28 Ноя

АНКЕТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Большинство существующих методик оценки инновационной деятельности представляют собой функционально сложный и затратный процесс. Расчет систем показателей требует большого объема запрашиваемой информации, длительного времени на ее обработку и оценку результатов анализа. Так как инновационная деятельность является специфическим направлением деятельности предприятий, то сложность и трудоемкость аналитического процесса увеличивается. Отдельный этап инновационного процесса характеризуется специфическими показателями, которые необходимо  исследовать в динамике, в сравнении с общеустановленными или средними, учитывать и выявлять влияние отдельных факторов на то или иное явление или процесс. Таким образом, все инновационные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены и соответственно не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Однако это не исключает возможности логического обособления факторов в процессе экономических расчетов. При этом степень влияния каждого фактора на изменение исследуемого объекта определяется при условии, что влияние остальных факторов принимается неизменным.

Современные реалии диктуют новые условия развития. Динамично развивающееся общество предопределяет ускорение всех экономических процессов, сегодня вопрос временных затрат в отдельных ситуациях стоит выше величины затрат материальных. Данные тенденции характерны и для развития науки, в том числе экономического анализа. Необходимость принятия оперативных управленческих решений обусловливает сроки проведения необходимых аналитических процедур, не оказывая влияния при этом на качественные результаты анализа. При осуществлении инновационной деятельности необходимость оперативного качественного анализа возрастает, так как сегодня та или иная информация может являться актуальной, а завтра – уже нет.

Инновационный процесс предприятий состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, каждый из которых подлежит анализу. Предприятия в отдельных ситуациях даже не подозревают, что внедряя новые технологии, расширяя ассортимент, модернизируя производственный процесс, улучшая технологические процессы, они реализуют различные инновационные проекты. Эффективность их реализации оценивается лишь посредством роста показателей доходности и прибыльности, которые конечно, являются одними из важнейших показателей, но не исследуют специфику такого явления, как «инновация».  С другой стороны, отдельные производители не представляют возможным внедрять инновационные технологии, в связи с отсутствием финансовых возможностей для их разработки или приобретения. Однако в большинстве своем предприятия имеют большую часть необходимых средств, но нерациональное их использования или неверное определение их количества, в виду отсутствия регулярного экономического анализа, приводит к неэффективному  использованию и перераспределению средств.

Современные тенденции инновационного развития отдельных отраслей и предприятий характеризуются низким уровнем инновационной восприимчивости, не смотря на то, что экономические субъекты имеют достаточно стабильное финансовое положение, наличие свободных собственных средств, положительную динамику прибыли и уровня рентабельности.

Рассмотренная сложившаяся ситуация позволяет обосновать необходимость развития и использования экспресс-методик оценки инновационной направленности предприятий, в частности к таковым относится анкетирование.

Одним из первых кто стал использовать этот метод был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» [1].

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта. Анкетирование как метод исследования позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ.

Метод анкетирования имеет следующие достоинства:

  • оперативность получения необходимой информации;
  • возможность организации массовых обследований;
  • незначительная трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
  • отсутствие субъективного пристрастия к кому-либо из анкетируемых.

Наряду с достоинствами метод анкетирования обладает и недостатками, среди которых можно выделить:

  • не возможность переформулирования вопросов, в связи с отсутствием личного контакта;
  • не достаточная достоверность результатов, на итоги которых могут оказать слияние различные факторы

Метод анкетного исследования активно применяется в социологических, педагогических, статистических исследованиях. В экономических исследования анкетирование используется недостаточно широко, в виду абстрактности своих результатов. По нашему мнению, четко выстроенные и верно сформулированные анкеты, отвечающие цели исследования и преследующие ее достижение являются одной из составляющих информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий. Результаты анкетирования возможностей осуществления инновационной деятельности позволят объективно оценить существующую экономическую ситуацию на предприятии и спроектировать результаты ответов на конкретную модель инновационного развития. Практическое применение анкетирования в рамках оценки инновационной направленности предприятий позволит обеспечить аппарат управления оперативной комплексной информацией о возможных тенденциях развития инновационной деятельности на предприятии, тем самым повысив эффективность принимаемых управленческих решений относительно дальнейших мероприятий в направлении развития инновационной деятельности.

Список литературы:

  1. Гальтон, Фрэнсис «Английские люди науки: их природа и воспитание» / Фрэнсис Гальтон. – [Электронный ресурс].
    АНКЕТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    При осуществлении инновационной деятельности необходимость качественного анализа возрастает. Анкетирование, являясь методом экспресс-анализа инновационной деятельности, позволяет оперативно получить необходимую информацию о реалиях и перспективах инновационного развития предприятия.
    Written by: Анцибор Анна Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook