22 Сен

Формирование алгоритма внедрения одной из методик учета товарно-материальных ценностей медицинского назначения.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одной из проблем управления предприятиями некоммерческого сектора является необходимость контроля их деятельности с учетом структуры и направлений финансирования, источников поступления финансовых ресурсов, что позволит обеспечить максимальную прозрачность информации для всех заинтересованных сторон. Это формирует ряд вызовов системе учета, которые наиболее четко проявляются в порядке и механизме учета товарно-материальных ценностей – которые будут рассмотрены на примере медицинского учреждения.

Некоммерческие организации используют в своей деятельности сразу несколько источников финансирования, выбор которых и, соответственно, методов привлечения средств, определяется стратегическим планом развития организации и зависит от ряда причин, даже от типа самой НКО [3].

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации [5].

Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе [2].

В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств [2]. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.

Пример 1. Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:

— для бюджетной деятельности — на сумму 20000 руб.;

— для предпринимательской деятельности — 5000 руб.

Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выданы из аптеки медикаменты для бюджетной деятельности 1 105 01 340 хирург.отд. 1 105 01 340 склад 20000
Выданы из аптеки медикаменты, приобретенные за счет средств от предпр.деят-ти. 2 105 01 340 хирург.отд. 2 105 01 340 склад 5000
Списаны на расходы медикаменты, приобретенные за счет бюджетных средств 1 401 01 272 1 105 01 440 20000
Списаны на расходы медикаменты, приобретенные за счет средств от предпр. деят-ти. 2 401 01 272 2 105 01 440 5000

Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.

Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно сделать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.

Пример 2. Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 20000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 300000 руб., выручка от предпринимательской деятельности — 60000 руб. Всего — 360000 руб.

Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения — 17% (60000 / 360000) руб. х 100).

Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность — 3400 руб. (20000 руб. х 17 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность — 16600 руб. (20000 — 3400).

Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выданы их аптеки медикаменты для бюджет. деят-ти 1 105 01 340 хирург.отд. 1 105 01 340склад 20000
Оприходованы медикаменты, относящиеся к предпр.деят-ти 2 105 01 340 2 302 20 730 3400
Сторно по бюджетной деятельности 1 105 01 340 1 302 20 730 (3400)
Списаны медикаменты, израсходованные на ведение бюджет.деят-ти 1 401 01 272 1 105 01 440 хирург.отд. 16600
Списаны медикаменты, израсходованные на ведение предпр.деят-ти 2 401 01 272 2 105 01 440 хирург. отд. 3400

В результате получается переплата по медикаментам, поступившим за счет бюджетной деятельности, и недоплата — за счет предпринимательской деятельности. При последующем приобретении медикаментов предлагается произвести их оплату с учетом стоимости медикаментов, приобретенных за счет бюджетных средств, но израсходованных на деятельность, приносящую доход.

Таким образом, многие экономисты приоритетным считают пропорционально-долевой метод, распределяя расход по источникам финансирования, определив долю каждого источника в общем объеме расхода учреждения. Данная методика математически распределяет вроде бы все верно, но расход должен быть подтвержден листом назначения на каждого конкретного пациента и списание должно осуществляться по наименованиям в разрезе каждого источника финансирования [1].

Если следовать данной методике учета ТМЦ, старшая медсестра получает со склада аптеки 10 наименований того или иного препарата, 8 -из них закуплены на средства ОМС (Обязательного медицинского страхования), 2 – от доходов от предпринимательской деятельности. Если 8 наименований будут списаны на больных по источнику финансирования ОМС, 2 – на платных пациентов, то Листы назначений можно заполнить правильно. Отчеты по расходу за месяц, за год по источникам финансирования можно сформировать с помощью компьютерных программ. И, казалось бы, зачем нужна иная методика учета?

В действительности же, например, в отделения больницы неотложной помощи в среднем в месяц поступает порядка 600-700 пациентов, расход препаратов составляет тысячи наименований. Без определенной методики учета в таком количестве препаратов уже сложно определить источник финансирования средств, на которые приобретен тот или иной препарат и на какого пациента был потрачен, точнее из какого источника финансирования средств пролечили того или иного пациента.

Еще одна особенность учета в медицинских учреждениях заключается в том, что расход медикаментов на пациентов осуществляется не упаковками и не пачками, а флаконами, одной или несколькими таблетками, граммами спирта, ваты, сантиметрами лейкопластыря. Итак, эти тысячи наименований препаратов распадаются на десятки тысяч ампул, таблеток и т.д. В этих условиях наладить учет движения товарно-материальных ценностей медицинского назначения достаточно сложно. Сложно уследить за количеством, куда что потрачено, при этом необходимо учесть и источник финансирования самого препарата, и источник финансирования пациентов.

Учесть все особенности учета в учреждении позволяет предметно-количественного учета.

Предметно-количественный учет товара означает, что товар учитывается по количеству в натуральных (торговых) единицах и по стоимости в денежном выражении. Для каждой поступающей на склад партии товара фиксируется информация о цене, сроках годности [4].

Предметно-количественный учет лекарственных средств позволяет: вести аналитический учет, планировать потребность учреждения в тех или иных препаратах, контролировать остатки на складе аптеки и отделения.

Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается Министерством здравоохранения РФ.

Для получения более детальной информации для всех заинтересованных сторон рекомендуется использовать данную методику учета для всех лекарственных средств учреждения.

Список использованной литературы

  1. Валова С. Учет лекарственных средств: поступление и списание //Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — №5.
  2. Зернова И. Учет медикаментов// Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006. — №4
  3. Макеева О.С., Штефан М.А., Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций: понятие, классификация, особенности формирования и использования// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014.- №22.
  4. Орлова Т.С. Особенности учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету // Бухучет в здравоохранении. — 2012.- №5.
  5. Пономарева Л.Н. Особенности раздельного учета в негосударственных некоммерческих организациях //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. — №93
    Формирование алгоритма внедрения одной из методик учета товарно-материальных ценностей медицинского назначения.
    Организации используют в своей деятельности сразу несколько источников финансирования, в связи с чем необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности. В статье рассматривается пропорционально-долевой метод учета медикаментов и понятие предметно-количественного учета.
    Written by: Вдовина Галия Карямовна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/08/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook