25 Июл

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В 1994 году в Хабаровском крае, как и в большинстве регионов России заговорили о поддержке предпринимательства. Предприятия малого бизнеса особенно нуждались в продвижении своих товаров и услуг. В этих условиях начали появляться первые выставки-ярмарки. Хабаровский край начал свою выставочную деятельность одним из первых на Дальнем Востоке. Сначала была организована выставка товаров прибрежной торговли на стадионе имени Ленина. На этой площадке решено было создать постоянно действующую выставку с участием местных производителей. В Легкоатлетическом манеже центрального стадиона им. Ленина, где можно было собрать до 70 участников, демонстрировались домостроение и стройиндустрия, пищевая и легкая промышленность, товары народного потребления. В торгово-выставочном павильоне они представляли на продажу свою продукцию в течение двух лет. Но этот формат совсем скоро перестал устраивать организаторов выставки, участников и их партнеров, поэтому с 1997 года начинается эпоха специализированных и универсальных конгрессно-выставочных мероприятий.

Краткая видовая характеристика выставок, проводимых в г. Хабаровске, представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Выставки, проводимые в г. Хабаровске

Вид

Краткоеописание

Выставкипотребительскихтоваров Выставки продуктов питания, сельскохозяйственной продукции («Дальагропищепром»)

Выставки в сфере легкой промышленности и сфере услуг (TRAVELEXPODV; EUROSHOES)

Торгово-промышленныевыставки-ярмарки Специализированные выставки машин, оборудования, инструментов, технологий в рамках конкретной отрасли промышленности (ТЕХНОДРЕВ Дальний Восток)
Специализированныевыставки Выставки, проводимые для ограниченного круга потребителей (Инновации XXI века в образовании г. Хабаровска)

Основные выставочные структуры – Дальневосточный международный торговый центр и Хабаровская международная ярмарка.

Дальневосточный международный торговый центр специализируется на проведении международных выставок, среди них «Транспорт. Автотех», «Дальлесэкспо. Мир мебели», «Дальинтермед» и другие.

ОАО «Хабаровская международная ярмарка» ориентирует экспонентов на участие в специализированных выставках, таких как «Полиграфия. Дизайн. Реклама», «Витрина» (специализированная выставка торгового оборудования), «Хабпродмаркет», «Город. Экология», «Зодчество» и другие.

На современном этапе экономических преобразований выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в значимый, динамично развивающийся сегмент рынка.

Ежегодно на Хабаровскую международную ярмарку в Легкоатлетическом манеже собирается более 1000 участников. Особым ежегодным событием для края становится выставка «Архитектура и стройиндустрия», которая уже девятнадцатый раз проходит в канун дня рождения Хабаровска. Это демонстрация достижений строительного комплекса и стройиндустрии через новинки архитектуры и производства, технологические и инженерные инновации. Когда-то в ней участвовали лишь 27 компаний, в настоящее время она не может вместить всех желающих. В 2015 году в выставке участвовали 250 компаний и 80 из них из других регионов, 27 городов России и зарубежья представили свою продукцию.

Заслуживает внимания и выставка «ДальАгроПищеПром». Поначалу размещалась она на крохотных выставочных площадках.По мере того, как развивалась пищевая отрасль, появлялись новые предприятия, технологии, расширялся ассортимент продукции, выставка тоже набирала обороты. В одной из первых зарегистрировалось всего 50 участников, а в настоящее время 250 выставочных мест не хватает для всех желающих. Традиционно среди постоянных участников выставки – лучшие дальневосточные производители мясных и молочных продуктов, полуфабрикатов, рыбной гастрономии, хлебобулочных изделий. В настоящее время эта выставка переживает спад, потому что многие предприятия переживают трудный период. Тем не менее такие известные фирмы, как «Мерилен», «Компания «Печнов», «Ратимир», рыбная артель «Иня» и многие другие, продолжают свою деятельность.

Особое место вот уже 16 лет в выставочной программе занимает Межрегиональная Приамурская торгово-промышленная ярмарка. Это выставка достижений экономики востока России, здесь собираются производители со всего Дальневосточного федерального округа, стараясь представить самые лучшие свои товары, современные технологии, инновационные проекты, сувенирные изделия, образцы национального искусства и ремесел, продукцию народных промыслов. Эта выставка интересна по своему наполнению, программному обеспечению, по качественным и востребованным новинкам, характеризующим потенциал Дальневосточного региона.

Хабаровская международная ярмарка имеет опыт проведения специализированных выставок. Например, много лет выставка «Технодрев ДВ» является знаковой для регионального лесопромышленного комплекса, она демонстрирует все технологии деревообработки: от посадки дерева, его заготовки, распиловки и до глубокой переработки. В этой традиционной для края отрасли также большую роль играет малый и средний бизнес. Он представляет богатый ассортимент пиломатериалов, древесно-стружечных плит и многое другое. На выставке демонстрируются образцы мебельных изделий, а также новые технологические линии, оборудование и инструменты. На таких показах всегда много европейцев (финны, датчане, французы, итальянцы, немцы). Они не скрывают интереса к лесоперерабатывающему комплексу Дальнего Востока, где запасы древесины позволяют развивать производство с внедрением передовых технологий и новшеств.

Популяризация коттеджной застройки в регионе породила новый проект «Коттедж и загородный дом», который дополнил выставку «Технодрев ДВ». В 2014 году осенью впервые была открыта новая выставка «Современный дом. Формула уюта». На ней была представлена организация жилищного и офисного пространства, всевозможные дизайнерские решения с учетом экологии и энергосбережения, новые строительные материалы, технологии и оборудование.

Последние годы к региональным выставочным проектам проявляют особое внимание страны АТР, что способствует экономической интеграции, налаживанию деловых связей и расширению внешнеэкономического сотрудничества с соседями по региону.

Так, в выставке «Архитектура и стройиндустрия ДВ региона» ежегодно принимают участие более 15 компаний из провинции Хэйлунцзян, которые привозят свои технологии строительного комплекса. Город-побратим Пучон из Республики Корея также стал традиционным участником, как и представители Японии. На Межрегиональной Приамурской ярмарке в 2013 году была продемонстрирована большая экспозиция китайского города-побратима Харбина. В ней участвовали 30 компаний, в 2014 году их было уже 45.

Зарубежных участников привлекает не только возможность показать свой товар. Организаторы выставки предлагают очень насыщенную программу мероприятия, включающую круглые столы и семинары. Иностранные компании охотно в них участвуют. Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. В рамках выставки «Технодрев ДВ» в апреле 2014 года прошел международный лесопромышленный конгресс «Стратегия развития ЛПХ Дальнего Востока», на котором обсудили перспективы лесного комплекса. Это своеобразная площадка для обмена опытом и знаниями.

Активное использование механизмов выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности для продвижения краевой продукции на внешний рынок не ограничивается территорией региона.

С принятием краевой целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012 — 2015 годов», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июня 2011 г. N 197-пр, проводится системная работа Правительства края по формированию инвестиционно-привлекательного имиджа края и совершенствованию инвестиционных процессов.

Краевые выставочные экспозиции о торгово-экономическом, инвестиционном и инновационном потенциале края в 2012-2014 гг. были сформированы в рамках 19 выставок-ярмарок, в том числе: 12 в Российской Федерации, 5 — КНР, страны СНГ (Республика Казахстан) — 1, Франция — 1. Состоялись презентации торгово-экономического и инвестиционного потенциала края в Республике Корея и Посольстве КНР в Москве (2012 г.), организованы «Дни Хабаровского края» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2013 г.) и Санкт-Петербурге (2014 г.).

Кроме того, в целях создания и продвижения имиджа края как благоприятного региона для инвестирования и внешнеэкономического сотрудничества осуществлялись:

— подготовка и размещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации материалов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края. Общее количество выпущенных статей составило 43 единицы;

— изготовление мультимедийной презентационной продукции: видеоролики о Хабаровском крае и предлагаемых к совместной реализации инвестиционных проектах (освоение российской части острова Большой Уссурийский, создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань», строительство и эксплуатация тепличного комбината, строительство межрегионального центра экономического сотрудничества в г. Хабаровске) на русском, английском, китайском и корейском языках; разработка Touchscreen приложения о Хабаровском крае; flash-накопители и DVD-CD-диски о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края;

— изготовление печатных информационно-справочных и презентационных материалов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края на русском, английском и китайском языках: буклеты «О преимуществах инвестиционного климата Хабаровского края», «Хабаровский край: территория развития», «Атлас инвестора», «Экспортный потенциал Хабаровского края», «Сборник инвестиционных предложений Хабаровского края», «Второе Российско-Китайское ЭКСПО в г. Хабаровске»; брошюры «Хабаровский край: XXI век», «Инвестиционный потенциал», «Экспортный потенциал», «Портовая особая экономическая зона «Советская Гавань», «Остров Большой Уссурийский»;

— изготовление мобильных выставочных стендов и роллеров о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края.

Проведение мероприятий способствовало увеличению объема инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота края, продвижению продукции краевых товаропроизводителей на российский и международный рынки.

В 2013 году на сайте экспортеров Хабаровского края www.khabexport.ruбыл размещен каталог экспортной продукции. Информация о предприятиях края, их продукции, а также мероприятиях, проводимых в Хабаровском крае и за рубежом на сайте постоянно обновляется.

В этот же период были подготовлены и проведены международные бизнес-миссии, конференции и форумы, в рамках которых для представителей иностранных делегаций проводились презентации инвестиционного и экономического потенциала Хабаровского края.

В средствах массовой информации освещаются мероприятия внешнеэкономической направленности.В целях разработки и издания информационно-справочных, презентационных материалов о регионе (буклетов, брошюр, выставочных экспозиций, папок, ручек, блокнотов и т.д.) с предприятий края собрана информация для включения в каталог инвестиционного и торгово-экономического потенциала Хабаровского края. На тему развития внешнеэкономического сотрудничества и межрегиональной кооперации проведены интервью с «Российской газетой».

За периодIквартала 2015 года было принято участие:

— в Рождественской ярмарке (19 декабря 2014 г. — 11 января 2015 г., г. Санкт-Петербург) с формированием выставочной экспозиции края;

— экспортно-ориентированных предприятий края в бизнес-миссии в Республику Корея (17 — 20 февраля 2015 г.);

— в IX Петербургском Партнериате малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья» (25 – 27 марта 2015 г., г. Санкт-Петербург) с формированием выставочной экспозиции края.

Таким образом, деятельность в сфере продвижения региона как в крае, так и за его пределами, все более активизируется.

За двадцать один год выставочно-ярмарочная деятельность в регионе развивалась неровно, поскольку напрямую зависит от экономики. В 1998 году после дефолта многие предприниматели закрылись, не сумев расплатиться с кредитами. Кризис 2008 года также отразился на выставочно-ярмарочной деятельности. В этих условиях пришлось искать новые результативные формы работы.

Однако, площадок для проведения выставок и ярмарок в Хабаровском крае явно недостаточно. В настоящее время в стране создано и работают 50 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью около 822 тыс. кв.м. При этом 38% от общей площади размещены в Москве и С.-Петербурге. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 27,51% или 226 тыс. кв.м, на втором месте находится г. Санкт – Петербург – 10,51% площадей или 86 тыс. кв.м, на долю остальных регионов России приходится около 62%.

Распределение выставочных комплексов по федеральным округам представлено в таблице 2 (по состоянию на 18.12.2014г.)

Таблица 2.

Распределение выставочных комплексов по федеральным округам

Субъект РФ

Наименование выставочного комплекса (количество площадок) Площадь, м2

ЦФО

1. г. Белгород «Белэкспоцентр», Белгородская ТПП 3100
2. г. Брянск «Бизнесцентр», Брянская ТПП 1300
3. г. Воронеж Региональный ВКК,  «ВЕТА» 6600
4. г. Красногорск МО ЗАО «КрокусИнтернэшнл» 226399
5. г. Одинцово, МО Муниципальный ВЦ «Одинцово-ЭКСПО» 200
6. г. Москва ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» 35703
7. г. Москва ВК «Гостиныйдвор» 17300
8. г. Москва ЦВК «Манеж» 9000
9. г. Москва МКВК «МосЭкспо» 24500
10. г. Москва КВЦ «Сокольники» 21918
11. г. Москва ОАО «Центрмеждународнойторговли» 2600
12. г. Москва ЦДХ. ЭКСПО-ПАРК, Выставочные проекты 10000
13. г. Москва ЦВК «Экспоцентр» 105000
14. Курскаяобл. Курскаякоренскаяярмарка 1570
15. г. Тула Тульский Дом науки и техники. Выставочныйзал. 150
16. г. Ярославль ГКВК ВЦ «Старыйгород» 1350
  ИТОГО: Действующие – 16 466.690

СЗФО

17. г.Калининград ОАО «Балтик-Экспо» 5000
18. г. Санкт-Петербург ОАО «Ленэкспо» 40000
19. г. Санкт-Петербург КЦ Петроконгресс» ЗАО «ВО «Рестэк» 3150
20. г. Санкт-Петербург КВЦ «Евразия» 2500
21. г. Санкт-Петербург Северо-Западный центр социологии и маркетинга 700
22. г.Санкт-Петербург Конгрессно-выставочныйцентр «ЭКСПОФОРУМ» 40000
  ИТОГО: Действующие –6 91.350

ЮФО

23. г.Краснодар ООО ВЦ «Краснодар ЭКСПО» 18250
24. г.Ростов-на-Дону ООО «ВЦ «ВертолЭкспо» 8600
  ИТОГО: Действующие – 2 26.850
СКФО  
25. г.Ставрополь ООО «Прогресс» 3000
26. г.Махачкала ООО «Международныйвыставочныйцентр» 8000
  ИТОГО: Действующие – 2 11.000

ПФО

27. г. Саранск ООО «Мордовэкспоцентр» 4100
28. г.Казань ОАО «Казанскаяярмарка» 6700
29. г.Ижевск ООО «ИжевскийЭкспоцентр» 3200
30. г.Чебоксары, ЗАО «МТВ-Центр» 27300
31. г.Пермь ООО «ВЦ «Пермскаяярмарка» 11300
32. г.Киров Областной ВЦ «Вятка-Экспо», Вятская ТПП 500
33. г.Н-Новгород ВЗАО «Нижегородскаяярмарка» 12000
34. г.Самара ООО «Экспо-Волга» 5024
35. г.Тольятти ООО «Экспо-Тольятти» 4000
  ИТОГО: Действующие – 9 74.124

УФО

36. г.Екатеринбург ОАО «КОСК «Россия» 2700
37. г.Екатеринбург МВК «Екатеринбург-Экспо»  50000
38. г.Ханты-Мансийск КВЦ «ЮграЭкспо» 4238
39. г.Тюмень ОАО «Тюменскаяярмарка» 2500
40. г.Челябинск ЗАО «Южуралэкспо» 2400
  ИТОГО: Действующие – 5 61.838

СФО

41. г.Чита ООО «ТВЦ Забайкальский» 3300
42. г.Красноярск Выставочно-деловойцентр «MixMax» 4000
43. г.Красноярск МДВЦ «Сибирь» 10640
44. г.Иркутск ОАО «Сибэкспоцентр» 4500
45. г.Новокузнецк Выставочныйкомплекс «Кузбасскаяярмарка» 26000
46. г.Новосибирск ООО «СибирьЭкспоцентр» 14400
47. г.Омск Специализированныйвыставочно-ярмарочныйкомплекс 13500
48. г.Томск ОАО «ТМДЦ Технопарк» 2000
  ИТОГО: Действующие – 8 78.340

ДФО

49. г.Благовещенск ОАО «Амурскаяярмарка» 7500
50. г.Хабаровск ВК «ХабаровскийЭкспоцентр» 4000
  ИТОГО: Действующие – 2 11.500
ИТОГО В РОССИИ Действующие — 50 821.692

Из данных таблицы 2 следует, что Дальневосточный федеральный округ занимает предпоследнее место среди регионов по наличию выставочных комплексов с закрытой выставочной площадью 11500 кв.м, что составляет 1,38%. г. Хабаровск в настоящее время располагает выставочным комплексом «Хабаровский Экспоцентр», общая площадь которого 4000 кв.м. Для реализации конкурентного потенциалатерриторииобеспеченность регионавыставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Правительством края запланировано строительство ВК «Межрегиональный центр экономического сотрудничества», проводится работа по поиску инвестора.

Для создания современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг в Хабаровском краенеобходимо развивать инфраструктуру и материально-техническую базу выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, реконструировать и модернизировать устаревшие объекты инфраструктуры, строить новые конгрессные площади, отвечающие мировым стандартам, активно и рационально их использовать с получением прибыли.В настоящее время выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия являются связующим звеном между внутренними рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению инвестиций, инновационному развитию региона.

Список литературы:

  1. Государственная программа Хабаровского края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края», утвержденная постановлением Правительства края от 19 декабря 2014 г. № 495-пр.
  2. Постановление Президиума правления Торгово-промышленной палаты РФ «О состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» от 19 декабря 2012 года №64-17.
  3. Пояснительная записка о ходе реализации государственной программы края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края» за I квартал 2015 года.
    ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
    Рассмотренахронология развития выставочной отраслиХабаровского краяс момента ее возникновения. Представлена краткая видовая характеристика выставок и их участников. Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельностирегиона как фактора развития его инвестиционного потенциала.
    Written by: Инютина Елена Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook