30 Апр

АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [2, с. 272]. Основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании стратегической цели и ее достижении [4, с. 302]. В литературе представлены следующие  методы  планирования:

— экспертные (оценочные) или эвристические методы;

— методы прямых инженерно-экономических расчетов;

— балансовый метод;

— экономико-математические методы;

— метод ССП [1, с. 15-19].

Анализ  достоинств и недостатков каждого из методов  представлен в таблице 1.

Каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки и в отдельности не может в полном объеме решать задачу стратегического планирования для нефтяных компаний. В последнее время получил распространение метод ССП, который является наиболее распространенным методом стратегического планирования т.к. позволяет связать стратегические цели компании с бизнес – процессами.

Таблица 1

Достоинства и недостатки методов стратегического планирования

Метод Достоинства Недостатки
Экспертные (оценочные) или эвристические методы 1.  Каждый фактор рассматривается во взаимосвязи, учитывается взаимодействие всех факторов и степень их воздействия на конечный результат;

2. Позволяет применить практически всю информацию, также неформализованную, неполную.

1. Прогноз бывает качественным, и формализовать его сложно.

 

Методы прямых инженерно-экономических расчетов 1. Предназна­чен для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

2. Широко используются при решении стандартных и структурированных проблем.

Не всегда можно применить, т.к. не все экономические процессы можно формализовано представить.

 

Балансовый метод 1. Простота и ясность;

2. Обеспечивает целостность планирования на всех уровнях управления предприятием;

 

1. Формирует итоговые результаты исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей от их исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций – в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно;

2. С помощью только лишь финансовых показателей невозможно всесторонне оценить эффективность инвестиций в нематериальные активы, конструктивно влиять на отношение к компании ее клиентов и повышать компетентность управляющего персонала.

Экономико-математические методы 1.  Для прогноза изменения ситуации используют количественные показатели. 1. Прогнозируют только количественные показатели.

 

Метод ССП 1. Связывает стратегические цели компании с бизнес  — процессами;

2. Прогнозирует как количественные, так и качественные показатели;

3. ССП рассматривает стратегию компании по 4 составляющим, соединенными причинно – следственными связями;

4. Простота восприятия исполнителями;

5. Доведение стратегии компании до каждого сотрудника;

6. Улучшение системы мотивации персонала;

7. Существует связь между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего.

1. ССП невозможно адаптировать к разным бизнес — процессам;

2. Разработка ССП трудоемка.
 

 

В статье был проведен анализ методов стратегического планирования. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что из всех представленных методов стратегического планирования, метод ССП отвечает основной задаче стратегического планирования.

Метод ССП трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям, таким как финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации. Четыре составляющие ССП позволяют достичь баланса между долго – и краткосрочными целями, желаемыми результатами и факторами их достижения, а также жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями [3, с. 18-22].

ССП устанавливает связи между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего – путем выстраивания соответствующих целей и показателей. В ССП рассматриваются как количественные, так и качественные ключевые показатели эффективности, которые позволяют оценить степень достижения стратегической цели и стратегии развития по уровням иерархии предприятия вплоть до подразделений, а также бизнес – процессов.  ССП согласовывает цели и задачи подразделения и каждого работника со стратегией компании.

Список литературы:

  1. Бойко А.А. Методы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных воспроизводственных фондов/ А.А. Бойко. – Вестник СибГАУ, 2011 — №5.
  2. Большаков А.С. Современный менеджмент и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов. – СПБ: Питер, 2005. – 528с.
  3. Бондаренко О.Н. Управление производством на основе сбалансированной системы показателей [Электронный ресурс] / О.Н. Бондаренко // Российское предпринимательство. – 2005. – № 11(71). — С. 18-22. — Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/7223/
  4. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд – М: Юнита-Дана, 2012. – 577 с.
    АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ
    Статья посвящена анализу методов стратегического планирования для нефтяных компаний. В статье проведен анализ существующих методов планирования. Один из наиболее эффективных методов стратегического планирования является система сбалансированных показателей (ССП).
    Written by: Дудорова Юлия Ивановна, Халикова Мамдуда Абдулхаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/04/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook