиление индивидуальных аспектов, повышающих узнаваемость отдельного региона (города, страны), усиливает интерес к данной территории со стороны жителей, туристов, инвесторов.

Целью данной статьи является рассмотрение имиджа территории с позиции социально-экономического развития региона, в частности Республики Башкортостан.

Для оценки влияние имиджа территории на уровень ее социально-экономического развития целесообразно определить элементы, от которых зависит этот уровень. В Российской Федерации отсутствует единая методологическая база, позволяющая обеспечить возможность межрегионального сопоставления с учетом специфики конкретного региона. [1, c. 20] Однако в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» законодатель определяет основные факторы, мешающие социально-экономическому развитию Приволжского федерального округа, в состав которого входит Республика Башкортостан. Такими проблемами названы:

  1. наличие ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре;
  2. преобладание фондоемких, материаоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей;
  3. низкая производительность труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;
  4. высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды, вследствие чего — технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  5. недостаточно эффективное взаимодействие экономических субъектов между собой;
  6. низкий уровень взаимодействия между производством и наукой;
  7. недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры. [4]

Качественное конструирование благоприятного имиджа Республики Башкортостан создаст условия для решения ряда проблем из приведенного списка, в том числе наличия ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре, высокого уровень износа и морально устаревшие основные фонды, недостаточно эффективного взаимодействие экономических субъектов между собой, низкого уровня взаимодействия между производством и наукой.

Одной из причин высокого уровня износа основных фондов является отсутствие достаточного объема внутренних и внешних инвестиций для их обновления. Следовательно, инвестиционную привлекательность региона необходимо повышать, что возможно сделать посредством создания благоприятного инвестиционного имиджа территории. Что также положительно повлияет на уровень взаимодействия хозяйствующих субъектов региона с внешними партнерами.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Башкортостан названы инновационное развитие нефтепереработки, химического и нефтехимических производств, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, совершенствование агропромышленного и строительного комплексов и транспортной инфраструктуры.

Можно сделать вывод о том, что в стране сформирован  и поддерживается образ Башкортостана как экономически сильного региона, промышленные отрасли которого должны быть локомотивами развития как экономики данной территории, так и государства в целом.

Такая политика является далеко не новой и реализуется на протяжении нескольких десятилетий, однако ее эффективность с каждым годом падает, и возникают все новые проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Так прослеживается ослабление позиций республики национальной экономике России, о чем свидетельствует отставание показателей социально-экономического развития региона от среднероссийских. Так, если в 1997 г. ВРП на душу населения на 4 % превышал средне-российский показатель, то на конец 2013 г. он оказался ниже более чем на 25 %. Удельный вес ВРП Башкортостана в суммарном ВРП России снизился за тот же период с почти 3 % до 2,1 %. [3, с. 130]

Подобная динамика настораживает. Она является сдерживающим фактором экономического и социального развития региона. При отсутствии комплексных мер по изменению данной тенденции, положение будет только усугубляться. Именно поэтому вопрос о конструировании имиджа, как инструмента выравнивания текущего экономического положения республики, становится таким актуальным на сегодняшний день.

Одним из конкурентных преимуществ Республики Башкортостан является наличие природных ресурсов для рекреационного использования и развития специализированных видов туризма. [4] Очевидно, что для реализации в полной мере такого конкурентного преимущества необходимо провести комплексную работу по маркетингу территории, созданию узнаваемого бренда, который будет способствует развитию въездного туризма в регионе. В Ненецком автономном округе был проведен ребрендинг территории, который реализовывался в несколько этапов:

  1. Исследование особенностей восприятия региона целевыми группами и их отношение к нему;
  2. Аудит текущего бренда региона;
  3. Разработка концепции бренда;
  4. Дизайн логотипа и фирменного стиля;
  5. Разработка стратегии развития бренда;
  6. Разработка инвестиционного паспорта, каталога и сайта инвестиционных предложений;
  7. Сведение информации в бренд-бук. [2, с. 323]

Руководствуясь данным алгоритмом возможно провести эффективный ребрендинг территории. Республика Башкортостан уже обладает достаточно узнаваемым среди населения региона логотипом и стилем, однако необходимо развивать существующий бренд.

Необходимо заметить, что республика обладает большим потенциалом в туристической сфере. Огромные территории, способные стать рекреационными объектами, природными заповедниками и туристическими базами. Наличие международного аэропорта в региональном центре г. Уфа дает возможность развития не только внутреннего туризма, но и международного. Однако низкая известность региона и отсутствие работающего бренда территория служат барьерами для развития данной отрасли. Недавние саммиты ШОС и БРИКС, прошедшие в Уфе, показали, насколько прибыльно для региона развитие различных направлений туризма. При рациональном использовании объектов, построенных для проведения саммитов, и опыта успешного проведения мероприятий международного уровня Башкортостан может в будущем стать одним из центров туризма в России.

На сегодняшний день все больше теоретиков и практиков в сфере государственного управления уделяет внимание разработке данного вопроса. В будущем территориальный маркетинг может стать эффективным инструментом, используемым для социального и экономического развития территории и решения существующих проблем.

Список использованной литературы:

  1. Бичева Е.Е. Тенденции развития регионов России: социально-экономический анализ: монография / Н.П. Кузьмич, Т.В. Максиянова и др.; под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – 248 с.
  2. Бормотов И. Как создавался новый бренд Ненецкого автономного округа // Бренд-менеджмент. – 2011. — № 5. — С. 320-326. Доступ из Электронной библиотеки ИД «Гребенников»
  3. Проблемы и перспективы экономического развития Республики Башкортостан: монография / под ред. Р.Р.Ахунова, А.В.Янгирова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 348 с.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года.» [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/17723063/#ixzz3t66kfubq (обращение 23.12.15)
    ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
    автор рассматривает территориальный имидж как инструмент для социально-экономического развития региона, устанавливает связь между данными понятиями и приходит к выводу о том, что конструирование благоприятного имиджа территории является важным фактором развития региона.
    Written by: Янина Валерия Евгеньевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/08/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook