25 Июл

ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

«Экономика знаний» – явление настолькоже очевидное, насколько неоднозначное. Общепризнанно, что знания, образование, когнитивные технологии и интеллектуальный капитал в современных условиях становятся основой конкурентоспособности экономических систем любого масштаба – от хозяйствующихиндивидов до международных интеграционныхобразований, от малых предприятий до глобальных корпораций.

Вместе с тем в настоящее время в научный оборот введено много терминов, связанных с категорией знания, таких как: «общество знаний», «информационное общество», «экономика знаний», «экономика, основанная на знаниях», «инновационная экономика», «экономика, основанная на инновациях», «информационная экономика», «интеллектуальная экономика» и т.д.

Эти термины, хотя и близки друг другу, однако, означают различные понятия.

Для определения сущности экономики знаний необходим анализ теоретических основ экономики знаний, а также анализ имеющихся теоретических концепций по экономике, основывающейся на знаниях и системной классификации.

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях» – knowledge-based economy) первым в 1962 г. ввел в оборот австро-американский ученый Ф. Махлуп[10]. Он предлагал подразделить все знания (информацию) на пять видов: практические знания, интеллектуальные знания, будничные и развлекательные знания, духовные знания, ненужные знания. Однако термин «экономика, основанная на знаниях» тогда не получил должного распространения, к тому же «экономика знаний» понималась в чисто функционально-отраслевом аспекте, как один из секторов экономики [11].

При этом следует отметить, что и в настоящее время понятие «экономики знаний» трактуется неоднозначно [5].

Большинством ученых [4, 7, 9] под термином «экономика знаний» понимается тип экономики (высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики), в котором ключевое значение приобретает интеллектуальный капитал, а производство знаний становится источником роста и развития экономики на макро- и микроуровне. В связи с вышесказанным, считаем необходимым уточнить понятие «постиндустриализм».

Данныйтермин был введен в научный оборот в начале XX века профессором А. Кумарасвами, которыйспециализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значенииэтот термин впервые был использован в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардскогоуниверситета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его работы «Грядущеепостиндустриальное общество» [1].

В рамках исследования ограничимся рассмотрением одного из наиболее развернутых определенийпостиндустриального общества,принадлежащее Д. Беллу: «Постиндустриальное общество, – пишет он, – этообщество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаровк производству услуг, проведению исследований,организации системы образования и повышениюкачества жизни; в котором класс техническихспециалистов стал основной профессиональнойгруппой и, что самое важное, в котором внедрениенововведений… во все большей степени зависитот достижений теоретического знания…»[17].С этой точки зрения в истории достаточнострого прослеживаются три большие эпохи,образующие триаду: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Впостиндустриальном обществе основным производственным ресурсом является информация,в индустриальном – энергия, в доиндустриальном – природные ресурсы. Соответственно, напостиндустриальной стадии развития обществадоминируют наукоемкие, на индустриальной– капиталоемкие, а в доиндустриальную эпоху –трудоемкие технологии.

Переход к постиндустриальному типу экономики в развитых странах произошел при значительном повышении инновационной активности, соответствующих научных исследований и, в конечном счете, коммерциализации идей с выведением на рынок принципиально новых видов продукции и особенно услуг.

В странах с постиндустриальной экономикой инновационные сектора создаютпредложение для практически всех экономических агентов – хозяйствующих субъектов идомашних хозяйств. При этом инновационная деятельность не замещает традиционныеотрасли, относящиеся к индустриальному типу экономики, но опережает их в развитии.

Главным же фактором активизации инновационной деятельности и создания основы дляформирования и становления постиндустриальной экономики является человеческий капитал.

Согласно данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого, физического и природного капитала приходится, соответственно 64 %, 16 % и 20 % их общего богатства. Для России доли вышеуказанных капиталов составляют порядка 14 %, 14 % и 72 % богатства страны. В таких странах как Германия, Швеция и Япония удельный вес человеческого капитала составляет приблизительно 80 % национального богатства[1]. Из приведенных выше цифр видно, что для России характерна иная структура национального богатства, чем в других странах мира. В нашей стране наблюдается невысокая доля человеческого капитала и высокая доля природного капитала. Для остальных стран мира и прежде всего развитых стран запада типичной является обратная ситуация: человеческий капитал играет преобладающую роль в формировании национального богатства при незначительной доле природного капитала.

В этой связи характерным признаком постиндустриальной экономики является наиболеевысокая производительность труда, наилучшее качество жизни в относительномвыражении и государственная поддержка инноваций, образования.

Немаловажную роль в постиндустриальном обществе выполняет системаценностей, где интеллектуальное развитие, активизация творческих способностей имеетважное значение. А повышение доли квалифицированных кадров соответствующимобразом приводит к совершенствованию инновационной среды. Более того, развитие наукоемкойдеятельности в экономике предопределяет снижение доли отраслейматериального производства без значительных вложенных инновационных идей ивысококвалифицированного труда. Поэтому такие отрасли концентрируютсяпреимущественно в развивающихся странах, что в условиях глобализации осуществляется безособых сложностей. На мировом рынке развитые страны создают спрос на продукциютрадиционных отраслей и стимулирую тем самым деловую активность и занятость вразвивающихся странах. Но, так как развивающиеся страны наиболее представлены втрадиционных отраслях, относительная эффективность их экономической деятельностиостается значительно ниже, чем в развитых странах и им достаточно сложно перейти напостиндустриальный тип развития. Развитые страны в таких условиях тратят ресурсынаиболее эффективным образом и создают основу для дальнейшего повышенияинновационной активности, чем увеличивают отрыв от развивающихся стран [4].

Для развивающихся стран выйти на мировой рынок с продукцией и услугами,характерными постиндустриальной экономике становится крайне сложно, так как серьезнымпрепятствием является необходимость достижения более высоких конкурентныхпреимуществ в сравнении с уже выведенными на рынок аналогами. Если в этом ключерассматривать системные причины, тогда следует рассмотреть такую категорию, как научныйи инновационный потенциал, так как создание научных школ, формирование научного задела,создание адекватной внешним и внутренним условиям системы подготовки кадров требуеткрайне серьезных и требующих большого количества времени усилий.

Мурадов А.Н. отмечает, что в настоящее время «экономика знаний» или же «экономика, основанная на знаниях», имеет экономический, социальный, политический, правовой и общественный аспекты исследования [12].

В экономическом смысле «экономика знаний» – это обеспечение конкурентоспособной, с устойчивыми экономическими темпами развития экономики. В социальном смысле – это формирование человеческого капитала, улучшение качества жизни, повышение человеческого индекса развития (в развитых странах 60-75% на­ционального богатства составляет человеческий капитал) [18]. В политическом смысле – это повышение уровня безопасности, престижности среди других стран мира, в правовом смысле – создание совершенных и справедливых законов для устойчивого развития общества, в обществен­ном смысле – развитие уровня мировоззрения населения страны, воспитание нового человека для новой экономики. Все приведенные признаки экономики знаний тесно взаимосвязаны друг с другом. Отсюда – замедление в развитии одной из сторон приводит к замедлению развития всех остальных, следовательно, нужен комплексный подход в применении всех вышеуказанных сторон развития этой отрасли экономики.

В научной литературе «экономика, основанная на знаниях» или «экономика знаний» объясняется как позиция, способствующая возможности знаниям и технологии занять господствующие позиции в управлении обществом. Как известно, знания, воплощаясь в людях, в то же время имеют свое основание в создании новой техники и технологий. Иными словами, знания, выступая как результат умственного труда, передаются обществу в виде новых технических приспособлений и технологий. Это, в свою очередь, формирует у каждого человека новые знания, умения, новаторские качества, что требует создания соответствующих условий для реализации этих качеств.На сегодняшний день мировая экономика и человечество как таковое еще больше зависит от производства, распространения и использования знаний. Производство продукции и занятость все больше основываются на высоких технологиях и высокопрофессиональных кадрах, иными словами, на интеллектуальном труде. Если в начале ХХ столетия развитие общества надеялось на физическую силу (в особенности в сельском хозяйстве), в середине века (в промышленный период) – на машины и технологии, то в конце указанного и в начале XXI веков, когда начался постпромышленный период развития общества, ведущее место стала занимать система знаний. К таким сферам, основанных на системе знаний, следует отнести компьютеры, всю электронику, освоение космоса, микроэлектронику, нанотехнологии и т.д. [19, 20]. Видимо, есть смысл назвать четвертый период (начиная с 90-х годов ХХ века) периодом экономики знаний.

Если в период аграрной экономики основным производственным ресурсом следовало назвать сырье, в промышленный период – энергию, в постпромышленный период это будет информация, или знания. Следовательно, знания и информация составляют основной ресурс постпромышленного периода производства и общества в целом. Получение и переработка информации (речь идет в основном о научной информации), выступление затем в виде новых идей и продукции требует глубоких знаний. Получение знаний завершается формированием грамотного общества и улучшением качества преподавания и обучения в системе образования.

Экономика, основанная на знаниях, актуализируется в понятиях знания, творчества и новаторства. Сегодня каждый из нас должен обладать все большей информацией, ресурсами, регулируемыми определенными системами управления. Люди должны знать, что знания есть ресурс, требующий ясного и определенного управления, где методы состоят из эффективного приложения знаний, их использования и эксплуатации [21].

В целом экономика знаний основана на высокоэффективных инновациях, на материализации наукоемких технологий, продукции и услуг. Разумеется, в экономике знаний применяются не только знания в чистом виде и не заменяют ими реального производства.

В настоящее время в конкурентной борьбе победить или вести соперничество, достичь устойчивого экономического развития можно целенаправленным вложением инвестиций в знания, т.е. в науку и образование. Все это, вместе взятое, формирует цивилизованное общество. Опыт показывает, что страны, не вкладывающие инвестиций в образование и науку, не использующие возможностей знаний, не могут достойно конкурировать на рынке, добиться устойчивого социально-экономического развития. В таком случае несомненно, что в этих странах наблюдается бедность, отсталость, имеется постоянная угроза экономических и социальных угроз, внешнего вторжения. Помимо этого, изменения, происходящие в мире, а также скорость научно-технологических достижений и их смены достигла 2-3 лет, вынуждает каждую из стран мира проводить в жизнь более гибкую политику в сфере науки образования и инноваций.

Отметим, что концепция, основанная на экономике знаний, близка к концепции «информационного общества». Эта близость четко проявляется в производстве, распределении и использовании знаний, современной экономике, темпах ее развития и в определении существующих ограничений. К слову сказать, что первые идеи концепции, основанной на знаниях экономики, могут быть найдены в работах Р.Е. Ланена (1960) [19]. В 1990-х годах в аналитических документах Организации экономического сотрудничества и развития, понятие «экономики знаний» стало использоваться более активно. На политическом уровне развитие понятия «экономика, основанная на знаниях» было объявлено в 2000 году [14].

Обобщая вышесказанное, видно, что, «экономика, основанная на знаниях» выступает как эмпирическая гипотеза об общих особенностях и тенденциях современного общества[12]. В связи с этим знания изучаются в качестве предварительного условия обеспечения устойчивого социально-экономического роста и конкурентоспособности экономики. В то же время формирование экономики знаний считается важным условием для создания информационного общества.По нашему мнению внимания заслуживает точка зрения Шелестовой Д.А. [16]. Указанный автор отмечает, что анализ различных подходов к определению «экономики знаний» позволяетрассматривать ее в двух взаимосвязанных аспектах –онтологическом (отгреч. óntos – сущее) и гносеологическом (от греч. gnosis – познание), т.е. вединстве бытия реального явления и его научного отражения.

Онтологически «экономика знаний» (англ. knowledge economy, knowledge-based economy) представляет собой сложный многоуровневыйсамоорганизующийся комплекс экономических отношений агентовпроизводства, обращения и потребления знаний.Гносеологически «экономика знаний» («economics of knowledge»)рассматривается в качестве концептуальной модели современной хозяйственной системы инновационного типа, основанной на приоритетнойроли человеческого фактора высококвалифицированного умственноготруда.Интегральной функцией «экономики знаний» является повышениекачества удовлетворения непрерывно возрастающих общественных потребностей за счет создания новых знаний, их апробации, внедрения идиффузии нововведений в факторах, процессах и продуктах хозяйственнойдеятельности.В своем концептуальном докладе В.Л. Макаров выделяет трипринципиальные особенности «экономики знаний».

  1. Дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано,либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.
  2. Знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучисозданными, доступны всем без исключения.
  3. По своей природе знания представляют собой информационныйпродукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, какобычный материальный продукт [8].

Понятия «общество знаний» и «экономика знаний» соотносятся как общееи особенное. Безусловно, правомерен вопрос: «Имеет ли смысл стремлениепостроить общество знания, в то время как история и антропологиясвидетельствуют, что с самой глубокой древности все общества, вероятно,были – каждое по-своему – обществами знания?». И это действительно так.

Не случайно Ф. Бэкон еще в XVII в. обосновал, что «знание и могуществочеловека совпадают» [3]. Но знания как компонент человеческого факторамогли выдвинуться на место главной движущей силы общественногопроизводства только в условиях радикального сокращения роли физическоготруда и массовой интеллектуализации общественной жизни, что характернодля современной стадии развития хозяйственной системы человечества.

Д.П. Фролов и Д.А. Шелестова [13] справедливо отмечают, что «экономика знаний» – актуально формирующийсяпродукт эволюции системы общественного разделения труда. Посколькузнания не могут быть оторваны от их носителей, то «экономика, основаннаяна знаниях», предполагает особую систему социальной стратификации,обеспечивающую высокий статус научных работников, корпоративных исследователей, изобретателей и экспертов, а также других экономическихагентов и структур, выступающих во взаимосвязанных ролях изобретателей,новаторов, инвесторов, консультантов, производителей, потребителей,продавцов, посредников, покупателей и регуляторов, действуя на «аренеобмена знаниями между общественными группами» [6].В «экономике знаний» интенсивно «происходит не только увеличениечисленности работников умственного труда, но также интеллектуализациямножества видов профессиональной деятельности» [15], которая «требуетновых форм своей организации. Она обусловливает необходимость появления новых экономических и политических институтов» [2], образующихбазис институциональной подсистемы «экономики, основанной на знаниях».Поскольку данная подсистема, в свою очередь, обладает системнымисвойствами, допустимо рассматривать ее как институциональную систему«экономики знаний».

Таким образом, под «экономикой знаний», целесообразно понимать: втеоретическом (гносеологическом) аспекте – модель хозяйственной системыинновационного типа, базирующейся на высококвалифицированномумственном труде, коммерчески значимых знаниях, образовании и интеллектуальной собственности; в практическом (онтологическом) аспекте –сложный комплекс экономических отношений субъектов, задействованныхв сферах производства, обмена и потребления знаний в качестве ресурсов,факторов производства и товаров.

 

Список литературы:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., Академия, 1999.
  2. Бузгалин А.В. Россия в глобальной экономике знаний трансформаций: контексты и альтернативы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – Т. 6.– № 1.
  3. Бэкон, Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. Сочинения: в 2 т. Т. 2.– М.: Мысль, 1978.
  4. Дуров Р.А. Анализ развития экономики знаний и инновационной среды // Интернет-журнал Науковедение.–2013.–№ 1.
  5. Дьяченко О.В. К сущности категории «новая экономика» // Вестник Челябинского государственного университета.–2010.–№ 5.
  6. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем.– М.: Наука, 2004.
  7. Красильников О.Ю. Знания и информация в концепциях «новой» экономики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право.–2012.–Т. 12.–№ 2.
  8. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук.– 2003.– Т. 73.– № 5.
  9. Мастерова Е.Ю. Становление экономики знаний и развитие интеллектуального капитала в постиндустриальном обществе // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела.–2011.–№ 5.
  10. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США.–М. : Прогресс, 1966.
  11. Меланьина М.В. Роль человеческого капитала в формировании экономики знаний // Альманах современной науки и образования.–2013.–№ 4.
  12. Мурадов А.Н. Экономика знаний как формирующаяся экономическая система // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.–2012.–№ 2.
  13. Фролов Д.П, Шелестова Д.А. Институциональный фактор развития «экономики, основанной на знаниях» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология.–2009.–№ 1.
  14. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Экономика, осно­ванная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели/ http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ f0c3e40261f64c5b432567c80065e37.
  15. Черкашина Т.Ю. Субъекты экономики знаний: ролевые позиции среднего класса // Регион: экономика и социология. –2008. – № 1.
  16. Шелестова Д.А. Сущность и институциональная специфика «экономики знаний» // Современная экономика: проблемы и решения.–2011.–№ 12.
  17. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest.–1967.–№ 7.
  18. http://www.nasledie.ru.
  19. Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review.–1966.– Vol. 31.
  20. Mansell Robin New communication markets: regulating in the ‘commodity’ supply environment.–1995 // European Institute for Communication and Culture Javnost — the public, 2 (2) // http://eprints.lse.ac.uk/26657/.
  21. Michael G. Mimicopoulos The Global Political Economy in the Knowledge Age. 44 p unpan1.un.org/intradoc/ groups/public/…/unpan024391.pdf.

[1] Халитов А.Р. Роль сферы образования в экономике знаний. В кн.: Направления формирования и развития конкурентоспособности региональной экономики на основе инноваций и развития человеческого капитала: сб.трудов участников межрегион. науч.-практ. конф. / под общ.ред. И.Ю.Карелина, Д.Р.Песковой. –Уфа: БАГСУ, 2012.–С. 86

ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
В настоящее время общество находится в процессе смены исторических эпох. Наступает новый этап глобальной эволюции мировой цивилизации – переход к постиндустриальному обществу, основным признаком которого является снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития. Современное развитие связано с мировым переходом к экономике, основанной на знаниях, где экономическая и образовательная политика обеспечивают и резонируют друг друга. Общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях (knowledgebasedeconomy), или проще, но менее корректно – как экономику знаний (knowledgeeconomy). В статье на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих вопросы сущностных характеристик различных терминов, связанных с категорией знания было уточнено понятие «экономика знаний».
Written by: Халитов Айдар Рамильевич
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/22/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook