29 Авг

АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ АГРАРНОГО КОНСАЛТИНГА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Главная цель аграрного консалтинга состоит в повышении эффективности аграрных формирований путем приведения их кадрового потенциала в соответствие с требованиями рыночной экономики и стимулирования инновационной активности руководителей и специалистов через оказание информационной и консультационной поддержки в принятии обоснованных управленческих решений по всем направлениям хозяйственной деятельности. Это обусловливает актуальность комплексного исследования теоретических, методических и практических проблем функционирования системы аграрного консалтинга как инструмента развития аграрной отрасли.

Целью работы является анализ среды функционирования служб аграрного консалтинга и выявление приоритетного ряда факторов, влияющих на развитие системы сельскохозяйственного консультирования на примере Республики Крым.

Достижение цели потребовало использования экспертной оценки – для выявления и оценки факторов внешней и внутренней среды; метода парных сравнений на основе многомерного шкалирования – для определения приоритетного ряда факторов, определяющих развитие служб сельскохозяйственного консультирования, SWOT – анализ – для формирования проблемного поля и перспектив развития системы аграрного консалтинга.

Эффективность взаимодействия консультантов информационно-консультационных служб (ИКС) и сельскохозяйственных производителей в значительной степени определяется влиянием факторов внешней и внутренней среды их функционирования. Практика показывает, что в современных условиях внешние факторы являются определяющими, поскольку не только создают среду, в которой работают консультанты и их клиенты, но и определяют характер ее изменений. Факторы внешней среды принято разделять на две категории: факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторами прямого воздействия, оказывающими наиболее существенное влияние на деятельность информационно-консультационных служб, являются:

1) потребители, которые предъявляют спрос на консультационные услуги и задают ориентиры текущей и будущей деятельности информационно-консультационных служб в отношении содержания и формы услуг, способных наилучшим образом удовлетворить их запросы;

2) конкуренты – структуры, основными или вспомогательными функциями которых является оказание консультационной поддержки аграрных формирований. Однако конкуренция тогда сыграет определяющую роль в развитии аграрного консалтинга, когда товаропроизводители в полной мере осознают значимость таких услуг для повышения эффективности деятельности и будут в состоянии предъявить платежеспособный спрос на эти услуги, стимулируя вхождение на рынок все новых поставщиков;

3) состояние и уровень развития инфраструктуры региона. С одной стороны неразвитая инфраструктура затрудняет доступ аграрных формирований к ресурсам и рынкам сбыта, снижая эффективность сельскохозяйственного производства и нивелируя преимущества новых технологий, которые пропагандируют консультанты. С другой – сдерживает активность консультантов, затрудняя коммуникации с потенциальными клиентами;

4) местные органы власти, которые являются проводниками государственной политики на уровне региона, определяют содержание и объемы финансирования региональных программ развития и непосредственно деятельности, организованных на их базе информационно-консультационных служб;

5) развитие системы аграрного образования и научного обеспечения региона. Научно-исследовательские учреждения и информационно-консультационные службы по своей сути должны являться важнейшими стратегическими партнерами в сфере аграрного консалтинга, поскольку первые – генерируют новые знания, а вторые — делают их доступными для широко круга конечных потребителей.

Отсутствие взаимосвязи между этими структурами порождает две категории проблем. Во-первых, нарушается принцип обратной связи между производителями, консультантами и исследователями, в результате значительная доля новых научных разработок остается невостребованной; во-вторых, затрудняется реализация функции внедрения, в результате актуальные изобретения остаются неизвестными и не используются товаропроизводителями.

Образовательные учреждения также являются источником ресурсов для информационно-консультационных служб. И это не только новые знания, но и кадры, которые могут работать в системе аграрного консалтинга;

6) уровень развития кооперации (наличие кооперативов, союзов, ассоциаций, других объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей), определяющий результативность функционирования информационно- консультационных служб в регионе, являясь тем коммуникационным каналом, который позволяет консультантам устанавливать контакты с наибольшим числом потенциальных клиентов и достигать максимального экономического и социального эффекта своей деятельности.

Среди наиболее значимых факторов, оказывающих косвенное воздействие на функционирование служб аграрного консалтинга и их взаимодействие с сельскохозяйственными производителями можно отметить следующие:

1) агроклиматические условия, обусловливающие отраслевое разнообразие сельскохозяйственного производства, систему ведения хозяйства товаропроизводителей конкретной территории и определяющие специфическую область задач, на решение которых направляется деятельность информационно- консультационной службы;

2) политика государства, которой определяются стратегические приоритеты в экономической, социальной, экологической и других сферах, а, следовательно, объемы, формы и направление поддержки сельскохозяйственных производителей и информационно-консультационных служб. Поэтому от того насколько направленность государственной политики в сфере сельского хозяйства будет соответствовать рыночным условиям и стимулировать повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, настолько она будет коррелировать с деятельностью информационно- консультационных служб и усиливать ее результативность;

3) экономические условия, которые проявляются в действии ценового, бюджетного, финансово-кредитного механизмов и механизма налогообложения, которые в совокупности определяют экономическую целесообразность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывая конструктивное либо деструктивное воздействие на развитие аграрного сектора, а, следовательно, и деятельность информационно-консультационных служб;

4) правовое обеспечение, представляющее собой совокупность форм, методов и средств законодательного регулирования хозяйственной деятельности и в том числе деятельности информационно-консультационных служб;

5) социально-культурные факторы, включающие динамику реального уровня потребления социальных благ, продолжительность жизни, параметры физического и духовного здоровья сельского населения, уровень его образованности. Эти факторы являются определяющими для эффективного функционирования информационно-консультационных служб, поскольку основным объектом их воздействия являются люди, осуществляющие хозяйственную деятельность на земле, а не сельскохозяйственное производство;

6) технологические факторы, определяющие уровень развития технологии производства, а, следовательно, инновационную деятельность информационно-консультационной службы.

Применение метода парных сравнений на основе многомерного шкалирования [1, с. 25] позволило оценить степень влияния и выявить приоритетность факторов, сдерживающих развитие информационно-консультационных служб.

Среди внешних факторов наибольшее сдерживающее влияние оказывает несовершенство инфраструктуры региона (19,8%), недостаточная государственная поддержка консультационной деятельности (16,6%), слабое взаимодействие с образовательными и научно-исследовательскими организациями (13,8%), недостаточное сотрудничество с местными органами власти и управления АПК (12,6%), и другие факторы (таблица 1).

Таблица 1.

Приоритетный ряд факторов внешней и внутренней среды

консультационной деятельности

Факторы внешней

среды

Степень влияния Ранг Факторы внутренней среды Степень влияния Ранг
Несовершенство инфраструктуры региона 19,83 1 Кадровое обеспечение 18,16 1
Государственная поддержка консультационной деятельности 16,56 2 Наличие и/или доступ к информационным ресурсам 16,77 2
Взаимодействие с образовательными и научно- исследовательскими организациями 13,85 3 Финансовые возможности службы 13,08 3
Отношения с местными органами власти и управления АПК 12,63 4 Уровень материально-технического обеспечения 9,53 4
Уровень развития кооперации на селе 10,37 5 Мониторинг и оценка эффективности деятельности службы 9,20 5
Финансовое состояние клиентов ИКС 7,43 6 Маркетинг консультационных услуг 8,49 6
Состояние и уровень развития информатизации 6,51 7 Система мотивации 8,43 7
Правовое обеспечение деятельности информационно-консультацион-ных служб 5,99 8 Система организации труда и процессов обслуживания клиентов 7,39 8
Уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов АПК 4,17 9 Система контроля качества консультационных услуг 7,22 9
Спрос на консультационные услуги 2,67 10 Организационно- правовая форма хозяйствования 1,74 10

Среди системы внутренних факторов наиболее существенное влияние на функционирование и развитие информационно-консультационных служб оказывают: кадровое обеспечение (18,2%), наличие и доступ к информационным ресурсам (16,8%), финансовые возможности службы (13,1%), уровень материально-технического обеспечения (9,5%), мониторинг и оценка эффективности деятельности службы (9,2%) и другие факторы.

Анализ приоритетного ряда факторов, влияющих на развитие служб аграрного консалтинга целесообразно продолжить матрицей сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, позволяющей построить проблемное поле и обосновать перспективы развития системы аграрного консалтинга.

Совокупность проблем, выявленных на основании SWOT-анализа, предлагается разбить на блоки, среди которых принципиальное значение для системы аграрного консалтинга имеют следующие: механизмы государственного регулирования, инновационная система, система образования и развития человеческих ресурсов, информационно-коммуникационные технологии, информационное обеспечение, организация и управление деятельностью информационно-консультационных служб [2, с. 9]. Анализ обозначенных блоков матрицы SWOT дает основание для следующих выводов.

  1. Механизмы государственного регулирования: приоритетность развития системы аграрного консалтинга в государственной аграрной политике свидетельствует об осознании важности подобной поддержки для обеспечения конкурентоспособности аграрных формирований. Однако инертный характер решения проблем механизмов государственного регулирования фактически в полном объеме сдерживает реализацию потенциала этого блока.
  2. Инновационная система: значительный объем ресурсов инновационной системы не находит своего применения в аграрном секторе экономики в связи с неразвитостью каналов прямой и обратной связи в системе наука – информационно-консультационная деятельность – производство. Пролонгирование ситуации углубит технологическое отставание, обусловит подрыв научного и дальнейшую деградацию производственного потенциала аграрной отрасли.
  3. Система образования и развития человеческих ресурсов: развитая сеть аграрных учебных заведений, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав готовят специалистов, не желающих связывать свою профессиональную деятельность с сельскохозяйственным производством. Ускорение темпов устаревания знаний, недостаточная гибкость системы образования усиливает несоответствие подготовки кадров АПК требованиям экономики, повышая актуальность развития сети служб аграрного консалтинга.
  4. Информационно-коммуникационные технологии: неудовлетворительный уровень развития информатизации в сельском хозяйстве в силу объективных (недостаточные финансовые возможности) и субъективных (непонимание преимуществ, недостаточная квалификация для использования) причин сдерживает реализацию потенциала системы аграрного консалтинга в направлении массового обслуживания руководителей и специалистов аграрных формирований и повышения их конкурентоспособности.
  5. Информационное обеспечение: ограниченный доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, значительные массивы неструктурированной, разрозненной информации усиливают степень неопределенности, снижают эффективность управленческих решений, ограничивают перспективы развития системы аграрного консалтинга, базовыми ресурсами которой являются квалифицированные кадры и информация.
  6. Организация и управление деятельностью информационно-консультационных служб: преимущество многообразия поставщиков консультационных услуг, определяемое направленностью на удовлетворение информационных потребностей различных категорий пользователей, нивелируются низким уровнем взаимодействия и координации деятельности по направлениям, способным усилить позиции каждого потенциального поставщика (создание единой информационной базы, разработка стандартов качества, др.).

Представим направления развития информационно-консультационной системы в виде матрицы взаимодействия, являющейся завершающим этапом SWOT – анализа (таблица 2).

Таблица 2.

Стратегические направления развития системы аграрного консалтинга

  Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Использование сильных сторон для реализации возможностей

— усиление позиций действующих ИКС на рынке;

— расширение охвата сельских территорий услугами ИКС;

Использование возможностей для нивелирования слабых сторон

— развитие инфраструктуры региона (в т.ч. информационной);

— развитие системы коммуникаций ИКС (формирование положительного общественного мнения и системы обратной связи);

— создание единого регионального координационного центра аграрного консалтинга;

— популяризация и аграрного образования и сельского образа жизни;

Угрозы Использование сильных сторон для снижения влияния

угроз

— формирование спроса и стимулирование сбыта информационно-консультационных услуг;

— стимулирование инновационной активности аграрных формирований, учреждений науки и аграрного образования;

Взаимодействие слабых сторон и

угроз – минимизация потерь

— повышение эффективности целевых программ поддержки развития АПК и сельских территорий;

— стимулирование процессов информатизации сельских территорий и АПК;

— горизонтальная сетевая кооперация структур аграрного консалтинга как форма организации консультационного процесса

Таким образом, на современном этапе в системе аграрного консалтинга преобладающими являются слабые стороны, а внешняя среда несет больше угроз, чем открывает возможностей. Несовершенство механизмов государственного регулирования сдерживает развитие аграрного консалтинга. Кризисное состояние многих аграрных формирований сводит к минимуму платежеспособный спрос на консультационные услуги и определяет непривлекательность агроконсалтинговых структур для квалифицированных специалистов. Низкий уровень информатизации и недостаточное информационное обеспечение ограничивают возможности консультантов.

В то же время процесс развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве носит необратимый характер. Перспективы связаны с развитием инфраструктуры региона, концентрированным ростом и сетевой кооперацией действующих ИКС, повышением эффективности государственных целевых программ развития АПК и сельских территорий.

 

Список литературы:

  1. Методика экономических исследований / под ред. Ф.В. Зиновьева. Симферополь : Таврия, 1999. – 167 с.
  2. Ольховая Г.В. Управленческое консультирование аграрных формирований и пути его совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный филиал «Крымский агротехнологический университет» Национального аграрного университета. Симферополь, 2009. – 20с.
    АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ АГРАРНОГО КОНСАЛТИНГА
    Проведена оценка степени влияния и выявлен приоритетный ряд факторов, сдерживающих развитие информационно-консультационных служб; сформировано проблемное поле и обоснованы перспективы развития системы аграрного консалтинга.
    Written by: Ольховая Галина Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)
    Available in: Ebook