29 Авг

СУПРИМАТИЗМ, КАК ПУТЬ К КОНСТРУКТИВИЗМУ (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Архитектура послереволюционных десятилетий на первом этапе, демонстрирует романтическое восприятие нового времени, что выражается в поиске новой символике, соответствующих форм архитектурной выразительности. Синтез искусств, взаимопроникновение идей изобразительного и архитектурного пластов культуры,  берущий свое начало с эпохи модерна становится основой для романтического символизма этого периода.

Поиски нового языка, позволявшего отражать меняющуюся действительность, активно шло в художественной среде, как наиболее мобильной части культуры. Экспрессионизм и кубизм, футуризм и  абстракционизм демонстрировали отрыв  от прошлого, его рамок, провозглашая становление нового свободного общества.

Центральным явлением русского художественного авангарда, взорвавшего основы искусства прошлого, явилось направление супрематизма,  который к 1920-м гг. приобретает своих сторонников в различных сферах искусства. Так в художественной культуре вместе с основателем супрематизма Казимиром Малевичем в этом направлении работают такие передовые художники молодой советской России как И.Клюн, В.Попова, А.А.Эстер, Э.Лисицкий, А.Родченко  и другие.

После революции 1917 г. романтическая художественная символика выплескивается на улицы, говоря языком революционных масс. Включение художников в процесс построение нового мира дало импульс иного восприятия существующего городского пространства, выразившееся первоначально в декорировании существующих форм художественными средствами. Массовые театральные действа оформляются активной цветовой палитрой динамикой форм, формирую некие протоансамбли архитектуры будущего (рис. 1, 2).

Рисунок 1- Эскиз оформления площади Урицкого в Петрограде к празднованию 1-ой годовщины Октябрьской революции, Н.И.Альтман, 1918 г.

Рисунок 2 — Оформление театрализованного зрелища «Взятие Зимнего». Ю.П.Анненков, 1921 г.

Основной идеей левых архитекторов, явилась вера в  способность нового искусства и архитектуры изменить общество, поэтому только новые эстетические категории, могли стать инструментом этих преобразований. Все художественные поиски того времени роднит призыв к «ревизии» устоявшихся форм, вычленению их первоэлементов, из которых и сложен окружающий мир, и, наконец, к их сведению воедино в новом пространстве. Все более настойчиво выдвигались требования отказа от декорирования, переходу к новой формуле архитектуры, в которой главными становятся функционализм и рациональность [3, c. 35]. Поэтому мировоззрение основоположников супрематизма, работающих с «первоэлементами мироздания» становится идейно-художественной платформой архитектуры русского кубофутуризма и в конечном итоге конструктивизма.

Большое влияние на ленинградский конструктивизм оказала система супрематизма художников — живописцев и графиков, в работах которых провозглашалась самоценность формы, цвета, а абстрактные геометрические элементы придавали уравновешенность динамическим композициям. В ней простые, лишенные декора геометрические формы открывали новые эстетические возможности и давали новые художественные средства  для работы архитекторов, для формирования нового стиля.

Параллельно художественной основе архитектурных поясков в это время складывается собственно архитектурные теории взаимодействия пространства и формы, объемной динамики и статики. В Ленинграде Л. М. Хидекель и А.С. Никольский творчески применяют супрематистские тенденции в архитектурной практике. От плоскостных композиций выстраиваются архитектоны и проуны, являющиеся предвестниками «супрематистского конструктивизма» (рис. 3, 4, 5, 6 ).

А в мастерской под руководством А.С. Никольского идет научно-теоретическая и экспериментально-проектная работа необходимая на этапе формирования новой архитектуры [1, c.92].  Одновременно с формальными исканиями, шла работа применения рациональных конструктивных схем, организации внутренних пространств в соответствии с назначением сооружений.

Именно ленинградская школа активно заявила о себе на первой выставке современной архитектуры в Москве. В журнале «Строительство Москвы» в статье о выставке говорилось «Выделяется группа ленинградских архитекторов (А.С. Никольский, И. Белдовский, В. Гальперин и А. Крестин), представивших многочисленные разнообразные проекты, из коих многие заслуживают пристального и серьезного внимания» [4, c. 124].

Рисунок 7.  А. С. Никольский,  В.М.Гальперин, А.А.Заварзин. Политехническая, 22, Школа ФЗО. 1929—30.

Ленинградскую школу отличали проекты в духе «супрематистского конструктивизма», где наряду с сочетанием простых геометрических объемов, линий ленточных окон,  сдвижками плоскостей, использовалась динамика и острота композиций (рис. 7).

Торжество нового объемно-пространственного метода в 20-30-х гг. ХХ в. шло параллельно с возникновением новых, социально адаптированных к революционным установкам сооружениям.  В это время активно строились  дома-коммуны и жилые массивы — рабочие  кварталы, фабрики-кухни, Дворцы и дома культуры, административные здания и т.п. Эти здания не только тяготели к местам приложения труда (возникая в основном на окраинах), но зачастую формировали ансамбли различного назначения и свойства.

Основой объемно-пространственных решений и художественных форм конструктивизма являлось применение новых строительных конструкций и материалов в строительстве (каркасная система, железобетонные перекрытия, металлические балки и т.п.). Однако в России 1920-1930 гг. применение этих конструктивных элементов в общественном, а тем более в жилом строительстве было крайне редким, при отсутствии производственно-технической базы индустриального строительства здания в основном строились из кирпича. В этом случае формы и детали архитектуры конструктивизма  воспроизводились в кирпиче, становясь  декоративными элементами [2, с. 144].

Первый генеральный план развития города был утвержден в 1929 г. Этому предшествовала работа, начатая в 1918 г. в «Комиссии по перепланировке Петрограда» под руководством Л.А.Ильина и продолженная «Бюро по урегулированию плана Петрограда». При этом органе были созданы проектная мастерская и Художественный совет, в который вошли И.А.Фомин, Гельфрейх, А.С.Никольский, С.С.Серафимов и другие [1, с. 44-45].

В 1925 г. были разработаны схемы районирования города и сделан эскизный проект планировки «Большого Ленинграда». В соответствии с ним развитие Ленинграда должно было идти в северо-восточном и юго-западном направлении. Поэтому эти районы являются местами сосредоточения объектов, построенных в период 1920-30 гг.

Наследие ленинградского конструктивизма можно разделить на следующие типы в соответствии с местом их размещения:

-Общественные сооружения призванные играть особую идеологическую роль (административные здания, райсоветы, Дворцы и Дома культуры);

-Комплексы: жилые кварталы, промышленные объекты;

-Отдельные сооружения, в основном тяготеющие к местам приложения труда, но расположенных вблизи новых жилых кварталах (фабрики-кухни, бани, дома культуры);

-Сооружения, всторенные в историческую застройку;

 Список литературы:

  1. Архитектурная графика эпохи конструктивизма в собрании государственного музея истории Санкт-Петербурга: Каталог. / Авт.-сост. М.Л.Макогонова – СПб: ГМИ СПб, 2008.- 264 с.: илл.
  2. Былинкин Н.П., Володин П.А., Корнфельд Я.А., Михайлоа А.И., Савицкий Ю.Ю. История советской архитектуры. 1917-1958. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. – М. 1962 -348 с.
  3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 Проблемы формообразования (гл 7 о Никольском)
  4. Щербаков В. Выставка «Современная архитектура» //Строительство Москвы 1927. — № 7. – С. 10
    СУПРИМАТИЗМ, КАК ПУТЬ К КОНСТРУКТИВИЗМУ (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА)
    Цель исследования заключается в рассмотрении общественно - культурных процессов 17– начала 30-х гг. ХХ в. История развития творческих поисков первых послеоктябрьских десятилетий дается в ракурсе их влияния на формирование мировоззрения в области объемно-пространственных искусств. В этой связи анализируется творчество ленинградских архитекторов начала ХХ века. Автор выявляет типологию объектов конструктивизма по месту их размещения в городе.
    Written by: Золотарева Милена Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)
    Available in: Ebook