30 Янв

Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Социально-экономическое развитие туристских регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние двух главных факторов [4]:

  • конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества выпускаемого туристского продукта и реализации различного рода инновационных проектов;
  • производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства туристского продукта, что подразумевает: замену массового производства туристского продукта индивидуальным (мелкосерийным), вертикальной организации труда — горизонтальной, низкой индивидуальной ответственности — соучастием персонала в производственном процессе создания туристского продукта.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к дифференцированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Таким образом, факторы, благоприятные в настоящее время для размещения в регионе организаций индустрии туризма, в последующем способствуют созданию дополнительных возможностей для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем, то есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально- экономического развития туристских регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и региональных организаций, и туристских регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных отраслях, специфических сферах. Таким образом, актуальным является вопрос о том, какие факторы должны в первую очередь учитывать региональные организации индустрии туризма и какие факторы должны использовать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Многочисленное количество факторов, оказывающих влияние на развитие туристских регионов, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных факторов. Для этого в теории и практике менеджмента туризма используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация.

Существуют разные подходы [6; 7; 2; 5; 8; 1; 3; 10] к выделению критериев, на основании которых можно группировать факторы. В данной работе предложена и обоснована классификация, на основании следующих критериев: по способу развития; по отношению к среде функционирования туристского региона; по способу влияния на функционирование и развитие туристского региона; по способу измерения.

По способу развития

По способу развития все факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона целесообразно разбить на две большие группы: статические и динамические [6; 7].

К статическим факторам относится совокупность природно-климатических факторов, которые имеют непреходящее, постоянное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические условия региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (целебные источники, пещеры и т.д.). Культурноисторические факторы (памятники архитектуры, истории, культуры и т.д.) тоже в значительной степени можно отнести к статическим.

К динамическим относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы, которые могут иметь различную оценку, их значение меняется во времени и пространстве.

По отношению к среде функционирования туристского региона

Как и всякая экономическая система, туристский регион имеет внутреннюю и внешнюю среду [2; 5; 8], которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих: производственно-ресурсный потенциал региона; структуру регионального рынка; кадровый потенциал региона; региональный бюджет; стратегию развития региона, а также факторы непосредственно воздействующие на региональный туризм, к которым относятся материально-технические факторы, а именно развитие средств размещения, транспорта, предприятий питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относится ряд факторов, характеризующих функционирование туристского рынка:

  • процессы спроса, предложения и распределения (особенностью современного периода развития экономики является превращение спроса на туристские продукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);
  • возрастание роли сегментации рынка (усложнение туристских потребностей обуславливает возникновение не только совершенно новых сегментов в туристском спросе, но и значительное число смешанных форм туризма). Сегментирование туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, что обуславливают такие факторы, как усложнение структуры потребностей человека, а также растущее значение отдыха и туризма в жизни общества. В настоящее время в мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности людей);
  • повышение значения координации деятельности в туризме и активизация процессов глобализации (для процесса глобализации бизнеса характерно: исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей; экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг; использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании- конкуренты);
  • привлечение средств массовой информации и связей с общественностью к продвижению, рекламе и реализации разрабатываемых туристских продуктов;
  • подготовка кадров (увеличение численности работников, занятых в туризме; развитие профессионально-квалификационной структуры; повышение значения профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);
  • возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке будет действовать ограниченное количество крупных операторов и значительное количество малых туристских фирм (тур агентов); сможет осуществляться эффективная реализация туристского продукта на основе профессионального маркетинга, что соответственно потребует повышения квалификации персонала).

Внешняя среда туристского региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

  • внешними поставщиками товаров и услуг;
  • внешними потребителями;
  • регионами-конкурентами;
  • финансовыми организациями;
  • транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на туристский регион может включать следующие группы факторов влияния:

— общеэкономические. Среди факторов этой группы наиболее значимым является уровень доходов населения. Очевидно, что туристская активность находится в зависимости от выделяемой на отдых части доходов, возрастания (снижения) доли средств, выделяемых обществом на покрытие расходов на туризм и путешествия.

На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации мировой экономики, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Опосредованно эти тенденции способствует росту деловой активности населения, появлению и развитию новых видов делового туризма. В то же время такие явления, как ужесточение таможенных и визовых формальностей, увеличение въездных и других сборов, финансовая нестабильность (инфляция и т.п.), экономические забастовки могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма;

  • общеполитические. Стабильная политическая обстановка в туристском регионе необходимое условие успешного функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развитая туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся у этого государства с другими государствами, в частности с поставщиками туристов; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе;
  • научно-технические. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу сокращается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.

При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать оптимальный туристский продукт для индивидуального клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных, более совершенных технологий обслуживания туристов;

  • демографические. Данная группа факторов включает: возраст населения региона, увеличение числа работающих женщин и соответствующее изменение доходов семей, рост количества одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост количества бездетных пар в составе населения региона, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплачиваемых командировок и введение более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию и осознание туристских возможностей. Также к демографическим факторам можно отнести повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения, следствием чего является стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

По способу влияния на функционирование и развитие туристского региона

Традиционно в отечественной экономической литературе [5; 1; 3] выделяют позитивные (экстенсивные, интенсивные), а также негативные (сдерживающие) группы факторов.

К позитивным экстенсивным факторам относятся: рост численности работников; увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов; строительство новых объектов инфраструктуры туризма.

Позитивные интенсивные факторы — повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений научно- технического прогресса; повышение корпоративной культуры, культуры обслуживания клиентов, качества обслуживания потребителей; индустриализация, технологизация и компьютеризация регионального туризма; рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов и т.д.

К негативным факторам, отрицательно влияющим на развитие туристского региона, относятся: кризисы; рост внешней задолженности; политическая нестабильность; рост цен на предметы потребления; безработица, забастовки, криминогенная обстановка; финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют); сокращение объемов личного потребления; неблагополучие экологической ситуации; банкротство туристских фирм; ужесточение туристских формальностей; невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Примером влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может служить фактор террористической угрозы, который похоже, уже прочно занял свое место в современном мире.

По способу измерения

В зарубежной теории и практике в настоящее время [9; 10] принято разделять факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона на две большие группы: так называемые «жесткие» и «мягкие».

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, персонал, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки. К наиболее часто используемым «жестким» факторам относятся: расходы на услуги со стороны; расходы на энергию; цена земельных участков; уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды; наличие соответствующих трудовых ресурсов; транспортное положение и транспортные связи; транспортные издержки; наличие телекоммуникаций; наличие технологий и ноу-хау; покупательная способность населения; территориальное расположение, близость рынков; нагрузка на окружающую среду; инфраструктурное оснащение, эффект синергии.

«Мягкие» факторы касаются прежде всего количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды туристского региона,

«дружественности» его экономике. В качестве «мягких» факторов целесообразно выделить:

  • стабильность политической ситуации;
  • стабильность общественного климата;
  • квалификацию занятых по найму;
  • региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
  • качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;
  • оснащение региона вузами, исследовательскими организациями;
  • наличие факторов, ориентированных на производство туристских услуг, а также экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг;
  • отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, региональных и муниципальных администраций, политиков);
  • качество жизни в регионе (качество жилья, экономическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).

Соотношение между отдельными факторами социально-экономического развития туристских регионов и их значимость находятся в постоянном движении, однако целесообразно выделить ряд тенденций, которые сохранятся в ближайшее время.

Важнейшей тенденцией является то, что значение «жестких» факторов размещения снизилось в пользу «мягких». Именно «мягкие» факторы все чаще становятся условиями социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона. В ходе постоянного развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В тоже время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль в развитии туристского региона.

По группе «жестких» факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (туристские и прочие услуги) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.).

Среди «мягких» факторов, определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных кадров. Важным фактором развития туристского региона становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа туристского региона, его положительной репутации.

Таким образом, управленческому звену организаций индустрии туризма, работникам региональных органов власти необходимо адекватно оценивать реальные факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона, а также проводить постоянную работу по выявлению современных тенденций их дальнейшего совершенствования. Для этого из всей совокупности факторов выделяют главные, действующие в конкретном туристском регионе и/ил и преимущественно воздействующие на выбор местоположения конкретной организации индустрии туризма.

Анализ современных тенденций формирования факторов социально- экономического развитая и конкурентоспособности туристских регионов показал, что в настоящее время особенно актуальна работа по оценке и позитивному воздействию на «мягкие» факторы социально-экономического развития региона. Поэтому усилия региональных органов управления, заинтересованных в развитии туристского региона, должны быть направлены на улучшение производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, создание и поддержание его имиджа как средства привлечения инвестиций в развитие туризма и всего региона в целом. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, реализуемый на внутреннем и международном туристском рынке.

Список литературы.

  1. Агалов В.К., Хомколов Г.В., Цыренова Е.Ю. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессионных регионах. — СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2000.
  2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. — М.: Пресс-Соло, 2002.
  3. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. — М.: ЭКМОС, 2000
  4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  5. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  6. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Менеджмент региональной системы- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  7. Региональная экономика / Под ред. проф. Т.Г.Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 1998.
  8. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги. — М.: КНОРУС, 2003.
  9. Forsyth P., Larry D. Modelling Tourism Jobs. Canberra, 1994.
  10. Ryan C. Recreational Tourism: A Social Science Perspectives. London, 1991.
    Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона
    Written by: Кларк Павел Юрьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook