28 Апр

ДЕТЕРМИНАНТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ ТАДЖИКИСТАНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение. Гостиничный бизнес в Таджикистане  имеет определенные особенности, связанные с характером труда в гостиничной индустрии, видом услуг, со структурой продукта, соотношении спроса и предложения, формами продаж и т.д. Сегодня индустрия гостеприимства как совокупность предприятий сферы обслуживания и других организаций работает в условиях жесткой конкуренции, отвоевывая как национальный, так и международный рынки. Рыночные преобразования в Таджикистане, сопровождавшиеся приватизацией собственности и появлением новых структурных единиц, должны были привести к повышению уровня конкуренции между субъектами национальной экономики. Таким образом, на рынке гостиничных услуг Таджикистана появились частные предприятия, и все они в процессе развития конкуренции стали бороться за потребителя.

Анализ последних исследований и литературы. Вопросами гостиничного бизнеса занимались ученые: Рентч М.С.[6], изучал основы менеджмента в гостиничном бизнесе; Одинаева Х.О[5], рассматривала вопросы экономики и организации туристично-гостиничного предпринимательства; Ойхман Е.Г. [3], Каюмова Ю.В. [1], Козлова Т. [1], занимались вопросами внедрения компьютерных технологий в туризме; Юрьев А.П[8]. рассматривал возможности организация туристической и гостиничной деятельности.

Цель исследований, постановление проблемы. Определить и проанализировать основные проблемы, с которыми сталкивается гостиничный бизнес в Таджикистане, и предложить возможные пути их решения.

Материалы исследований. К основным препятствиям развития таджикского гостиничного хозяйства, требующих устранения относятся:

  1. Недостаточное количество гостиниц вследствие значительных барьеров входа на рынок гостиничных услуг Таджикистана. В Таджикистане не хватает около 70 четырех и пяти звездных отелей (7 тыс. номеров) и 400 тыс. номеров в гостиницах низшей категории. Показатель обеспеченности гостиницами (количество гостиничных мест на 1000 человек) в Таджикистане низкий (при норме 10 мест на 1000 человек в Таджикистане всего 2,9 гостиничных места), для сравнения: в Москве — 9,3; в Санкт-Петербурге — 6,4; в Париже — 38,4; в Вене — 25,6. Все это препятствует развитию гостиничного хозяйства, входу на рынок известных гостиничных операторов и созданию национальных гостиничных сетей, которые могут обеспечить надлежащий уровень услуг требовательным туристам со всего мира.
  2. Несоответствие цен уровню качества гостиничных услуг. Стоимость проживания в таджикских гостиницах в 2-3 раза превышает стоимость проживания в гостиницах аналогичного уровня стран Европы. Это обусловлено ненадлежащим государственным регулированием этой сферы (отсутствует государственный орган по учету гостиниц и других заведений, размещению, регулированию и контролю над их деятельностью), и низким уровнем дифференциации гостиничных услуг (слаборазвитая сеть хостелов, мотелей, кемпингов, пансионатов и др.).
  3. Отсутствие развитой и официально учтенной сети альтернативных средств размещения экономического класса (хостелов, малых и мини-отелей, апартаментов). Частично удовлетворить спрос на места размещения могли бы малые отели, апартаменты и пансионы, стоимость проживания в которых значительно ниже. Однако сеть хостелов в Таджикистане развита недостаточно, функционирует только 17 хостелов (в Европе официально зарегистрировано 18 тыс. хостелов, из них 4,5 тыс. объединены единой системой бронирования).
  4. Низкий уровень конкуренции на гостиничном рынке вследствие отсутствия корпоративных стандартов управления качеством гостиничных услуг. Таджикский гостиничный рынок характеризуется неудовлетворенным спросом и ограниченным предложением, как со стороны иностранных гостиничных сетей, так и со стороны Таджикских отельеров.
  5. Недостаточное количество и ненадлежащий уровень подготовки кадров для гостиничного хозяйства. Сегодня в Таджикистане в туризме фактически работает 35 тыс. человек, еще 120 тыс. человек — в гостиницах и других заведениях размещения.
  6. Ограниченность практики использования электронных и автоматизированных систем бронирования гостиничных номеров и новейших технологий в процессе осуществления обслуживания в гостиницах и других заведениях размещения.
  7. Проблема загруженности и содержания гостиниц и других заведений размещения. Несмотря на то, что в Таджикистане существует неудовлетворенный спрос на гостиничные услуги, количество средств размещения, которая запланирована для введения в эксплуатацию значительно больше, чем требует таджикский туристический рынок на данном этапе развития.

Результаты исследований. Эффективность гостиничных сетей и наличие значительного количества гостиниц высокого класса, обязательными атрибутами которых является высокопрофессиональный и гостеприимный персонал, современная инфраструктура, система безопасности и т.д., является одним из факторов, что значительно влияет на развитие туристической индустрии.

В городах Таджикистана предлагается широкий выбор отелей — от пятизвездочных с высоким уровнем сервиса до дешевых. Однако среди всех номеров гостиниц только около 5% отвечают международным стандартам. При этом стоимость гостиничных услуг часто оказывается выше, чем среднеевропейская, а уровень обслуживания значительно ниже. Необходимо также учесть, что загрузки гостиниц всех категорий составляет около 60%, а в сегменте четыре и пять звёзд иногда достигает 72%[13].

Быстрое развитие технологий строительства, появление новых строительных и отделочных материалов, введение электроники и компьютерной техники, интерактивных технологий, с одной стороны, и рост глобальных путешествий и туризма разного уровня, разнообразие туристического спроса, обострение конкуренции между отелями и поиск новых сегментов рынка, изменение собственно философии обслуживания — с другой, возродили к жизни современные тенденции развития всемирного гостиничного хозяйства, среди которых:

  • распространение интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, которые ранее предоставлялись предприятиями других отраслей;
  • экологичность гостиничных услуг;
  • усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяет четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
  • глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;
  • персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
  • широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, что позволяет проводить глубокую и системную экономическую диагностику;
  • концептуализация деятельности;
  • внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.

Сейчас в гостиницах предлагается большое количество услуг, предоставляемых различными заведениями питания и быта, фитнес — и спа-центрами, салонами красоты.   Обычно в отелях существуют танцзалы, музыкальные и тематические  салоны, спортивные площадки и корты, залы для конференций, переговоров, бизнес-центры, помещения для  постоянной индивидуальной работы гостя, выставочные и универсальные залы, торговые заведения разных направлений.

Экологизация гостиничного продукта в настоящее время приобретает большое значение в связи с необходимостью сохранения окружающей среды, ростом спроса туристов на экологически безопасные услуги и товары. Отели пытаются использовать экологически безопасные материалы в интерьере и оборудовании, практиковать «безотходные» технологии, предлагать гостям специальное белье «для аллергиков», экологически чистые продукты и напитки в ресторане. Для некоторых отелей экология превратилась в концепцию их деятельности. Например, гостиничная группа Inter Continental анонсировала первый «абсолютно» экологический отель. Отели бренда Innovation Hotel используют для своей инфраструктуры только солнечную энергию, а также постоянный объем воды, которая после употребления очищается и снова попадает в водопровод. Ветряки обеспечивающие необходимое количество электричества для удовлетворение потребностей гостиниц[10]. Небольшие парки, расположенные на крыше, помогают сохранить помещение прохладным в жаркие месяца и защитить от холода зимой. Сегодня в мире насчитывается около 4 тыс. отелей, которые в тот или иной образом пытаются снизить уровень вреда окружающей среде. Среди них выделяется отель Inter Continental Thalasso Spa на Бора-Бора, который специальными водозаборными системами поднимает из глубин океана почти ледяную воду и используют ее для охлаждения помещений, а также Inter Continental Willard в Вашингтоне, который применяет электрическую энергию только ветряных электростанций[11].

В последнее время, наряду с традиционными полносервисними отелями и ресторанами, все больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором предоставляемых услуг.

Специализация предприятий бывает самой разнообразной. Отели могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристического рынка: например, на клиентов, которые посвящают свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным турам, или туристов, которые выезжают на конгрессы, выставки, ярмарки.

Представляет интерес зарубежный опыт регулирования регионального развития сферы гостеприимства, ведь именно в регионах размещены туристические и рекреационные ресурсы, вырабатывается и потребляется туристический продукт, создаётся определенный имидж не только отдельной местности, но и страны в целом. На региональном (мезоэкономическом) уровне развития туризма во многих странах действуют соответствующие органы центральной исполнительной власти (например, Совет туризма в регионах Италии и Австрии, региональные управления по туризму Великобритании, региональные туристические ассоциации в Германии и т.д.). Они решают вопросы лицензирования и сертификации услуг, координируют местные и национальные инициативы, создают привлекательный туристический имидж региона.

В контексте решения вышеуказанных проблем  подготовки гостиничного хозяйства представляется целесообразным предусмотреть следующие мероприятия:

  1. Разработать организационно-экономические меры стимулирования развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая привлечение иностранных специалистов в учебный процесс, развитие «дефицитных» специальностей на гостиничном рынке.
  2. Учесть в документах стратегического планирования подготовки, организации размещения следующие меры: 1) прогнозирование ожидаемого количества туристов; 2) диверсификации средств размещения туристов (отели, хостелы, усадьбы зеленого туризма и туристические базы в рекреационных зонах прилегающих к городу); 3) разработки специальных экономических режимов для привлечения национальных инвесторов в развитие сети хостелов; 4) внедрение электронных информационных и автоматизированных систем бронирования мест в гостиницах, современных технических средств обслуживания в гостиницах.
  3. Для окупаемости государственных и частных инвестиций в объекты инфраструктуры, в том числе объекты гостиничного хозяйства, целесообразно уже на современном этапе брать пример с Польши и искать возможности реализации в 2015-2017 годах других масштабных мероприятий с целью эффективного использования нововозведённых гостинично-туристических объектов.
  4. Для решения проблемы загруженности гостиниц и других заведений размещения, Государственной службе курортов и туризма Таджикистана целесообразно:

а) взять под контроль разработку туристических маршрутов и туристических продуктов, и осуществлять их продвижение на международном уровне;

б) разработать стратегию выхода таджикского туризма на международный рынок, которая обязательно предусматривала бы создание туристических представительств Таджикистана за рубежом;

в) в 2015 году начать поиск контрактов на проведение массовых спортивных и культурных мероприятий международного уровня в Таджикистане.

  1. С целью создания надлежащей конкурентной среды на гостиничном рынке Таджикистана органам государственной власти целесообразно взвешенно подойти к вопросу привлечения иностранных инвестиций (особенно со стороны известных гостиничных операторов) в создание гостиниц и гостиничных сетей, больше внимания уделить экономическому и налоговому поощрению национальных инвесторов в направлении создания национальных гостиничных сетей.
  2. С целью выведения из «тени» неучтенных средств размещения (малых и микро-отелей, апартаментов) создать благоприятные условия для легализации их деятельности, сформировать реестр таких учреждений и законодательно закрепить их существование, требования к функционированию и необходимых процедур (сертификация, стандартизация и др.).

Выводы. На основании рассмотренного теоретического и практического материала можно сделать вывод, что гостиничный бизнес Таджикистана находится в критическом положении. Существует множество проблем в таджикском гостиничном бизнесе связанных в первую очередь с переходом Таджикистана к рыночной экономике. Однако, существует четкий план и рекомендации по улучшению гостиничного бизнеса в Таджикистане, которых следует придерживаться государству и таджикским отельерам.

Исследуя современное состояние гостиничного хозяйства в мире, неоспоримым следует признать тот факт, что во многих странах мира индустрия гостеприимства давно сформировалась и стабильно развивается, имея материальную базу и обеспечивая работой миллионы людей, что, безусловно, положительно влияет на экономику отдельного государства. Сегодня гостиничное хозяйство во всем мире развивается на индустриальной основе и является отраслью экономики, которая обеспечивает значительные валютные поступления благодаря распространению иностранного туризма. По результатам проведенного анализа можно выделить следующие основные направления развития гостиничного бизнеса:

  • углубление специализации и концептуализации гостиничных заведений;
  • образование международных гостиничных цепей и консорциумов под влиянием глобализации;
  • персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
  • диверсификация услуг;
  • внедрение в индустрию гостеприимства информационных компьютерных технологий.

Перспективами дальнейших исследований является всестороннее изучение, анализ и использование всех резервов повышения качества обслуживания и конкурентоспособности гостиничных комплексов Таджикистана путем внедрения положительного зарубежного опыта развития предприятий сферы гостеприимства.

Список литературы:

  1. Каюмова Ю.В. Государственное регулирование развития гостиничного хозяйства: проблемы и перспективы / Ю. В. Каюмова Н.К // Наук. Вестн. — 2009. — № 3. — С. 29-36.
  2. Козлова Т. «Лицо» сетевых отелей / Козлова // Новости турбизнеса. — 2005. — № 22. — С. 23.
  3. Ойхман Е.Г.Управление современным гостиничным комплексом учеб. пособие. / Е. Г. Ойхман, А. А. Змиева, Г. А. Зиновьев, Е. В. Самарцев, А. А. Гаца; под ред. С .И. Дорогунцова. — М.: Лира-К, 2005. — 156 с.
  4. Нечаюк Л. И. Гостинично-ресторанный бизнес: менеджмент: учеб. пособие. / Л. И. Нечаюк, Н. А. Нечаюк. — М.: ЦУЛ, 2009. — 344 с.
  5. Одинаева Х.О Экономика и организация туристско-гостиничного предпринимательства: учеб. пособие. / Х.О. Одинаева — К.: ЦУЛ, 2007. — 344 с.
  6. Рентч М. С. Преимущества брендирования отелей / М. С. Рентч // Гостиничный и ресторанный бизнес. — 2008. — № 3. — С. 48-50.
  7. Цёхла С. Ю. Экономические основы курортной индустрии и перспективы развития / С. Ю. Цёхла // Ученые записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия: Экономика. — 2008. — Т. 21 (60). — № 1. — С. 286-294.
  8. Юрьев А. П. Формирование цены и ценовой политики на предприятиях туристического бизнеса: монография / А. П. Юрьев, К. В. Ермилова; Институт турист. бизнеса., 2004. — 200 с.
  9. Australian International Hotel School- Curriculum Outline http://www.aihs.edu.au/aihs/static/php3?id=32
  10. Baum T. Managing Human Resources in the European Tourism and Hospitality Industry. A Strategic approach.- UK: International Thomson Business Press, 1996.- 281 p.
  11. Cambridge Marketing College. Short Course Prospectus 1998-99.- UK: Cambridge Marketing College.- 32 p.
  12. Choy D. The Quality of Tourism Employment // Tourism Management.- 1995.-Vol. 16.- P. 129-137.
  13. Таджикистан. Страны мира. http://tours-tv.com/ru/tajikistan
    ДЕТЕРМИНАНТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ ТАДЖИКИСТАНА
    В работе были представлены и проанализированы основные проблемы гостиничного бизнеса в Таджикистане. Описаны барьеры, которые стали на пути развития Таджикского малого и среднего бизнеса в гостиничных комплексах после перехода страны к рыночной экономике. Проанализирован опыт развитых и развивающихся стран для формирования предложений по дальнейшему развитию сферы гостеприимства Таджикистана и повышения его конкурентоспособности в условиях интеграции таджикской экономики в мировое хозяйство.
    Written by: Кадырова Махира Ишановна, Курбонов Ёрмахмад
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook