28 Ноя

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений в социальной сфере во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. В международном понимании социальная ответственность бизнеса понимается как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании. Ведение политики социальной ответственности бизнеса является одним из инструментов, который позволяет: укрепить репутацию и имидж компании; улучшить качество управления бизнесом; повысить инвестиционную привлекательность компании; развивать собственный персонал и привлекать лучших специалистов на рынке; освещать деятельность компании в СМИ; сохранять социальную стабильность в обществе в целом.

В бизнес-сообществе России существует, как минимум три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность бизнеса:

— под социальной ответственностью понимается то, что основная хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается, например, в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов, создании оплачиваемых рабочих мест;

— компания своей деятельностью выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся с ее стратегией развития;

— на фоне растущего интереса российского делового сообщества к вопросам социальной ответственности наблюдается тенденция, которая выражается в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, так как это модно, в прагматическом для бизнеса понимании. В этом случае социальная ответственность проявляется не только в том, что компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, что они принимают активное участие в формировании высоких общественных стандартов.

Исходя из этих подходов, организации проходят определенные уровни развития социально ответственного поведения. Первый уровень – базовый уровень, который отражает, получившую распространение в англосаксонских странах, модель «компании собственников». Этот уровень следует рассматривать как предпосылку, стартовое условие социально ответственного поведения. Его требования заключаются лишь в добросовестном выполнении своих прямых обязательств перед обществом и государством в соответствии с установленными правилами игры: регулярно выплачивать заработную плату; соблюдать нормы трудового законодательства; своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги; обеспечивать установленные стандарты качества продукции. То есть это тот бизнес, который ограничивает свою социальную ответственность осуществлением социальной политики внутри корпорации. Что же касается проявления внешней социальной ответственности, то она ограничивается лишь уплатой налогов  [2, с. 81].  В России не только субъекты бизнеса, но и многие представители властных структур, считают целесообразным ограничение социальной ответственности корпораций этим уровнем.  Второй уровень – средний, где социальная ответственность предполагает помимо внутренней ответственности наличие у бизнеса неких добровольных атрибутов, например, благотворительность [2, с. 81]. Также этот уровень гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг, то есть реализацию целевых социальных инвестиций, которые, с известной долей условности, можно разделить на два вида: 1) инвестиции в человеческий капитал, в том числе в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, в совершенствование организации и обогащение содержания труда, а также в охрану труда и здоровья работников; 2) социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно косвенный характер и трудно поддается учету, такие, как улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные не на самого работника, а на членов его семьи.  Третий уровень – повышенная ответственность, где компании осуществляют добровольное социальное поведение в различных сферах жизни. Отличительной чертой этого уровня является добровольное конструктивное взаимодействие бизнеса с внутренними и внешними заинтересованными сторонами и налаживание с ними устойчивых коммуникаций [2, с. 82]. Объектом социальных инвестиций в данном случае становятся население территорий либо отдельные его категории, где разворачивается деятельность корпорации. Сюда попадают все благотворительные программы и частично программы, изначально нацеленные на создание благоприятных условий деятельности компании, дающие «сопутствующий эффект» (вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение улиц и т.п.). И последний четвертый уровень – высокая социальная ответственность. Как правило, на этот уровень выходят компании, которые сами выступают с инициативой социальных проектов.

Исходя из представленных уровней, можно сказать, что социальная ответственность в России находится в процессе становления. Бизнес придерживается модели, согласно которой самостоятельно определяет меру своей ответственности за социальное развитие общества. Компаниям, чтобы  перейти на наиболее высший уровень социальной ответственности мешает ряд важных проблем реализации социальной ответственности. Первой наиболее важной проблемой является отсутствие реально законодательно установленных норм регулирования отношений в этой сфере, которые были бы универсальными и широко используемыми для всех компаний. В большинстве случаев используется на крупных российских предприятиях Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности», который полностью идентичен международному стандарту ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility», который является действенным инструментом и позволяет в частности, оценить те или иные программы в контексте общей стратегии корпоративной социальной ответственности [1]. Применение этого стандарта является добровольным. Но в основном ведется политика принудительного навязывания компаниям со стороны государства необходимости осуществления деятельности на основе принципов корпоративной социальной ответственности, которая не приводит к желаемым результатам, так как руководство компаний, учитывая сегодняшнюю нестабильность экономики в нашей стране, не очень охотно расстаются со своими доходами, предпочитая оставить что-то в запасе. Государство, в свою очередь, заинтересовано в участии крупных компаний в развитии социальной ответственности бизнеса ввиду недостатка финансовых средств, и в принципе готово на партнерство и оказание содействия в этом процессе [3]. Поэтому, для эффективного взаимовыгодного сотрудничества этих институтов, необходимо создание в России адекватного механизма государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.  Еще не менее важной проблемой социальной ответственности в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса. Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие: денежные гранты; благотворительные пожертвования и спонсорская помощь; социальные инвестиции; административный / социальный бюджет.  Также в ведении политики  социальной ответственности нередко отсутствует указание на осуществление бизнесом своего социально ответственного поведения «в меру своих возможностей» или «не в ущерб своей основной деятельности» [2, с. 82]. Чрезмерное увлечение социальной ответственностью может привести  к негативным последствиям. Вместе с тем, участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Это вызвано тем, что в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности, а также социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы. Следующая проблема – это достижение баланса интересов и потребностей множества заинтересованных сторон, оказывающих на организацию определенное влияние или подверженных ему. Большинство крупных корпораций испытывает серьезное давление с их стороны. Требуемые от корпорации конкретные действия могут быть совершенно различными, например, использование более экологически чистых материалов в производстве, удовлетворение интересов конкретных некоммерческих организаций.  Еще одна проблема – это вовлеченность компаний в процесс внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность. Эта доля очень мала. Официально курс в этом направлении был взят еще в 2003 году, и за прошедшие двенадцать лет добровольная активность по усвоению этих принципов наблюдается в основном у крупных национальных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть»  и других. Эти представители частного бизнеса первыми стали использовать в деятельности международные стандарты корпоративной социальной ответственности и предоставлять социальную отчетность, отличающуюся своей прозрачностью и общедоступностью для общества. К сожалению, малый и средний бизнес такую активность не проявляет, это связано как с недостаточностью материальных ресурсов по сравнению с крупными корпорациями, так и из-за многочисленных налоговых платежей. Все это позволяет российским представителям малого и среднего бизнеса ограничиваться лишь благотворительностью местного масштаба. Также становлению в нашей стране социальной ответственности мешает и то, что работники компаний, критикуя своих работодателей по поводу того, что они не желают решать их проблемы в социальной сфере, сами частично или полностью отстраняются от попыток предпринять какие-либо шаги в этом направлении самостоятельно, предпочитая перекладывать ответственность за это на вышестоящее руководство.

К сожалению, это не все реально существующие проблемы, так как по мере активного внедрения политики социальной ответственности в России возникнет еще большее число проблем, одна проблема вытекает из другой, но в конечном итоге при научно обоснованном подходе они поддаются разрешению. Например, при достижении единого понимания сущности и значимости социальной ответственности и системного ее характера, распространение лучших практик вложения социальных инвестиций и ведения социальной отчетности было бы более эффективным и целесообразным. Сейчас, например, одни компании в своем определении социальной ответственности делают акцент на удовлетворении потребностей потребителей, другие выделяют все уровни социальной ответственности, при этом, не определив приоритеты. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: глубокое интегрирование принципов социальной ответственности в корпоративную стратегию подразумевает развитие стратегической социальной ответственности и реализацию ее инновационного потенциала. Большинство принципов социальной ответственности не известны российскому бизнесу, нет системного подхода к их пониманию, а главное осознанию. В связи с этим идут расхождения в формулировке стратегии и места в ней социальной ответственности компании. Такие мероприятия были уже опробованы в зарубежных странах, поэтому некоторый опыт может быть заимствован, но и обязательно нужна разработка более конкретных рекомендаций для нашей страны с учетом российского менталитета.

Таким образом, в современном мире социальная ответственность бизнеса играет, несомненно, важную роль. От комплексного решения социальных проблем во многом зависит будущее всего общества. Но, безусловно, это решение в значительной мере определяется деятельностью современных компаний и их ответственностью перед обществом и будущим.

 

Список литературы:

  1. Национальный стандарт ГОСТ ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс]. URL:http://protect.gost.ru/v.aspx (дата обращения: 20.11.2015).
  2. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2011. – 477 с.
  3. Толкишевская Т.М., Быкова А.В. Актуальные проблемы становления социальной ответственности бизнеса в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3383 (дата обращения: 20.11.2015).
    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
    Формирование эффективной рыночной экономической модели в России ставит на повестку дня новые проблемы взаимодействия общества с одной стороны и бизнеса с другой. Среди этих проблем актуальным является социальная ответственность делового сообщества, компаний и отдельных представителей бизнеса. Таким образом, в данной статье рассматриваются основные подходы и уровни развития социально ответственного поведения организаций, на основе которых приводится ряд проблем, связанных с осуществлением политики социальной ответственности бизнеса в России.
    Written by: Зайцева Ангелина Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/22/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook