28 Апр

Детский и семейный фитнес в России пути и проблемы развития.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность.

Трудно переоценить важность вопросов касающихся образования и здоровья подрастающего поколения. Сегодня проблема физического здоровья у детей для России как впрочем и для большинства других стран стоит достаточно остро, во многом это связано с увеличением умственной нагрузки на детей,  с одновременной потерей ориентации на здоровый образ жизни у большинства  населения. В таких условиях создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов физкультурной деятельности является в настоящее время необходимым.

Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и представляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования.[
1, c. 70-72.] Поэтому на сегодняшний день его можно  считать самым молодым и методически неразвитом направлением фитнеса как в педагогическом плане так и в плане осуществления своей деятельности организациям предоставляющим свои услуги в данном направлении.

Одновременно с этим последнее время стали не менее актуальны вопросы отношений внутри семьи. Это связано с тем что в последние десятилетия наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. И в исследованиях многих авторов отмечается, что нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребёнка.

Сегодня на первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира, познания окружающей действительности через двигательную деятельность, через физкультурные занятия в сотрудничестве не только с педагогом, но и с родителями. Всё это способен обеспечить семейный фитнес. В процессе совместных занятий, не только ребёнок, но и родители постоянно открывают для себя что-то новое и приобщаются, таким образом, к занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни.

Родители и дети с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению.[ 4, С. 165]

Кроме того в детском и семейном фитнесе можно выделить такое понятие как потребительская пирамида фитнеса она заключает в себя взаимосвязную цепь родители-дети-фитнес клуб. Суть её заключается в том, что  родители отдавая ребёнка например заниматься в детские группы, зачастую вместе со своим ребёнком осознают необходимость физической активности в жизни, и приходят в фитнес. Либо детей интересует, что делают родители, когда занимаются в фитнес центре и дети, приходя на занятия, подражают своим родителям уже занимающимся, и при этом у них формируются знания основ здорового образа жизни. .[ 5 ]

Однако в данной пирамиде речь идёт скорее не о совместных занятиях родителей и детей а только о пользованием спортивно-оздоровительными услугами на базе одного физкультурно-оздоровительного объекта, что однако не отменяет ценность данного пункта с финансовой и социально-культурной точки зрения.

Все эти факторы указывают на целесообразность и взаимовыгодность как для государственной здравоохранительной системы так и для коммерческих организаций в развитии этих двух направлений спортивно-оздоровительных услуг. Причём в развитии разноплановом как научно/методически/педагогическом целью которого является разработка и внедрение эффективных и безопасных методик проведения занятий в данных направлениях, так и маркетингово/экономическом  для которого основной целью будет популялизировать вышеназванные направления с целью увеличения рентабельности субъектов отрасли и привлечения новых потребителей. Данное исследование направленно главным образом на поиск причин мешающим этим двум направлениям раскрыть свой потребительских потенциал полностью а так же на поиск оптимальных шагов, внедрение которых позволит наиболее эффективно развиваться детскому и семейному фитнесу как специализированной экономической отрасли.

Детский фитнес как специализированная отрасль экономики.

История детского фитнеса в России началась как система дополнительного школьного образования, где вначале и апробировались  первые методики данного направления которые уже в дальнейшем получили известность в фитнес индустрии. Однако как показала практика  дошкольные учреждения и школы ввиду плохого финансирования, недостатка высококвалифицированных специалистов и оборудования не могут решить целиком оздоровительные задачи физического воспитания, что и стало причиной обусловливающей развитие детского фитнеса как отдельного направления фитнес индустрии. Стоит сразу отметить что сама фитнес индустрия в России имеет множество проблем и уже более 20 лет находиться как утверждают в один голос эксперты в стадии становления. И с ними трудно не согласиться проблем действительно едва ли не больше чем успехов, а с усложнением экономической ситуации в стране эти проблемы увеличиваются в квадрате. При этом детский и семейный фитнес являясь достаточно специализированной системой рыночных отношений  но одновременно и одним из направлений услуг фитнеса подвержен как общим основным проблемам индустрии так и имеет ряд отдельных, обособленных, присущих только ему факторов отрицательно влияющих на общую рентабельность услуги. Всё это диктует необходимость в рамках популяризации и повышения спроса на услуги разработать в том числе и специализированные маркетинговые стратегии направленные на решение основных проблем обозначенных отраслей рассчитанных на перспективное эффективное их развитие где в понятие эффективности будет заключать в себя развитие взаимодополняющих и взаимосвязанных блоков таких как: «целевой», «теоретико-методологический», «содержательный», «программный», «кадрового обеспечения», «организационно-управленческий», «реализующий», «результативный». [Е.Г. Сайкина 2009] Анализ сегоднишнего состояния рынка детского и семейного фитнеса показывает что на сегодня он достаточно мало востребован, так общий процент детей занимающихся на базе фитнес клубов уже длительное время остаётся самым низким из всего возрастного потребительского сегмента[Источник материалы Исследовательского центра агентства League Consulting за 2006 г ] хотя и имеет тенденцию к увеличению спроса. ( По результатам собственного исследования в ряде ФОКов так называемого среднего ценового сегмента, показатель вовлечённости детей до 16 лет был примерно уровне 8%) Кроме того в 2010  году по результату мониторинга рынка был сделан вывод что наименее всего в фитнес индустрии задействована категория людей имеющая детей особенно 2х и более, [2, с. 21] что означает большой не охваченный потенциал в этой категории потенциальных потребителей а следовательно и в целесообразности его вовлечения в отрасль для фитнес организаций. При этом для дальнейшего развития направлений фитнес организациям придётся столкнуться и разрешить ряд актуальных проблем, часть из которых будет возможно решить только объединёнными усилиями участников рынка.

Актуальные проблемы детского и семейного фитнеса.

На сегоднишний день у детского и семейного фитнеса в России обозначился ряд специфичных проблем, несмотря на то что многие из них тесно перекликаются с общими отраслевыми проблемами фитнеса( что в общем-то понятно учитывая представление данных направлений в рамках одной индустрии) однако даже в схожих чертах при ближайшем рассмотрении будут иметься обособленные отличия затрагивающие именно рассматриваемые услуги, что делает целесообразным рассмотреть все эти проблемы в рамках специализированной системы отношений на рынке.

Наиболее важные из них:

  • Отсутствие понятного и систематизированного определения детского и семейного фитнеса на законодательном уровне – В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» нет такого понятия как фитнес, а с дифиницией таких терминов как детский и семейный фитнес там всё ещё более неоднозначно. По сути при ближайшем рассмотрении в России на законодательном уровне детский фитнес и детский спорт объединены воедино, что на мой взгляд является в корне неверным учитывая структурные отличия организаций осуществляющих деятельность в данных направлениях. Кроме того что это создаёт дополнительную конкуренцию для услуг со стороны некоммерческих ДЮСШ, которую при более чётких критериях определений можно было бы до известной степени избежать. Но так же мешает и самим организациям эффективно позиционировать данные направления деятельности и создаёт дополнительные сложности при отдельном анализе рентабельности различных видов услуг.

Услуги фитнеса как и большинство видов нематериальных услуг для успешной их реализации должны быть для потребителя максимально «наглядными», то есть потенциальный потребитель будет готов их приобретать в случае если будет наиболее полно понимать качества которым в итоге будет соответствовать услуга, и в этом смысле отсутствие таких чётких критериев играет против поставщика, так как потребитель не способен сформировать в полном объёме понимание качеств, которыми услуга обладает.

К тому же в случае наличия наиболее чётко сформулированных свойств которыми должна обладать та или иная услуга, намного проще разрабатывать и проводить различные маркетинговые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности услуги. Что делает целесообразным разработку и внедрение нормативных документов определяющих основные свойства и критерии вышеназванных направлений.

2) Невысокая доступность для большинства населения – так называемый средний класс фитнес клубов который по своей сути как раз и должен способствовать развитию семейного фитнеса и формировать «резерв» для будущих потенциальных потребителей фитнес услуг, на сегоднишний день в России является малодоступным для большей части населения.  Высокий ценовой порог ( Для сравнения в стране с более обеспеченным финансовым состоянием населения такой как США цена на фитнес в этой же категории клубов составляет в среднем 30-40 долларов в месяц, тогда как в России 50-60 долларов) вызван высокой арендной ставкой помещений, высокой стоимостью закупки и содержания специального оборудования, ( в условиях роста курса доллара затраты на данный пункт увеличиваются ещё больше, так как всё современное оборудование закупается или что чаще берётся в аренду за границей.) так же большими затратами на коммунальные услуги,   сюда ещё прибавляется и высокая кредитная ставка в стране. В таких условиях клубы не склонны делать высокие скидки на абонементы даже во время акций, как правило скидки не превышают 10-15% от базовой стоимости в то время как стоимость даже отдельного детского абонемента не сильно ниже чем абонемента взрослого. [ 3, c. 384] Ко всему этому в наиболее крупных городах  таких как Москва и Санкт-Петербург прибавляется в целях максимального убережения себя от финансовых рисков продажа абонементов организациями только на длительный период времени. Всё это вызывает ситуацию, когда наиболее перспективный в плане развития семейного фитнеса класс клубов не способен в действительности эффективно вести свою деятельность в данных направлениях, ввиду отсутствия склонности потенциально не охваченного потребительского сегмента тратить столько на физкультурно-оздоровительные услуги. И это в свою очередь указывает на необходимость введения более гибкой ценовой политики для некоторых категорий потребителей, таких например как семьи имеющие двух и более детей, несмотря даже на усложнение бухгалтерских операций для организаций при этом. Так же на доступности в масштабах страны отрицательно сказывается малое количество фитнес организаций за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. На чью долю приходится более 80% всего рынка.[ Источник экспресс-обзор 2010]

3) Противоречивость и практическое отсутствие общепринято научно обоснованной методической базы – сегодня по мнению многих экспертов методическое развитие занятий по детскому и совместному с родителями фитнесу переполнено различными противоречивыми гипотезами и системами тренировок.[ Е.Г. Сайкина 2009, Лебедева 2010, Григорьев В.И 2011] Чья действительная эффективность и безопасность находиться на самом деле под большим вопросом ввиду отсутствия какой-либо общепринятой системы оценки и контроля над данными направлениями спортивно-оздоровительной отрасли. И здесь речь даже не про государственный уровень а хотя бы внутренне экпертный контроль. Зачастую какие-либо вводимые новые направления детского фитнеса не проходят никакой серьёзной предварительной оценки даже внутри организации. Хотя в этом плане детскому фитнесу повезло больше чем большинству остальных фитнес направлений так как в стране есть хотя бы один государственный факультет занимающийся научным развитием данных направлений на базе МГПУ им. Герцена. Однако как показывает сегодняшняя ситуация этого мало как для подготовки тренерских кадров, так и для эффективного внедрения и разработки различных новых методик, особенно если учесть тот фактор, что данные исследования идут как будто параллельно с самой индустрией и взаимодействие между организациями занимающихся деятельностью в данных областях и государственными педагогическими институтами даже учитывая его единственное соотносящейся с отраслью число практически отсутствует.

4) Недостаточное внимание со стороны федераций и ассоциаций – в настоящее время в России такие добровольные объединения в фитнес индустрии как фитнес федерации и фитнес ассоциации в целом недостаточно занимаются разработкой и апробированием различных тренировочных, педагогических, рекламных методик, способных действительно повлиять на спрос фитнеса в стране. Так же в отличие от подобных организаций в других странах с развитым фитнес рынком, в России они практически не оказывают юридической поддержки участникам рынка. Конечно будет неправдой сказать что они совсем не занимаются данными видами деятельности, однако в условиях отсутствия какой-либо общей системы контроля и оценки над введением различных инноваций в условиях именно Российских реалий, разработка такого рода инноваций превращается чаще всего в тщательное «слизывание» методик зарубежных, без каких либо скидок на экономические и этнологические отличия в разных странах. Данная проблема актуальна в принципе для всех направлений фитнеса и детский и семейный фитнес здесь не исключение однако именно в детском и семейном фитнесе как не в каком другом направлении учитывая его социальную значимость существуют возможности для сотрудничества с различными государственными структурами и даже коммерческими организациями с целью апробирования различных новых методик для организаций осуществляющих свою деятельность в данных областях, что вызывает если не уверенность то хотя бы надежду, что в скором времени ситуация может измениться к лучшему.

5) Недостаток квалифицированных тренеров – Опять же совершенно закономерная проблема: недостаток учебных институтов, педагогических программ, в целом методически-практическая малоизученность отрасли, не очень сильная заинтересованность организаций в развитии услуги ввиду не слишком высокого на сегодня спроса и практически полное отсутствие общепринятых методов контроля во всех областях относящихся к отрасли. Всё это приводит к тому что действительно квалифицированных и опытных специалистов в данных направлениях очень не хватает даже с учётом не слишком большого количества фитнес организаций на территории страны в сравнении с государствами где фитнес рынок хорошо развит. Немалую роль здесь играет и то что сегодня весь фитнес в России фактически «централизирован» в Москве и Санкт-Петербурге, что означает что если даже потенциальный тренер этих направлений и получит соответсвующее образование, вне этих городов устроиться по специальности будет весьма проблематично, что сильно снижает «географический» кадровый потенциал, даже если бы соответсвующие методики и были бы разработаны и внедрены на уровне институтов в ближайшей перспективе.

Области инновационной деятельности, способные увеличить конкурентоспособность детского фитнеса и семейного фитнеса на рынке спортивно-оздоровительных услуг.

Под областью инновационной деятельности следует понимать какую-либо сферу в рамках которой происходит создание инновационного продукта от стадии исследования, разработки и создания, до стадий внедрения, практического освоения и реализации инновации.[ Информационный портал futureaccess.ru, интернет ресурс ]

В детском и семейном фитнесе такими сферами могут  быть:

1) Область ценообразования – Сегодня по мнению многих экспертов, для привлечения большего количества неохваченной аудитории фитнесу необходимо ввести более гибкую ценовую политику на оказываемые услуги, детский и семейный фитнес в этом смысле не исключения. При этом у данных направлений есть ещё и преимущество в том что семейная категория людей как правило не обладает большим количеством свободного времени, так же как и дети по понятным причинам не будут подолгу находиться в фитнес клубе. Что снижает риски сопряжённые со снижением качества сервиса, ввиду увеличения количества посетителей при недостаточности площадей при привлечении именно данной категории потребителей. В сравнении например с таким потребительским сегментом как  люди старшего и пенсионного возраста, которые склонны если они являются клиентами фитнес центра проводить в нём достаточно много времени, относительно молодые семейные люди и дети не будут создавать такого ощущения «перегруженности» ФОКа, даже при большем их количестве, ввиду невозможности частого посещения и отсутствия большого свободного времени на тренировки. Что делает достаточно выгодным компенсировать свои финансовые убытки в случае снижения цен, увеличив количество привлечённой аудитории  именно для данных категорий потребителей. Как вариант такой маркетинговой схемы можно например давать более ощутимые льготы при покупке допустим семейных абонементов и сделать их максимально разнообразными в отношении ограничений по времени посещения.( разбить к примеру традиционную схему: утренее/вечернее посещение на утренее/дневное/вечернее посещение.)

2) Область взаимодействия с государственными смежными сферами – Как уже отмечалось выше: детский и семейный фитнес имеют наибольшие возможности относительно получения протекционных льгот со стороны государства для индустрии. А как показывает практика других стран, именно государственные льготные условия, а так же информационно-рекламная поддержка играют решающую роль в формировании спроса на фитнес услуги в стране. Однако что бы получить такую поддержку будет необходимо приложить немало совместных усилий и средств, если не всем, то большинству наиболее видным участникам рынка точно. И сегодня можно заметить что подобная политика уже проводиться со стороны некоторых крупных федераций, которые выбрали путь взаимодействия с государством именно через внедрение фитнес технологий на государственном уровне, через детский спорт и дополнительную школьную и внешкольную физическую активность. ( пр. Федерация фитнес-аэробики России) Примерно с помощью такой же политики фитнес смог получить обширную правительственную поддержку в Англии, что становится вдвойне актуально учитывая схожую рыночную конъюктуру фитнеса в Великобритании и нашей стране. Соответственно более активная и обширная работа субъектов и объектов фитнеса в данной области видится весьма эффективной в плане развития перспектив не только отдельных направлений отрасли, но и всей индустрии в целом.

3) Нормативно-правовая область – создание нормативных документов, регламентирующий и определяющих понятия детского и семейного фитнеса в которых будет чётко обозначена их сущность позволит: более эффективно позиционировать себя на рынке спортивно-оздоровительных услуг; позволит разработать общие критерии оценки качества услуг; поможет лучше сформулировать в общественном сознании понимание данных направлений фитнеса и их общественно социально-воспитательно-оздоровительную значимость и что самое главное отличие от государственных ДЮСШ, что даст возможность потенциальным потребителям делать свой выбор более осознанно, а для фитнес субъектов снизит влияние данных организаций в качестве потенциальных конкурентов. ( По результатам опросов проведённых например на базе МГПУ им. Герцена в 2006 году только малое количество родителей  отдавая своего ребёнка на занятия какой-либо физической активностью планируют что бы в дальнейшем он стал профессиональным спортсменом, а ведь именно отбор и начальная подготовка будуших «чемпионов» и является основной целью деятельности данных организаций, что отражается и на процессе проведения тренировок) Так же это поможет более чётко структурировать и развивать уже имеющиеся направления в рамках данных услуг.

Выводы:

Подводя итоги в основные проблемы детского и семейного фитнеса в России можно представить в следующей таблице :

Слабые стороны  Краткое описание причин
Высокая стоимость для большей части населения Фитнес в России итак достаточно дорог даже в сравнении с другими странами, чей уровень доходов населения значительно выше Российского. А с учётом не слишком развитой системой льгот и скидок, покупка абонементов сразу для нескольких человек что подразумевает под собой направление семейного фитнеса делает данное направление ещё более малодоступным для большинства населения.
Малая изученность и методическая база Детский и семейный фитнес как отдельные направления индустрии появились сравнительно недавно и пока ещё имеют недостаточно большую научно-методическую исследовательскую базу под собой.
Недостаток квалифицированных специалистов Фитнес в России вообще испытывает сильную нехватку квалифицированных кадров во всех областях, в том числе и на управленческом уровне. Однако ввиду как уже говорилось небольшого теоретически-практического опыта, малого интереса к развитию направлений со стороны большинства фитнес объединений и ряда других причин, в детском и семейном фитнесе данная проблема обозначена пожалуй наиболее заметно.
Отсутствие протекции со стороны государства Как показывает практика именно от отношения государственного аппарата к фитнесу в наибольшей степени и зависит степень «вовлечённости» населения в отрасль. В России сегодня государство не склонно давать какие-либо «льготы» или оказывать иную поддержку фитнес структурам, что в конечном счёте и сказывается на темпах развития отрасли.
Фактическое отсутствие отрасли на законодательном уровне В Российском законодательстве не существует определений фитнеса вообще, а соответственно и остальных его направлений. Что мешает в формировании критерий деятельности для организаций и мешает потребителям ориентироваться в отношении мотивов и критериев выбора спортивно-оздоровительного субъекта.
Централизация отрасли в Москве и Санкт-Петербурге Пока почти весь фитнес рынок в России сосредоточен только в этих двух городах и до регионов практически не дошёл. Что делает затруднительным развитие каких-либо направлений индустрии за их пределами ввиду малого количества объектов предоставляющих подобного рода услуги в остальных городах и регионах.

В связи с этими проблемами в рамках развития детского и семейного фитнеса а так же фитнеса вообще можно предложить следующие шаги, способствующих их решению для организаций:

  • Внедрение более гибкой ценовой и льготной политики для некоторых категорий населения
  • Увеличение количества внутриорганизационных мероприятий направленных на постоянное повышение квалификации тренеров
  • Активное участие и помощь в разработке и внедрении различных новых программ и методик детского и семейного фитнеса
  • Расширение предпринимательского рынка за пределами Москвы и Санкт-Петербурга
  • Объединение усилий с конкурентами в рамках разработки эффективной модели взаимодействия индустрии с государственным аппаратом
  • Активное участие и помощь в разработке и внедрении различных нормативно-правовых документов затрагивающих отрасль

 

Список литературы:

  1. Грудина С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников//Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 70-72
  2. Бизнес планирование и мониторинг деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов, 2010, с. 21
  3. Степанова К.В.Кабинетные исследования отечественного рынка фитнес-услуг // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века : материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. – 384
  4. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми: Проблемы и перспективы, И.И. Лебедева // Роль фитнеса в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России // сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, посвящённой посвященной 65-летию факультета физической культуры, 215-летию РГПУ им.А.И. Герцена, С.165 // Санкт-Петербург издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2011
  5. Российская бизнес газета номер 840, 2012
    Детский и семейный фитнес в России пути и проблемы развития.
    Цель: В рамках исследования поставлены следующие задачи: проанализировать рынок услуг детского и семейного фитнеса в России; выявить и проанализировать основные проблемы данных направлений физкультурно-оздоровительных услуг; предложить шаги способные способствовать их развитию как экономической отрасли. Методы: Сбор первичной и вторичной информации, элементы SWOT анализа, сбор и обработка статистических данных, публикаций, отчетов зарубежных и отечественных исследовательских и консалтинговых компаний, информационно-аналитические порталы. Результаты: В статье представлен подробный анализ основных проблем затрагивающих направления детского и семейного фитнеса в стране; обоснованна актуальность продолжения исследований всех аспектов данных услуг; разработана стратегия поведения организаций на рынке, способная увеличить спрос на данные услуги. Выводы: Сегодня в России детский и семейный фитнес не сильно востребован не ввиду его неактуальности или нежелания людей пользоваться данным видом услуг, а по причине малой доступности для большинства населения а так же ряда других серьёзных проблем затрагивающих эти направления, соответственно решение этих проблем способно вызвать в перспективе большой спрос на услугу и способствовать развитию столь социально значимого физкультурно-оздоровительного направления.
    Written by: Кукушкин Александр Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook