30 Дек

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность исследования развития страхового рынка обуславливается тем, что в благоприятные годы 2004-2007 гг. и в настоящее кризисное время не достаточно акцентируется внимание на соотношение основных сфер корпоративного и розничного страхования, в том числе автострахования, их динамику в разные периоды функционирования рынка и оценку вклада основных сегментов на его рост и устойчивость. Необходимость исследования автострахования, как ключевого сегмента розничного страхования, возрастает и при решении задач по выявлению стратегических факторов всего страхового рынка в соответствии с разработанной Минфином РФ Стратегией его развития до 2020 г.

Автострахование как одно из ведущих сфер характеризуется значительным вкладом в развитие страхового рынка России. Так, на его долю приходится 38-40% совокупных премий страхового рынка (без ОМС). Автострахование занимает лидирующее положение на рынке страхования имущества и гражданской ответственности [3, с. 269]. Удельный вес премий только по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) составляет в 2015 г. 21,4% от объема совокупных премий [1].

В 2011-2012 гг. наблюдалось активное развитие российского страхового рынка с темпами роста 119,5% и 123,2%. Впоследствии волатильность курса рубля, введение и расширение санкционного режима против России, а также ухудшение условий на банковском рынке привели к неблагоприятным макроэкономическим условиям функционирования страховых компаний. После активного роста страхового рынка в 2011-2012 гг., в 2014-2015 гг. рынок в целом резко замедлил свое развитие — темпы роста совокупных страховых премий составили соответственно 109,2% и 103,3%. Объем рынка в 2015 г. был равен 1 024 млрд. руб. и характеризовался самой низкой динамикой за последние 6 лет (после 2009 г.) [1].

На этом фоне рынок автострахования демонстрировал наиболее высокие показатели развития, что положительно повлияло на общую динамику всего национального рынка страхования. Так, темпы роста рынка автострахования составили: в 2014 г. – 106,3% и в 2015 г. – 110,1% (табл. 1). Страховые премии в целом по рынку автострахования возросли в 2014 г. до объема 376 541,1 млн. руб. и в 2015 г. — до 412 318,7 млн. руб. В 2016 г. в течение 9 месяцев объем премий также повысился и составил 303452,8 млн. руб. (табл. 1).


Таблица 1

Динамика развития рынка автострахования в России

за период 2013-2016 гг. [1, 2]

Виды страхования Начисленные страховые премии,

млн. руб.

Страховые премии, в % к предыд. г.
2013 2014 2015 2016

(9 мес.)

2014 2015
Страхование автотранспорт-ных средств, добровольное (КАСКО) 212306,9 218554,4 187237,3 125661,9 102,9 85,7
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 134248,0 150917,8 218693,1 173091,6 112,6 124,1
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) 7 675,3 7 068,9 6 388,3 4 699,3 92,0 90,0
Итого по рынку автострахования 354230,2 376541,1 412318,7 303452,8 106,3 109,5

Наиболее высокие темпы роста наблюдаются по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Рост продаж по нему составил: в 2015г. – 124,1% по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. — 112,6% (табл. 1). При этом на него приходится наиболее весомая доля рынка автострахования: в 2015 г. – 53,0% и в 2016 г. – 57,0%. Хотя в предыдущие годы на рынке превалировало автоКАСКО, на его долю приходилось 58-60% собранных премий по автострахованию. В то же время количество заключенных договоров ОСАГО сократилось в 2015 г. на 7,3% или на 3,1 млн. договоров и в результате их общее число заключенных договоров оказалось ниже показателя 2012 г.

Добровольные виды автострахования в последние 3 года характеризуются понижающей динамикой, что отражает общую тенденцию сокращения рынка добровольного страхования в стране. Так, по автоКАСКО страховые премии в 2015 г. уменьшились на 31 317,1 млн. руб. или на 14,3% (табл. 1), количество заключенных договоров сократилось на 26,9% или 1,4 млн. договоров. С физическими лицами уменьшение договоров составило 29,2% и с юридическими лицами – 13,6%.

Снижаются объемы и по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО): в 2014 г. – на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 2015 г. – на 10,0% (табл. 1). Это связано и с тем, что в апреле 2015 г. на законодательном уровне были значительно увеличены суммы страховых выплат, а именно: в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших — со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а за причинение вреда имуществу — со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., В результате снизились объемы премий по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и в 2015 г. они составили 6 388,3 млн. руб., что на 10,0% ниже по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. – на 8,0% (табл. 1).

Падение объема продаж новых автомобилей в России привело к существенному замедлению роста рынка страхования средств наземного транспорта: увеличение на 2,5% в 2014 г. по сравнению с 2013 г., тогда как в 2013 г. прирост составлял 8,0% по сравнению с предыдущим годом, т.е. сокращение рынка — более чем в 3 раза. В сегменте страхования средств наземного транспорта средняя выплата увеличилась на 7 тыс. руб. или 14,0% и составила 56,8 тыс. руб. [1].

Общая сумма страховых премий по ОСАГО в 2014 г. возросла до 150,9 млрд. руб., что на 11,9% выше суммы 2013 г. (табл. 1). Несмотря на увеличение базовых тарифных ставок в октябре 2014 г., заметного ускорения роста страховых премий по ОСАГО не наблюдалось. Средняя премия по ОСАГО за год выросла на 0,4 тыс. руб. (до 3,5 тыс. рублей), средняя страховая выплата ― на 6,1 тыс. руб. (до 34,8 тыс. руб.).

Рост реальной убыточности ОСАГО в 2014 г. был вызван увеличением выплат, осуществляемых страховщиками по суду, что в свою очередь связано напрямую с активизацией деятельности «автоюристов». Повсеместное распространение получили и процедуры переуступки пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юридическим компаниям, что также повлияло на рост убыточности ОСАГО. Данная тенденция сохранилась и в 2015-2016 гг.

Следует отметить, что слабая законодательная база в данной области дает неоправданную возможность активизироваться «автоюристам» для увеличения страховых выплат, практически не относящихся к страховым случаям. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей у «автоюристов» появляется возможность за счет штрафов получать по суду от страховых компаний суммы, в несколько раз превышающие реально нанесенные ущербы. В результате, если в 2013 г. коэффициент выплат по ОСАГО превышал 70% в 13-ти регионах РФ, то в 2015 г. — уже в 15-ти регионах [1].

В 2015-2016 гг. для выживания в условиях стагнации и кризиса основные игроки рынка автострахования сменили стратегию — их ключевой целью стало сохранение рентабельности собственных средств, а не рост объемов страховых премий. В связи с этим страховщики сократили свое присутствие в наиболее убыточных регионах по ОСАГО и пересмотрели тарифную политику в сегменте автоКАСКО.

В таких негативных условиях развития для поддержания рентабельности бизнеса автостраховщики активно сокращают расходы на ведение дела, среднее значение показателя у страховщиков опустилось до 40-43% (-0,6 п.п.).

Повышение тарифов по обязательному автострахованию позволило рынку избежать ухудшающего сценария — предотвратило уход с рынка многих надежных страховых компаний и рост числа страховщиков, работающих «с колес». При этом намного улучшилось качество урегулирования убытков, возросли выплаты потерпевшим лицам, сокращаются переплаты за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Приняты и другие законодательные меры, направленные на защиту интересов и прав страхователей: значительно увеличены страховые суммы, введена единая методика оценки ущерба, уменьшен допустимый процент износа, установлен досудебный порядок урегулирования.

Анализ динамики коэффициента выплат по рынку автострахования в России также свидетельствует о неустойчивой динамики и разнонаправленности воздействия основных факторов на его развитие (табл. 2). Так, до 2015 г. наблюдалось его повышение до уровня 71,1%, а в последние два года, наоборот, — ощутимое падение до уровня 65,7% по итогам 9 месяцев 2016 г. (табл. 2). Это вызвано следующими изменениями коэффициента выплат по автоКАСКО: ростом в 2014 г. на 5,2 п.п. и снижением в 2015 г. на 1,7 п.п. и в 2016 г. – на 16,3 п.п. до уровня 60,6% (табл. 2).


Таблица 2

Динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России

за период 2013-2016 г. [1, 2]

Виды страхования Коэффициент выплат, % Измен-е коэф-та,

 + ; —

2013 2014 2015 2016

(9 мес.)

2014 2015 2016
Страхование автотранспорт-ных средств, добровольное (КАСКО) 73,4 78,6 76,9 60,6 +5,2 -1,7 -16,3
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 57,6 59,8 56,5 69,4 +2,2 -3,3 +12,9
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) 52,1 80,6 90,2 60,8 +28,5 +9,6 -29,4
Итого по рынку автострахования 66,9 71,1 66,3 65,7 +4,2 -4,8 -0,6

 

По ОСАГО отмечается обратная ситуация – неожиданное повышение коэффициента в 2016 г. до 69,4% или на 12,9 п.п. по сравнению с предыдущим годом (табл. 2), что дает обоснование спрогнозировать такой же высокий годовой его уровень. Это связано помимо объективных факторов риска с тем, что по данному виду страхования с апреля 2015 г. законодательно увеличились суммы страховых выплат.

Поскольку вид ДСАГО является дополнением к обязательному виду ОСАГО, то такие обстоятельства обусловили снижение выплат по ДСАГО и соответствующее уменьшение коэффициента выплат. Так, в 2016 г. коэффициент по нему составил 60,8% и наблюдалось существенное его снижение – на 29,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом (табл. 2), что свидетельствует о реальной заинтересованности страхователей в приобретении полиса по данному виду риска. В предыдущие годы (до 2015 г.) низкие коэффициенты выплат по ОСАГО компенсировались более высокими его значениями по ДСАГО: в 2014 г. – 80,6% и в 2015 г. – 90,2% (табл. 2).

В 2015 г. общий размер страховых выплат по рынку автострахования составил 273 311,6 млн. руб. или 102,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г., соответственно 267 776,7 млн. руб. или 115,0% по сравнению с 2013 г.

В ходе анализа российского рынка автострахования выявлено снижение спроса на новые договоры вследствие их удорожания (по всем видам), что в свою очередь обусловлено падением продаж новых автомобилей и уменьшением выданных автокредитов. Повышение в последние два года объемов по автострахованию за счет выбора автовладельцами усеченных программ автоКАСКО и полисов с франшизой, которые по стоимости более дешевые, не смогло обеспечить тенденцию финансового перевеса в пользу роста всего рынка автострахования. В целом сегмент добровольного автострахования продемонстрировал в 2015 г. падение на 12,2%, тогда как сегмент обязательного автострахования показал рост на 24,1% по сравнению с предыдущим периодом.

Вывод: структура и динамика развития рынка автострахования в России характеризуются неустойчивостью с выявленной тенденцией влияния на его колебания сегмента обязательного автострахования, в котором возрастает реальная убыточность и активизируются меры по ее снижению. Динамика и структура сегмента добровольного автострахования отражают общую тенденцию потребительского спроса на авторынке и рынке автокредитования, имея при этом внутренние факторы развития по усеченным программам и внедрению системы франшиз.

 

Список литературы:

  1. Данные Банка России по финансовым рынкам «Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 2013-2015 гг.» — таблицы 1, 7, 16. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_insurance (дата обращения: 25.12.2016).
  2. Сведения по страховым премиям и выплатам по договорам страхования, страховой сумме по заключенным и действовавшим договорам страхования и др. показателям за период январь-сентябрь 2016 года. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_insurance (дата обращения: 25.12.2016).
  3. Цыганов А.А., Сахирова Н.П. Институциональное развитие страхового рынка: теоретические и методологические аспекты. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2013. — № 36. — С. 261-277.
    ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
    В статье представлен подробный анализ рынка автострахования в России за последние четыре года с позиций структурных его изменений, особенностей и тенденций развития. Выявлены позитивные и негативные факторы его функционирования с учетом последних законодательных изменений. Практическая ценность исследования заключается в определении потенциала российского рынка автострахования, его динамики и влияния на развитие страхования в стране.
    Written by: Эльдаров Эльдар Нариманович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)
    Available in: Ebook