26 Сен

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В течение второй половины XX в. численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз [9].

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врождённым свойством человека. Туризм, как сложная социально-экономическая категория, стал продуктом длительного исторического процесса. Начало туризма лежит на ранних этапах развития человеческого общества. Цели путешествия были  самыми разнообразными – деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма необходима, чтобы лучше понять весь комплекс связанных с ним экономических, экологических и общественных явлений, и попытки в этой области продолжаются.

Наиболее точно соответствующей тенденциям широкого развития сферы туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды: раннеисторический – до середины XIX в.; начальный —  с середины XIX в. по 1914 г.; период развития – с 1914 по 1945 гг.; период массового туризма —  с 1945 г.  по настоящее время.

Этапы развития международного туризма в Западной Европе очень подробно освещены В.Б. Сапруновой, где в  основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки, социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития [12, с.20]. Согласно этой разработке, в истории развития международного туризма различается также четыре этапа: до начала ХIХ в. – предыстория туризма; начало ХIХ в. – начало XX в. – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг; начало XX в. – до Второй мировой войны – становление социального туризма; после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период международный  туризм приобретает действительно массовый характер.

С приходом капитализма, с появлением рынка и рыночных отношений (в европейских странах) возникла экономическая функция туризма с определенными правилами и законами: появились туристские фирмы, предлагающие на рынке особый продукт – туристскую услугу. Со временем была создана  соответствующая материально-техническая база туризма с обслуживающим персоналом.

Этапы развития туризма в Кыргызской Республике, учитывая нахождение в течение 70 лет в составе СССР, можно разделить на пять этапов.

В истории древнего мира первый этап (III тысячелетие до н.э. – XV век) развития организованных путешествий и туризма по территории современного Кыргызстана связан с глобальными туристскими объектами, расположенными на трассе – Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится также к III тысячелетию до н.э. Данный этап имеет два подэтапа: а) домонгольский период развития ВШП (III тысячелетие до н.э. – ХIII век); б) монголо-Тимуридский период развития ВШП (ХІІІ–ХV вв.).

В доктрине «Возрождение Великого Шёлкового пути» отмечено: «География Великого Шёлкового  пути не имеет никаких пределов и ограничений. Её расширение за счёт тех стран, которые намерены развивать сотрудничество с входящими в регион Великого Шёлкового пути странами, закономерно и объективно обусловлено всем ходом исторического развития» [3].

В труды арабских историков IX-X вв. вошли довольно обширные сведения о Кыргызстане и кыргызах. Это можно объяснить тем, что через кыргызские территории проходил всемирно известный стратегический Великий Шёлковый путь. Он соединял с восточными странами не только арабов, но и всю Европу. Впервые этот путь был проложен ещё во II в. до н.э. Наибольшего расцвета караванный торговый путь достиг в VIII-X вв. В XIII в., после того, как полчища Чингиз-хана нахлынули в Среднюю Азию и перерезали северный торговый путь, стратегическое значение приобрела Торугартская дорога, на долю которой выпала роль основной торговой артерии [10, с.167].

Во времена монголо-татарского присутствия на территории современной Центральной Азии, обширные владения требовали хорошо налаженной связи с покоренными землями, которая осуществлялась ханскими гонцами, нуждающимися в отдыхе и ночлеге. Монголы превратили международную торговлю в культ  [1].

Вторым этапом развития организованных путешествий можно считать период с XV века до 1731 года, когда наблюдалась деградация кыргызского участка Великого Шелкового пути. В это время осуществлялись эпизодические путешествия купцов (а с ними и отдельных туристов) по территории, которую занимает современный Кыргызстан, и далее за рубеж. Более или менее регулярными были путешествия паломников в Мекку, Медину, Туркестан и накопление информации о святых местах [2].

Третий этап развития организованных путешествий и туризма продолжался с 1731 по 1917 гг. – в период вхождения Кыргызстана  в состав Российской империи. Именно в это время, началось систематическое краеведческое изучение нашей страны. Это со временем позволило накопить информацию о наиболее интересных историко-культурных природных объектах края. В Кыргызстане работали отделы и подотделы Русского географического общества, Академии наук, Восточное отделение Русского археологического общества, этнографические музеи России, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете и другие научные учреждения [4].

По данным ученых Кыргызстана, первые проявления современного туризма в его пределах относятся к дореволюционному периоду – к концу XIX и началу XX веков.

Четвёртый этап — 1918-1991 гг.

В этот период происходит  зарождение туризма – конец 20-х и начало 30-х годов, а  становление организованного туризма охватывает вторую половину 30-х годов и предвоенное время.

Популярны были и поездки горожан – пишпекцев и пржевальцев (современные названия  жителей Бишкека и Каракола) — к минеральным источникам Иссык-Ата в Чуйской долине, на аксууйские ключи и Джеты-Огуз в Прииссыккулье, жителей Токмока к башне Бурана. А у ошан приезжие пользовались возможностью побывать на горе Сулайман-Тоо и в окрестностях города, особенно весной. Приобретают популярность экскурсии в горные ущелья в окрестностях городов (Пишпека, Оша, Пржевальска), конно-пешеходные путешествия, экскурсии сельчан в города и др. [5].

В 1931 г. Народный комиссариат здравоохранения Киргизской АССР организовал своё курортное управление, в ведение которого вошли все курорты и санатории республики. В период с 1923 по 1978 год начали функционировать следующие курортно-рекреационные объекты (большинство из них расположено в Иссык-Кульской рекреационной зоне): курорт «Джалал-Абад»; курорт «Иссык-Ата»; курорт «Джеты-Огуз»; кардиологический санаторий «Кыргызстан»; курорт «Джергалан»; санаторий «Голубой Иссык-Куль»; дом отдыха «Чолпон–Ата»; дом отдыха «Ала-Тоо»; пансионат «Арслан-Боб» [7].

В конце 20-х и начале 30-х гг. по инициативе ОПТЭ (Общества пролетарского туризма и экскурсий), других обществ и научных учреждений Центральной России (Москвы) и Украины в Кыргызстане начали проводиться туристско-экскурсионные и научно-исследовательские работы. Начало же организованного туризма в республике относится к середине 1930-х.

В 1941 – 1945 гг. туристско-альпинистская работа в Кыргызстане подчинялась задачам помощи фронту (в основном велось обучение горных стрелков) [6].

С широчайшим развитием разнообразных внешне- и внутриполитических связей на государственном уровне в послевоенный период в мире происходил нараставший туристский бум. Но он лишь косвенно затрагивал бывший Советский Союз и его национальные республики, включая Кыргызстан. Здесь до 1985 г. на путях развития иностранного и отечественного туризма (въездного и выездного) стояли многие нелегко преодолимые идеологические и другие препятствия, особенно в период так называемой холодной войны. Так, в Кыргызстане были закрытыми для иностранцев всё Прииссыккулье и десятки различных режимных объектов на интереснейших туристских маршрутах республики.

В 1986 г. в Кыргызстане действовали 14 туристских организаций и 450 секций, объединявших 50 тысяч активистов кыргызстанского туризма [6].

Становление кыргызстанского туризма в системе советского туризма характеризовалось организацией туров преимущественно либо с познавательными, либо оздоровительными целями. Гипертрофировалась, однако, как уже отметили, идейно-политическая сторона туризма.

В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, в СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп.

Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру туризма были очень низкими, что явилось результатом его незначительного долевого участия в экономической деятельности. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г.

Пятый этап – 1991 — по настоящее время. Этот этап стал переломным в развитии отечественного туризма. С середины 1991 г. с распадом бывшего СССР и обретением независимости руководству кыргызстанского туризма пришлось восстанавливать оборвавшиеся связи с центром (Москвой, Петербургом, а также различными регионами Российской Федерации) и возрождать совместно с другими суверенными республиками Содружества ранее единое туристское пространство Союза ССР – ныне постсоветский СНГ [8].

С обретением независимости Кыргызстан создает в 1991 году орган национальной туристской администрации, отвечающий за координацию и управление туризмом в масштабах всей республики  – Министерство туризма, осуществляющее государственное развитие, которое за всю историю существования  претерпело ряд изменений официального статуса и названия.

В наследство от СССР Кыргызстану по сравнению с Узбекистаном и Казахстаном досталось немногое. Можно назвать только три структуры, занимающиеся туризмом – «Интурист», «Рестурсовет», БММТ «Спутник», причем со слабой материально-технической базой [5].

Переход к рыночной экономике способствовал реструктуризации отрасли, разгосударствлению и приватизации в туризме. Открытие границ на въезд и выезд, упрощение визовых формальностей, создание  новых туристских фирм  способствует  росту показателей по въездному и выездному туризму и повышению показателей рентабельности отрасли. Формируется законодательная база, принимаются: первый  «Закон о туризме КР» (1999 г.), впоследствии скорректированный, а также различные положения, нормативно-правовые документы, координирующие и регулирующие сферу туризма и концепции развития туризма.  В этот период осуществляется первый приток иностранных инвестиций в данную отрасль, что способствовало началу формирования современной инфраструктуры туризма и модернизации старой. Со стороны государства также проявляется финансовая поддержка и обеспечение отрасли туризма. Формирование конкурентной среды и дальнейшее его обострение подтолкнуло отечественных туроператоров и турагентов к использованию средств маркетинга и рекламы, к выходу на международный рынок туризма во своими турпродуктами. Дальнейшее упрощение визовых формальностей привело к интеграционным процессам в туристской деятельности.

Однако, существующая на сегодняшний день туристская инфраструктура, невысокое качество сервиса и другие факторы привели к  тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

На сегодняшний день  в Кыргызской Республике  разработана  Национальная  Стратегия  Устойчивого Развития (НСУР) Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, принятая Указом Президента Кыргызской Республики от 21  января 2013 года, в которой говорится  о  важности развития туристской отрасли [13].

Этот стратегический приоритет сформулирован следующим образом: «Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, создавая дополнительные рабочие места и повышая благосостояние населения, в частности, в сельской местности. В настоящий момент туризм является одним из приоритетных направлений оживления экономики. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения ‘диалога между культурами’» [13].

Так,  согласно прогнозу Всемирной организации туризма (ВОТ), Кыргызская Республика при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 2,5 млн. иностранных туристов [11].

Реализация  вышеназванного  стратегического  приоритета  развития туризма осуществляется через планирование и реализацию конкретных  мероприятий,  разработанных  в  рамках  ряда  региональных  стратегических  документов.  К  таким  документам  республиканского уровня в области развития туризма и туристской инфраструктуры относятся:  Государственная программа  развития туризма в Кыргызской Республике до 2005 года;     Концепция развития туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года;  Маркетинговая стратегия устойчивого развития туристической индустрии Кыргызской Республики до 2010 года «Гостеприимный Кыргызстан»;   Программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года;  Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2015-2017 гг.; Стратегия  развития экспорта Кыргызской Республики на 2013-2017 гг.; Стратегия развития туризма в Кыргызской Республике до 2015 года;   Программа  развития туризма Кыргызской Республики на 2015 —  2017 годы;  Региональные целевые программы развития туризма [11].

В  целом  стратегический  подход  и  система  стратегического управления  развитием  туризма  в Кыргызской  Республике,  позволяют  использовать положительный зарубежный и отечественный опыт в решении задачи повышения конкурентоспособности региона. Ведь рассматривая  туризм  как  комплекс,  основанный  на  интегрированном использовании  потенциала  и  факторов  производства  многих  отраслей  региональной  экономики,  и  учитывая  его  огромное  социальное  значение, мы сознательно выбираем  курс на совершенствование воспроизводственной структуры региона. Реализуя целенаправленную  и  системную  региональную политику  в области  туризма, мы создаем необходимые условия для перехода республики на постиндустриальный тип развития, позиционируя её на внешних рынках в  качестве сервисного центра. А это, в свою очередь, позволяет  привлечь  на  территорию  значительный  капитал,  который работает в сфере обращения и, как правило, характеризуется существенно большей скоростью обращения и более высокой рентабельностью по  сравнению  с  капиталом  в  сфере материального производства. Тем самым мы, совершенствуя структуру экономики региона  и  переводя  её  на «постиндустриальные  рельсы»,  параллельно решаем задачу капитализации территории и повышения её инвестиционной, а значит, и социальной привлекательности. В современных условиях решение таких задач является непременным условием повышения конкурентоспособности не только в глобальном масштабе.

Список литературы:

  1. Айдаркул К. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность. – Б.: 2002. — 352 с.
  2. Актуальные вопросы туристской деятельности. Текст: сб. метод, материалов : тр. Акад. туризма / Междунар. туристская акад : [науч. ред. М. Б. Биржаков]. СПб.: Недра, — Вып. 1. — 2006. — 152 с.
  3. Доктрина Президента Кыргызской Республики «Дипломатия шелкового пути» //Эхо Оша, № 108 от 22 сентября 1998 года.
  4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – 192 с.
  5. Жыргалбеков Т.Ж. Туризм Кыргызстана в документах и материалах. – Бишкек, 1998. – с. 520.
  6. Жыргалбеков Т.Ж., Лунькин Ю.М. Туризм в Кыргызстане. –Б.: Кыргызстан, 1993. – 208 с.
  7. Курорты Приисыккуля /Турусбеков Б.Т., Фомин В.М. и.др. –Ф.: Кыргызстан, 1970. -103 с.
  8. Киргизия: только факты (сост. Сухомлинова О.С.). –Ф.: Кыргызстан. 1988. – 232 с.
  9. Кротенко Ю. Стратегия развития международного туризма в свете процессов глобализации. Дисс. док. хабилитат экон. наук. –Кишинёв, 2009. – 327 с.
  10. Осмонов О.Д. История Кыргызстана: основные вехи. /Бишкек: Издательский центр МОК «Технология», 2002. – 216 с.
  11. Отчет об оценке деятельности Департамента туризма при МКИиТ КР при поддержке  проекта USAID «Реформа», осуществляемого Deloitte Consulting LLP. 2014 г.
  12. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89, 2007. – 2009 с.
  13. Стратегия устойчивого развития  Кыргызской Республики  на период 2013-2017 годы. Дорожная карта – рамочный документ. – Бишкек, 2012. – 101 с.
    ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
    В данной статье говорится о периодизации развития туризма в Кыргызской Республике. Автором выделены пять этапов, которые характеризуются определёнными вкладами в развитие отечественного туризма, а также изменениями.
    Written by: Бекбоева Махабат Амантуровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook